Кризис Русского Биллиарда (продолжение)
Теперь самое время определить причины того, почему Русский Биллиард в 1870-ых годах остановился в своём развитии. Сделать это поможет сравнение разных сторон бильярдной жизни в России и за рубежом.
Первым фактором развития назовём доступность информации о бильярде для широких масс. В 19-ом веке практически единственными носителями информации выступали книги и периодические издания (газеты, журналы). Через них можно было получить обучающую информацию, они же служили целям рекламы, были справочниками, то есть помогали людям находить единомышленников и группироваться по интересам. Рассматривая бильярдную жизнь с этой стороны, мы увидим, что в Европе и Америке, начиная с начала 19-го века и усиливаясь к его середине, печатались и переиздавались книги целиком посвящённые бильярду, то есть раскрывающие все его стороны. А именно:
1807 г., Е. Уайт, Лондон - "A Practical Treatise on the Game of Billiards";
1827 г., Винсент Грюнер, Вена - "Gründlicher Unterricht im Billardspiele";
1830 г., Франсуа Миньо, Лондон -"The Noble Game of Billiards";
1835 г., Гаспар-Гюстав Кориолис, Париж -"Théorie mathématique des effets du jeu de billard";
1839 г., Эдвин Кентфилд, Лондон - "The Game of Billiards";
1844 г., Эдвард Рассел Мэрдон, Лондон - "Billiards: Game, 500 Up";
1846 г., Анонимный автор, Париж - "Le Billard. Traite theorique et pratique de ce jeu";
1850 г., Майкл Фелан, Нью Йорк - "Billiards Without a Master";
1855 г., Клавдий Бергер, Париж - "Principes du jeu de billard";
1857 г., Майкл Фелан, Нью Йорк - "The Game of Billiards";
1866 г., Роудон Кроули, Лондон - "The Billiard Book";
1869 г., Джон Робертс, Лондон - "Roberts on Billiards".
А что же в России? До последнего времени довольно широко была известна только одна русская дореволюционная книга, целиком посвящённая бильярду. Это – книга Анатолия Ивановича Лемана Теория бильярдной игры, первое издание которой вышло в 1885 г., а второе, существенно дополненное – в 1906 г. Усилиями энтузиастов этого сайта за последний год найдены и представлены в Интернете (в разделе "Библиотека" этого сайта) целый ряд русскоязычных источников 19-го века бильярдной тематики, в том числе и указанных А.И.Леманом в библиографии к своей книге:
1826 г. "Правила бильярдной игры, содержащие показания всех французских партий и партии кеглей с казином по употреблению Миланскому и Болонскому", автор не указан.
1847 г. "Теория бильярдной игры: руководство для желающих сделаться первоклассными игроками", автор не указан.
1851 г. "Руководство к изучению бильярдной игры во всех ее видах, составленное по самым лучшим источникам", автор не указан.
1853 г. "Правила биллиардной игры и ясное и точное наставление исполнения этой игры", автор Бакастов Р.А.
1853 г. "Правила бильярдной игры", автор Фрейберг А.
1862 г. "Общепонятное приложение науки к биллиардной игре", автор не указан.
1880 г. "Практическое руководство, чтобы правильно, верно, со всеми тонкостями играть без проигрыша в ... Бильярд", автор Галактионов С.
1886 г. "Школа как играть в карты ... с приложением всех правил биллиардной игры", составитель Вусов В.
1887 г. "Правила биллиардной игры, общепринятые в России, составленные Г.Рейманом"
1888 г. "Правила биллиардной игры, общепринятые в России, составленные А.Фрейбергом"
1890 г. "Бильярд: практическое пособие для правильного изучения теории и техники бильярдной игры", автор не указан.
1898 г. "Охота и спорт", составитель Ивашенцов А.П.
1909 г. "Школа и Правила Билліардной Игры по методѣ знаменитаго русскаго игрока С. Ф. Докучаева, Покровскаго и другихъ", автор не указан.
1912 г. "Биллиард", составитель Иванов А.
Как видим, книги бильярдной тематики в России 19-го века печатались – пусть и не в таком количестве как в Европе, где книгопечатание было развито лучше. Светская печать в России появилась только при Петре I, в то время как в европейских странах она уже существовала столетие и больше. Поэтому, отсутствие печатных источников 18-го века вовсе не значит отсутствия бильярдной мысли в России того времени. Большое количество рукописных источников 18-го, начала 19-го веков находятся в архивах и ждут своего исследователя. Известно большое количество мемуарной литературы начала 19-го века участников войны с Наполеоном и похода русских войск по Европе 1814-1818 гг. Однако, их никто и никогда не исследовал на предмет отношения к бильярду. Известно также, что русские цари – от Петра I до Николая II – благоволили к бильярду и даже популяризировали его в своём окружении. Поэтому, в архивных документах российского двора, безусловно, можно найти немало интересного для восстановления ранней истории Русского Биллиарда. Однако, пока этим целенаправленно никто не занимался.
Однако, формально существующая доступность информации о бильярде не привела в России, как в Европе и Америке, к организованному увлечению общества бильярдной игрой, и вследствие этого – к развитию отечественной бильярдной индустрии. Причина этого видится в отсталости России в плане общественного, социального развития. В то время, как в Европе в 17-18 веках прошли буржуазные революции и в обществе стало значительно больше гражданских свобод, Россия оставалась по сути феодальным, полицейским государством вплоть до конца 19-го века. По иронии судьбы, Россия, освободив народы Европы от тирании, сама себя от неё не освободила. Всплеск свободомыслия в начале 19-го века, после поражения восстания декабристов сменился реакцией и ограничением гражданских свобод. Несколько иносказательно об этом в своей книге пишет А.И. Леман на стр. 35:
В первое время существования бильярда все государства, где он появился, были полицейские, т.е. не признававшие самостоятельности граждан. Поэтому на право содержания бильярдов в ресторанах и кофейнях требовалось специальное разрешение (concession, концессия). Это был патент с особого рода уложением, носившим название reglement suг les billards - paulmiers. Благодаря этому до Великой французской революции 1789 г. во всем Париже имелось не более 200 бильярдов, тогда как в настоящее время одна кофейня "Aux cent billards" заключает сто бильярдов, а во всем городе их до 16 тысяч.
Ограничение часов игры на бильярде, воспрещение игры на денежные ставки, запрещение маркерам играть с посетителями, штрафы за шум в бильярдных и прочие порядки обычного полицейского надзора до последнего времени сильно стесняли развитие бильярдной игры.
Благодаря этому в Петербурге, например, совершенно перевелись маркеры, умеющие хорошо играть на бильярде. Насильственное закрытие знаменитой бильярдной Доминика и других больших заведений с запрещением продажи питей в трактирах, довели бильярдный культ в России до кризиса, в котором он остается и до сих пор.
Эту же мысль подтверждает и общий тон описания обычаев бильярдной игры в отечественных художественных произведениях 19-го века:
Отрывок из повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", изданной в 1837 г.
Повесть Л.Н.Толстого "Записки маркёра", изданная в 1853 г.
Рассказ И.И. Панаева "Петербургские праздношатающиеся", изданный в 1860 г.
Рассказ Н.А. Лейкина "Маркёр, изданный в 1871 г.
Сатирическая заметка Н.С. Лескова "Надлежит не осуждать проступков, не зная руководивших им соображений" из сборника «Заметки неизвестного», изданного в 1884 г
Рассказ В.А. Гиляровского "Последний удар", изданный в 1887 г.
Все эти источники есть в библиотеке этого сайта.
Вторым фактором развития назовём человеческий фактор – наличие энтузиаста-лидера, сделавшего бильярд и его популяризацию делом своей жизни. В Америке таковым, безусловно, являлся Майкл Фелан, сделавший для развития американского бильярда исключительно много и как игрок, и как литератор, и как бильярдный фабрикант, и как организатор спортивного движения. В Англии таковым смело можно назвать Джона Тьюрстона – бильярдного фабриканта, издателя бильярдных книг, мецената, одного из организаторов спортивного движения в Англии. Во Франции такого человека назвать уже затруднительно. Там были выдающиеся игроки, в том числе – оставившие след в литературе (Миньо, Бергер), были бильярдные фабриканты и владельцы крупных бильярдных салонов, но общепризнанного лидера, локомотива французского бильярда назвать не представляется возможным. Вероятно, и по этой причине карамбольная игра на безлузном бильярде, появившись во Франции, в дальнейшем развивалась усилиями американских игроков. В германоязычных странах (Австрии, Пруссии и др.) обнаруживается передовая бильярдная литература в конце 18-го начале 19-го веков, однако к концу 19-го века развития би...
НЕ ОКОНЧЕНО