Альтернативная история бильярда
Всерьёз интересующиеся историей не могут не знать о существовании критического взгляда на традиционную историю, в первую очередь – на общепринятую (пока) хронологию исторических событий. Такое критическое осмысление истории началось ещё в трудах знаменитого Исаака Ньютона начала 1700-ых годов. В настоящее время наиболее активно эту работу ведут российские учёные Фоменко А.Т. и Носовский Г.В. Интересуясь критическим взглядом на историю в работах этих авторов и одновременно изучая историю бильярда по доступным в Интернете источникам, невольно отмечаешь нюансы, подтверждающие гипотезы критиков общепринятой хронологии исторических событий.
К примеру, при внимательном рассмотрении гравюры Politieke biljardspel in Duitsland голландского художника (датируется 1758 г.) обнаруживается, что в указании года над гравюрой вместо цифры "1" стоит буква "j", которая в трактовке ново-хронологов обозначает инициал имени Иисуса (Jesus) Христа. При этом в перечне персонажей гравюры, проиндексированных буквами латинского алфавита, пропущена именно буква "j", которая по алфавиту должна стоять между "i" и "k". Гравёр пропускает эту букву при индексировании персонажей потому, что она уже задействована в обозначении года, то есть во избежание путаницы.
Вот ещё пример. На титульном листе книги на итальянском языке Il Bigliardo с изображением кия и мазика стоит 1588 г. в написании римскими цифрами. И это – при том, что в примечании после XXXII куплета упоминаются игры "простой карамболь" и "пяти-шаровый русский карамболь". Представляется очевидным, что в таком виде, как он изображён в книге, мазик появился только в 1700-ых годах, также как и простой трёх-шаровой карамболь и пяти-шаровая русская карамбольная партия. А значит, книга искусственно "состарена" на 150 - 200 лет. О причинах фальсификации можно узнать, обратившись к работам Фоменко-Носовского.
Столкнувшись с фактами недостоверной датировки письменных источников 16-го, 17-го веков, начинаешь сомневаться и в достоверности описанных причин и путей появления в западной Европе и бильярда как такового. По-другому могут быть осмыслены сведения о том, что первые упоминания в Европе о настольной игре с шарами относятся ко времени крестовых походов (1100-1300 г.г. по общепринятой датировке), из которых якобы и привезли игру "бильярд" рыцари-тамплиеры (прародители масонских лож), позаимствовав её на земле обетованной (Иерусалиме).
Учитывая, что в критической реконструкции средневековой истории Фоменко-Носовского:
1) Организатором и предводителем крестовых походов на Иерусалим (как тогда назывался Царь-град/Константинополь/Стамбул) была Русь-Орда.
2) После захвата Царь-града/Константинополя/Стамбула в 1204 г. крестоносцами IV крестового похода начинается завоевание/колонизация всей Евразии войсками Руси-Орды, иначе называемыми казаками/тартарами, с последующим контролем всех народов Европы, в том числе и германцев, галлов (французов), англов/саксов/кельтов (грубо – англичан), итальянцев и прочих.
3) Именно наместники Руси-Орды образовали будущие династии европейских королевств.
Так вот, по этой логике вытекает, что игра "бильярд" завезена в Европу Русь-Ордынскими колонизаторами, проще говоря – казаками/тартарами. И итальянское слово bigliardo (буква g в данном контексте итальянцами не озвучивается, поэтому встречается и одинаково звучащее написание billiardo) вполне может быть продуктом синтеза русских слов било (то, чем бьют), игра (известная замена звуков л-р), орда (рать, войско). Кстати, в итальянском языке слово orda (полчище, орава, стая) имеет практически то же значение, что и в русском, только с неким негативным оттенком, что лишний раз подтверждает вероятную колонизацию будущей Италии Русью-Ордой. К этому стоит добавить ещё и то, что средневековые катарские замки по всей Европе (со следами православной символики и славянского языка), по Фоменко-Носовскому, суть сторожевые оплоты надзирающих гарнизонов Руси-Орды, расположенные на главных транспортных (водных и сухопутных) путях Европы. Ну и, разумеется, очевидно, что игра бильярд имеет прямую ассоциацию с воинскими упражнениями в точности нанесения ударов холодным оружием (копьём, мечом) и даже ассоциируется со стрельбой из лука или огнестрельного оружия.
Одним словом, занятие этой игрой вполне естественно для воинов, вынужденных вести оседлую жизнь в крепости (замке). А вот увлечение коронованных особ игрой простолюдинов с молотками и шарами на лужайке до такой степени, чтобы это послужило переносом игры во дворцы и появления настольного её варианта, то есть бильярда, выглядит менее убедительно. Хотя именно так трактуется общепринятая версия появления бильярда в Западной Европе.
Если такая версия событий имела место в действительности, то следы настольной игры с шарами нужно искать в русских монастырях 15-го, 16-го веков, ведь согласно Фоменко-Носовскому монастыри в то время повсеместно создавались как раз для обеспечения крова отставным воинам Руси-Орды.
Кстати, такому видению событий не противоречат известные данные о том, что в Иркутске бильярд появился в допетровскую эпоху из Китая. Впрочем, в допетровские времена Китаем зачастую называли не современный Китай, а ...))) Об этом тоже есть у Фоменко-Носовского.
