Правила игры "Поединок"
1. Игра ведётся четырьмя шарами: белым, жёлтым, красным и чёрным. В начале игры жёлтый шар устанавливается на отметку пирамиды (третью точку), красный шар устанавливается на отметку дома (первую точку), чёрный шар устанавливается на центральную отметку (вторую точку), а белый шар (биток) вводится в игру ударом с рук из дома. При этом, после обязательного соударения битка с жёлтым шаром, хотя бы один из шаров должен коснуться борта. Цель игры – набрать заранее установленное количество очков.
2. Игра ведётся со строгим заказом результативного удара, то есть обязательно проговаривание: какой именно шар, каким образом и в какую лузу планируется сыграть или произвести другое результативное действие. Если прицельный шар сыгран без заказа или не в соответствии с заказом, то он не засчитывается и выставляется плотно к противоположному от дома короткому борту, как можно ближе к его середине. Если, помимо сыгранного заказного шара, в лузу случайно упал ещё какой-либо прицельный шар, то он не засчитывается и выставляется; при этом очередь хода остаётся у игрока.
3. В игре применяется "джентльменское" дополнение к строгому заказу, то есть сыгранные без объявления заказа прямолетящие шары (свой или чужой) считаются сыгранными по заказу. При этом, если заказ объявлен, то сыгранные не в соответствии с заказом прямолетящие шары не засчитываются. Без объявления заказа засчитывается также и добивание остановившегося в створе лузы шара повторным ударом какого-либо шара, в том случае, если между остановкой шара в створе лузы и его добиванием прошло не более трёх секунд; также – и в случае более трёх секунд, но только при добивании прицельного шара прямолетящим битком. Пояснение: шар, упавший в лузу с задержкой, считается сыгранным, если он падает в лузу спустя не более трёх секунд после остановки в створе лузы. Засчитыванием добивания застрявшего шара учитывается вероятность того, что прицельный шар упал бы в лузу и без добивания. Также учитывается, что игрок преднамеренно играет биток накатом в ту же лузу, что и прицельный шар, чтобы добить его в случае застревания. Или прицельный шар преднамеренно прицеливается от борта (-ов) в ту же лузу, в которую оттягивается биток, чтобы добить его в случае застревания.
4. Игра ведётся с применением серийного правила; то есть игрок, выполнивший результативный удар, обязан сделать следующий удар, и так далее до первого нерезультативного удара. При первом ударе в каждом подходе игрока в качестве битка используется белый шар. Если при этом правильным ударом сыгран жёлтый шар, то он становится битком, и игрок продолжает подход, вводя его в игру ударом с рук. Если после этого правильным ударом сыгран белый шар, то битком вновь становится белый шар, и он вводится в игру ударом с рук, и так далее.
5. Сыгранный в лузу или выскочивший со стола красный шар после удара устанавливается на отметку дома (первую точку); если же отметка занята, то он устанавливается на неё сразу же, как только она освободится. Сбитый при ударе с центральной отметки чёрный шар после удара возвращается на центральную отметку (вторую точку); если же отметка занята, то он устанавливается на неё сразу же, как только она освободится. Неправильно сыгранный или выскочивший жёлтый шар выставляется на отметку пирамиды (третью точку); если же отметка занята, то он становится битком и вводится в игру ударом с рук. Если одновременно правильно сыграны прицельный жёлтый шар и белый шар (биток), то белый шар выставляется на отметку пирамиды (третью точку), а жёлтый шар вводится в игру ударом с рук. Если в последнем случае отметка пирамиды занята, то белый шар устанавливается на неё сразу же, как только она освободится.
6. Соударение белого и красного шаров допускается только при заказном результативном ударе, предусматривающем это касание, в противном случае – штраф. Исключение составляет касание после второго и более борта в заказном трёхбортном карамболе битка от прицельного шара по красному шару.
7. Соударение битка (белого или жёлтого) с чёрным шаром допускается только в том случае, если перед этим произошло соударение чёрного шара с другим шаром, в противном случае – штраф. Пояснение: поскольку чёрный шар имитирует фишки, то сбитие стоящих фишек битком штрафуется; однако, если биток касается фишки, уже сбитой другим шаром, то штрафа нет.
8. Начисление очков в игре:
- за сыгрывание белого шара игроку начисляется – 1 очко.
- за сыгрывание жёлтого шара игроку начисляется – 3 очка.
- за сыгрывание красного шара игроку начисляется – 5 очков.
- за трёхбортный карамболь битка от одного прицельного шара по другому прицельному шару игроку начисляется – 2 очка. При этом: соударение битка с бортом (-ами) в траектории трёхбортного карамболя может быть как после, так и до соударения с первым прицельным шаром; касание битком двух губ средней лузы считается за один борт; в траектории результативного трёхбортного карамболя недопустимо касание битком других шаров, кроме объявленных; чёрный шар не может использоваться в качестве прицельного шара при карамболяже.
- за бортовой удар прицельным шаром по чёрному шару игроку начисляется столько очков, сколько было соударений с бортами в соответствии с заказом. При этом соударение с бортом (-ами) может быть и битком, перед тем как он ударит прицельного шара.
9. Очки в игре (бонусные) начисляются также за сложность результативного заказного удара:
- за сыгрывание шара в лузу с отражением от одного борта игроку начисляется 3 бонусных очка; от двух бортов – 5 бонусных очков; от трёх и более бортов – 6 бонусных очков. При этом, хотя бы один борт не должен прилегать к назначенной лузе.
- за сыгрывание прицельного шара третьим шаром, прицельного шара от третьего шара, битка карамболем от двух прицельных шаров игроку начисляется 3 бонусных очка.
- за сыгрывание битка перескоком через шар или губу лузы игроку начисляется 3 бонусных очка.
- за сыгрывание двух прямолетящих шаров в две разные лузы игроку начисляется 5 бонусных очков. При этом, если заказ объявлен, то удар считается результативным только в случае сыгрывания обоих шаров. Если заказ не объявлен (джентльменское соглашение), то каждый из прямолетящих шаров засчитывается и по отдельности. Допускается объявить двойной заказ с непрямолетящим шаром, например: «свой в середину и чужой от борта в угол». Однако, в этом случае удар считается результативным только в случае сыгрывания обоих шаров.
- за дополнительное соударение с шаром (-ами) при заказе удара прицельным шаром от борта (-ов) по чёрному шару игроку начисляется столько бонусных очков, сколько было дополнительных соударений с шарами в соответствии с заказом.
- если в результативном сложном ударе с сыгрыванием шара заказано сразу несколько бонусных элементов, то бонусные очки складываются. Например, за исполнение заказа «чужой шаром от борта» игроку начисляется 3 + 3 = 6 бонусных очков.
- за сыгрывание двух прямолетящих шаров в одну лузу бонусные очки не начисляются.
10. Допускается сыгрывать шары заказным комбинированным ударом (шаром, от шара) с использованием чёрного шара, в том числе и сыгрывать сам чёрный шар комбинированным ударом; при этом соударение битка с чёрным шаром штрафным не считается. За сыгрывание чёрного шара заказным комбинированным ударом игроку начисляется 4 очка и за сложность добавляется 3 бонусных очка. Запрещается заказывать комбинированный удар с использованием чёрного шара в случае снукера, то есть отсутствия "видимости" для битка легального шара (для белого битка – жёлтого шара, а для жёлтого битка – белого и красного шаров).
11. Ввод битка (белого или жёлтого) в игру ударом с рук (после его сыгрывания или выскакивания за борт) производится с любого места игрового поля; при этом допускается сыгрывать шары в лузу только заказными ударами, предусматривающими бонусные очки, за исключением удара перескоком, а также допускается делать заказной трёхбортный карамболь. То есть, ударом с рук не допускается играть прямолетящие шары, перескоки, а также от борта по чёрному шару.
12. За любой штраф игрока на счёт соперника начисляется 3 очка. Штраф взыскивается за:
- промах по шару;
- удар кием не по текущему битку;
- касание белого и красного шаров, за исключением результативных заказных ударов предусматривающих это соударение
- касание битком чёрного шара до того, как чёрного шара коснётся прицельный шар;
- туш шара;
- недостаточно активный удар (после обязательного соударения шаров ни один из шаров не коснулся борта или не перекатился через среднюю линию);
- сыгрывание битка в лузу не в соответствии с заказом или комбинированным ударом без заказа;
- выскакивание битка за борт;
- запрещённый удар (двойной удар, пропих, нажим).
Игра "Поединок" синтезирует в себе технические элементы различных видов бильярда: из Русского Бильярда - кладка шара в строгую лузу, в том числе и комбинированным/бортовым ударом; из Французского безлузного бильярда - трехбортный карамболь битка; из Итальянского безлузного бильярда с кеглями - игру прицельным шаром от борта (-ов) по мишени в центре стола; от Английского бильярда - тактический удар с постановкой снукера. Поэтому, несмотря на малое количество шаров на столе, у игрока есть достаточно богатый выбор различных продолжений игры. Причём, в игре предусмотрена пропорциональная оценка результативных ударов в зависимости от их технической сложности, что стимулирует игроков к демонстрации сложных и одновременно зрелищных технических приёмов. Повышенная техническая сложность игры, в среднем, обуславливает исключительную сложность построения больших серий и тем самым обеспечивает динамичную борьбу соперников со взаимными шансами. Сложность построения больших серий стимулирует игроков к атакующему стилю игры, так как, в случае ошибки, невелика вероятность, что соперник выиграет партию в один подход, то есть достаточно велик шанс исправить ошибку в дальнейшем.
Однако, и для тактических, заведомо нерезультативных действий у игрока есть стимул, так как после постановки снукера игрок может заработать очки не только на ошибке соперника при выходе из снукера (промах по шару), но и на реализации лёгкой позиции, которая с немалой долей вероятности может создаться после выхода соперника из снукера.
На видео представлена игра "Поединок" до 30 очков в исполнении любителей.