МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0

Становление Русского Биллиарда

Вполне вероятное существование бильярда в метрополии Русско-ордынской Империи (то есть в России) в 16-ом веке, никак не вяжется с той ролью отсталой страны, которую сочиняли для Романовых нанятые ими из заграницы историки-фальсификаторы. Видимо поэтому никаких свидетельств о бильярде при дворе Ивана Грозного пока не найдено. Хотя из существующих писем Грозного европейским государям (уже практиковавшим бильярд) очевиден надменный, даже грубый стиль общения, совсем не подобающий стилю общения равных монархов.

Традиционная историческая (лже)наука считает, что бильярд в Россию завёз царь Пётр I из своего путешествия по Европе в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Однако, утверждать, что до этого времени в России не была известна бильярдная игра, никаких оснований нет.
Как бы то ни было, можно утверждать, что с начала 1700-ых годов бильярд в России получил государственную поддержку, благодаря увлечению им молодого царя, а вслед за ним – придворных, знати, дворян-военных и т.д. Как сказано выше, как раз в начале 1700-ых в Европе появилась "французская" манера игры на лузном столе без Арки и Столбика. В том числе и игра «A la guerre» для компании игроков (до 8-9 человек), у каждого из которых свой собственный шар-биток, с новым стратегическим элементом игры (атака по отыгрышу) стимулирующим игру от борта (абриколями и дуплетами). Новая манера игры быстро набирает популярность, и вскоре при описании правил бильярдных игр в книгах уже не упоминаются такие игровые элементы как Арка и Столбик. Во Франции последнее их упоминание в правилах относится к 1730 году, а в Англии и того позже, к 1754 г. Проявился пресловутых консерватизм англичан.

Первое упоминание о Русском Биллиарде в европейских печатных источниках относится к 1773 году. Причём, Русский Бильярд упоминается в том же самом английском журнале Covent Garden, в котором впервые (для английских источников) говорится о трёхшаровой карамбольной игре Carambole, недавно появившейся во Франции. А именно: в январском номере журнала 1773 года описана игра Carambole, а в конце года, в декабрьском приложении к журналу, описана игра Russian Carambole, в которой при том же инвентаре есть принципиальное отличие от представленной в январе игры Carambole в ней применяется правило серийной игры. После сыгрывания красного "ничейного" шара в лузу и выставления его на свою точку, он вновь может быть сыгран битком игрока, и так далее сколь угодно раз. Такое принципиальное изменение правил подразумевает совершенно новую тактику игры, делает целесообразным выход битка под следующий удар. Эта прогрессивная идея в последующем начала применяться во всех разновидностях игр на бильярде и стала причиной дальнейших усовершенствований бильярдных правил, о которых пойдёт речь дальше.

Серийное правило есть ни что иное, как награда за выполнение результативного удара правом на внеочередной удар. Вообще, серийное правило уже было известно и применялось в других играх. Например в нардах, если кости игрока выпадали с одинаковыми значениями, то он делал два соответствующих хода вместо одного. Или в картах, если сопернику не удавалось побить ход игрока, то игрок ходил снова. В двухбитковой игре на лузном бильярде на "французский манер" (то есть без Арки и Столбика) серийное правило не могло применяться, потому что не было объекта для применения, так как при сыгрывании шара в лузу на столе не оставалось мишени для премиального удара. С появлением же третьего, ничейного шара, который к тому же выставляется обратно на стол сразу после удара, такая мишень для премиального удара есть, и применение серийного правила напрашивается. Поэтому вполне закономерно, что вслед за появлением трёхшаровой игры, появляется прогрессивная вариация такой игры с применением серийного правила. Причём наиболее вероятно, что такая вариация появится именно там, где придумали и саму трёхшаровую игру, то есть там, где практика игры (наигрыш) наиболее длительна. Отсюда предположение, что и сама трёхшаровая игра была русской, то есть была придумана в Российской Империи, откуда распространилась в континентальную Европу, а затем в Англию. Если же предположить обратное, то совсем не просто объяснить, как за короткий промежуток времени между появлением в Англии известий о самой трёхшаровой игре и известий о применении в ней правила серийной игры, новость об игре распространилась из Франции в Россию, русские придумали вариацию игры с серийным правилом, и новость об этом распространилась из России во Францию и Англию.
Косвенно это подтверждает и то, что во Франции, откуда якобы пришла в Англию карамбольная трёхшаровая игра, описание такой игры впервые встречается лишь на 15 лет позже - в книге Encyclopédie méthodique, изданной в Париже в 1789 г. (хотя в бильярдном смысле употребление слова "carambole" встречается в описании двухбитковой игры на бильярде в пьесе Le paysan perverti, изданной в 1776 г. в Париже, в испано-французском и англо-французском словарях того-же года).