Дополнение от 12 марта 2015г.
Копилка альтернативной истории бильярда пополняется ещё несколькими любопытными фактами.
Во-первых, упоминанием как древней некой русской бильярдной игры "Козак", игра в которой ведётся любым шаром при 16 шарах на столе, и выигрывает не тот, кто больше сыграет шаров в лузу, а тот, кто завладеет оставшимися на столе шарами, то есть загонит их все на свою половину бильярда. Игра упоминается в книге Р.Бакастова 1853г.
Во-вторых, упоминанием более развитого бильярда в Италии, чем во Франции и Англии, в книге "Правила бильярдной игры, содержащие показания всех французских партий и партии кеглей с казином по употреблению Миланскому и Болонскому" изданной в 1826г. В книге утверждается, что кожаную наклейку кия в Италии употребляли и до 1800г. Напомним, что согласно Фоменко-Носовскому современная Италия (в средневековье – Рим) основана цивилизацией этруссков, оставивших громадное количество артефактов с надписями, поддающимися прочтению с применением именно славянской письменности и языка, попросту говоря – с применением старославянского русского языка.
Дополнение от 5 июня 2015 г.
Ещё одно соображение в копилку аргументов альтернативной истории бильярда. Традиционно считается что русское слово "кий", обозначающее инструмент (палку) для игры в бильярд, произошло от французского слова "queue", означающее у французов "хвост". Якобы такое название "прилипло" к бильярдному инструменту из за появившейся манеры играть тонким концом биты, то есть её хвостом. Произносится слово "queue" как "кью", и в точно таком же произношении оно перекочевало в английский язык, только по-английски оно пишется "cue".
Однако русские говорят "кий", а не "кью". Более того, в русском языке слово "кий" имеет устаревшее, старословянское значение : палка, дубина. Отсюда же и слово "киянка" - деревянный молоток. Поэтому, допуская первооснову именно русского обозначения бильярдного инструмента - слова "кий", с не меньшей вероятностью можно допустить, что французы переиначили непонятное им слово "кий" на знакомое им слово "кью", к тому же и с подходящей ассоциацией "хвоста" вместо тонкой ручки булавы/дубинки.
Дополнение от 22 апреля 2016 г.
Выяснилось, что слово "кий" в старорусском языке означало не просто палку -дубинку, а изогнутую палку с утолщением на конце (палицу, дубинку). Подробнее здесь. То есть в аккурат как те булавы, которыми играли до изобретения прямых, конусовидных бильярдных киёв.
Дополнение от 29 июня 2015 г.
Очередное соображение в копилку аргументов альтернативной истории бильярда. Традиционно считается что русское слово "луза", обозначающее принадлежность бильярдного стола, произошло от французского слова "blouse", означающее у французов "сетчатый, вязаный мешок".
Однако русские говорят "луза", а не "блуза". Более того, в русском языке слово "луза" имеет устаревшее, старословянское значение : впадина, низина. И до сих пор термин "луза" используется в плотницком деле, обозначая выемку в бревне/бруске под шкант. Поэтому, допуская первооснову именно русского обозначения принадлежности бильярдного стола - слова "луза", с не меньшей вероятностью можно допустить, что французы переиначили непонятное им слово "луза" на знакомое им слово "блоуз", с подходящей ассоциацией "сетчатого мешка".
Дополнение от 11 сентября 2015 г.
Перечитывая ранее написанную статью о столе для Русского Биллиарда из раздела "Инвентарь" этого сайта, обнаружил, что некоторые умозаключения коррелируют с темой альтернативной истории бильярда. Странно, что я не вспомнил о них, когда писал статью этой страницы. Поэтому копирую их в эту ветку как аргумент в защиту альтернативной истории. А именно :
Считается, что стандарт на размер большого стола сформировался в Англии 1700-ых годов и был равен 12 х 6 футов. С этим можно и нужно поспорить. В Энциклопедическом словаре, изданном в Санкт-Петербурге в 1836 г., указано, что в России большие столы делали от 11 до 12 футов длиной и от 5,5 до 6 футов шириной, соответственно. Представляется, что причина такой неопределённости заключается в том, что русские фабриканты при изготовлении бильярдов использовали традиционную русскую меру длины, а именно аршин, в то время равный 718 мм (метрическая система в то время только появилась во Франции и не имела ещё широкого распространения). Русский большой стол имел игровую поверхность длиной в 5 аршин, то есть 3590 мм, что в переводе на футы, равные тогда 308 мм, давало длину русского большого стола в 11,66 фута. Причём, как старинные, так и современные снукерные столы изготавливают по традиционным старым меркам, и длина их игровой поверхности равна не 12 современным футам, а 11 футам 8 дюймам, то есть в аккурат 11,666 фута (в одном футе 12 дюймов), что в точности соответствует пяти русским аршинам. Длина фута в миллиметрах с той поры немного изменилась и сейчас в пересчёте на миллиметры 11 футов 8 дюймов дают 3569 мм. Именно этим объясняется современная разница длин 12-футового английского стола и 5-аршинного русского стола, составляющая всего лишь 21 мм. Поэтому именно в Англии делали пятиаршинные столы, а не в России двенадцатифутовые.
Как видим, стандарт на большие столы имеет скорее русские корни, чем английские.