Само же слово "carambole" во французском языке использовалось и много ранее, а заимствовано оно из испанского, в котором обозначает, помимо соударения трёх шаров, ещё и характеристику человека мошенник, ловкач, хитрец. Так же называли во Франции и Фландрии (нынешней Бельгии) монету (серебряный экю) французского короля Людовика XIV, выпущенную ещё в конце 1600-ых годов. Бильярдное происхождение (этимология) слова "карамбола" от испанского языка не просматривается. "Кара" по-испански означает лицо, "бола" шар, мяч. А вот значение слова как обозначение круглой монеты с изображением лица короля, с учётом "хитрости" появления этой монеты вполне очевидно. И это действительно так, потому что для испанского языка бильярдный смысл этого термина тоже был заимствованием. Свет на происхождение этого французско-испанского бильярдного термина проливает энциклопедия Deutsche Encyclopädie oder Allgemeines, изданная в 1780 г. во Франкфурте на Майне. В ней, при описании бильярда и игр на нём, упоминаются трёхшаровая игра Triambole и четырёхшаровая игра Quarambole, соответственно – с одним и двумя ничейными "красными" шарами, помимо двух белых битков соперников. Представляется очевидным, что французы лишь добавили новый, бильярдный смысл к уже известному им слову (вспомним о монете), звучащему практически так же, как новое германское слово "quarambole", происхождение которого на пару со словом "triambole" достаточно очевидно и соответствует тексту энциклопедии: "triambole" – три шара; "quarambole" – четыре шара.

Почему же в Англии название Carambole получила трёхшаровая, а не четырёхшаровая игра? Объяснить это несложно, если прочитать подробное описание игр Triambole и Quarambole в более поздних книгах, например – в альманахе игр Spielalmanach für Karten- Schach- Bret- Billard-Spieler, изданном в Берлине в 1810 г. Из описания явствует, что сам приём соударения битка с двумя другими шарами носит название "quaramboliren" независимо от количества шаров в игре – трех или четырех. Именно поэтому во Франции созвучное слово carambole употреблялось сначала как название результативного удара в трёхшаровой игре, но не как название самой трёхшаровой игры. А уж англичане назвали новую для них трёхшаровую игру по имени нового французского термина "carambole", применяющегося в ней.

Итак, можно констатировать, что Русский Биллиард заявил о себе, как о самостоятельном явлении, в последней трети 18-го века, во время правления в Российской Империи Елизаветы Петровны. Очевидно, что развитие Русского Биллиарда за полвека, прошедшие со времени популяризации его Петром I, ничуть не отставало от европейского, и даже опережало его.

Изобретение "ничейного" красного шара и результативного удара (карамболя) посредством касания этого шара своим битком от битка соперника представляется вполне логичным после удаления с лузного стола Арки и Столбика, то есть с появлением игры на "французский" манер. Дело в том, что если битки соперников олицетворяли самих игроков, то Столбик олицетворял короля (в Англии он так и назывался King), и если в игре шар слегка касался "короля", то начислялись очки; однако, если "король" (Столбик) падал, то это приводило к штрафу, а "король" затем устанавливался на месте падения, то есть в процессе игры это место менялось. Игровая функция Арки, которая прикреплена к столу и упасть не может, была подобна назначению луз (разумеется, также неподвижных); хотя, начисление или списание очков зависело не только от того, свой или чужой биток проходил через Арку, но и от того, в каком направлении и последовательности это происходило. С исчезновением с лузного стола Арки и Столбика, в игре не стало подвижной мишени, роль которой выполнял "король" (Столбик), в то время как неподвижные мишени (лузы) остались. Замена Столбика на "ничейный" красный шар возвращает подвижную мишень в игру и снимает необходимость поднимать упавшего "короля". Если при этом учесть, что популяризатором бильярда в России был именно царь, то удаление из бильярдной игры в России игрового элемента, ассоциирующегося с "падением короля", выглядит очень даже закономерно. Стремление избавиться от игрового элемента ассоциирующегося с падением короля было и ранее, например в первой же английской книге о бильярде The Compleat Gamester, изданной в 1674г., описана вариация двухбитковой игры Port & King, где вместо Столбика (короля) использовался маленький колокольчик подвешенный к потолку помещения на нити, который разумеется "упасть" не мог. Таким образом, результативный карамболь в трёхшаровой игре с красным "ничейным" шаром это ничто иное, как касание Столбика своим битком в старой игре "Port & King". При этом, игровой элемент, ассоциирующийся с милостью, получаемой от короля, остаётся, а ассоциирующийся с падением короля ликвидируется. Возможно именно потому, что третий "ничейный" шар по сути выполнял роль подобную роли "Короля" в старой игре, этот шар стали красить именно в красный, "королевский" цвет. 

Относительно появления на столе подвижной мишени выскажу следующие соображения. Учитывая симметрию стола и симметричное расположение луз на нём, принципиально различных взаимных расположений двух шаров относительно какой-нибудь атакуемой лузы не так уж много. Наличие же подвижной мишени на столе, делает количество принципиально различных расположений трёх шаров на нём в разы большим. То есть трёхшаровая карамбольная игра, даже без кладки шаров в лузу, намного более разнообразна, чем двухшаровая игра с кладкой шаров. В определённом смысле, при наличии подвижной мишени (третьего шара) возможность ещё и сыгрывать шары в лузу упрощает ведение результативной игры. Другими словами, лузы как бы "мешают" карамбольной игре. Полагаю именно это соображение и послужило мотивом к изготовлению в будущем безлузных столов для карамбольной трёхшаровой игры.

Расцвет Русского Биллиарда

 

Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz