МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
 

Правила Русского Биллиарда

В наши дни Русский Биллиард переживает этап своего возрождения после многолетнего кризиса. Современная концепция Русского Биллиарда, провозглашённая на этом сайте, не является пока общепризнанной. В связи с этим, общепринятые правила игры на современном Русском Биллиарде пока в целом не сформулированы. Однако, отдельные основополагающие положения правил, отвечающие сформулированной новой концепции современного Русского Биллиарда, можно и целесообразно сформулировать уже сейчас. Поэтому, в этом разделе сайта размещены отдельные положения будущих правил игры на современном Русском биллиарде, с разъяснением их связи с традиционной (дореволюционной) и новой (современной) концепциями Русского Биллиарда. После формулирования основных положений правил игры, в этом разделе также изложены правила конкретных дореволюционных игр на Русском Биллиарде, а также правила новых игр, которые отвечают современной концепции Русского Биллиарда как соревнования в исключительной точности сыгрывания прицельных шаров и битка.
 

Разметка стола.

Для фиксации игровых событий, стол для Русского Биллиарда расчерчивают четырьмя линиями так, что его игровая поверхность разделяется на восемь равновеликих квадратов. А именно:
- Средняя линия стола соединяет центры створов средних луз. Средняя линия стола делит игровую поверхность пополам, однако сама эта линия не принадлежит ни одной из половин стола. Поэтому, если перед ударом шар расположен своим центром на средней линии, то его движение в любую сторону от этой линии считается пересечением этого шара средней линии стола. Если после удара битком по прицельному шару, расположенному на другой половине стола, биток остаётся на той половине стола, где и находился до удара, то считается, что биток совершил перекат средней линии стола после соударения с прицельным шаром. Если же
после удара битком по прицельному шару, расположенному на другой половине стола, биток останавливается точно на средней линии или на той половине стола, где до удара находился прицельный шар, то считается, что биток совершил перекат средней линии стола до соударения битка с прицельным шаром.
- Продольная линия стола соединяет середины коротких бортов. Точка пересечения продольной и средней линий называется центральной отметкой стола или "второй точкой".
- Линия дома параллельна средней линии и делит половину игровой поверхности стола пополам
Точка пересечения линии дома и продольной линии называется отметкой дома или "первой точкой". Игровая поверхность стола между линией дома и ближайшим к ней коротким бортом называется домом. Сама линия дома принадлежит дому; поэтому, если шар расположен своим центром на линии дома, то считается, что шар находится в доме.
- Линия пирамиды, так же как и линия дома, параллельна средней линии и делит пополам игровую поверхность противоположной дому половины стола. 
Точка пересечения линии пирамиды и продольной линии называется отметкой пирамиды или "третьей точкой". 
- На поверхности игрового поля Русского Бильярда могут также быть обозначены линии створов луз. Для средней лузы это - проекция на сукно продолжения линии рабочей кромки длинного борта в створе средней лузы. Для угловой лузы это - проекция на сукно линии, соединяющей острия губ  угловой лузы.  Коридором лузы называется часть игровой поверхности стола, расположенная в створе лузы за линией створа лузы. Длина коридора измеряется от линии створа лузы до точки падения шара в лузу, то есть до начала скругления плиты столешницы. 

Игра кием.

Основополагающий принцип бильярдной игры, заключающийся в том, что бильярдная игра это - соревнование в мастерстве владения игровым инструментом, то есть кием. Из этого принципа следует запрет на касание игроком в игре бильярдных шаров рукой, одеждой, причёской, машинкой и т.п., то есть чем-либо, помимо наклейки кия при своём ударе. Нарушение этого запрета именуется как "туш шара" и подлежит штрафу. Начальная установка шаров, так же как и их возвращение на стол после неправильного сыгрывания или выскакивания за борт, разумеется производится руками, так как к игровому процессу не относится. 

Игра битком.  

Основополагающий  принцип бильярдной игры не только на дореволюционном Русском Биллиарде, но и во всех других видах бильярда, заключающийся в выделении одного, "особенного"  шара, движением которого только и может управлять игрок с помощью инструмента (кия). Такой шар называется "биток" (в английском языке "cue ball"). У соперников в игре могут быть разные битки, отличающиеся по цвету друг от друга и от остальных шаров, как например в играх "Трёхбортный карамболь", "Кэннон, "Кайза", "Русская пятишаровая с карамболями". Или же в игре может быть только один, общий для соперников биток, отличный по цвету от остальных шаров, как например в играх "Снукер", "Пул-девятка", "Малая русская пирамида". Принцип игры битком вносит осмысленность в серийную бильярдную игру, с одной стороны ограничивая игрока в возможностях, с другой стороны - обеспечивая определённую долю предсказуемости в действиях игрока, так как заранее известно, по какому шару будет нанесён следующий удар кием игроком или соперником при любом исходе текущего удара. Ограничение игрока в возможностях при игре битком полностью соответствует как традиционной, так и новой концепции Русского Биллиарда, так как техническая сложность самых простых вариантов игры из возможных (в среднем) при игре битком существенно выше, чем при игре любым шаром. А следовательно, вероятность и частота демонстрации исключительно точных ударов в игре битком существенно больше, чем в игре любым шаром. Предсказуемость действий игроков обуславливает уменьшение влияния случайных игровых событий на выбор игроком варианта продолжения игры, а, следовательно, результат игры будет больше зависеть от мастерства игроков и меньше от слепой случайности.

Из принципа игры битком вытекает запрет на удар вразрез, при котором наклейка кия ударяет сразу по двум шарам, а также запрет "пропиха" и "нажима".
Под "пропихом" понимается воздействие кия игрока на прицельный шар через биток, то есть при тройном контакте "наклейка - биток - прицельный шар". Пропих возможен при расстояниях между шарами от 0 до 3-:-4 мм; при большем расстоянии биток успевает оторваться от наклейки до касания с прицельным шаром, поэтому возможен двойной удар наклейкой по битку но не пропих. Во избежание пропиха и двойного удара при игре по близко стоящим шарам (0-:-3 мм), правилами игры накладывается ограничение на угол между проекцией линии удара на плоскость стола и линией центров шаров, который должен быть не менее половины прямого угла, то есть 45 градусов. В этом случае двойной удар исключён, а пропих формально будет иметь место только в случае игры по касающимся шарам, но он признаётся допустимым, так как в игре нет средств для определения точного факта касания шаров.
Под "нажимом" понимается 
воздействие кия игрока на прицельный шар через биток в тех случаях, когда биток касается прицельного шара, а прицельный шар касается другого шара или борта. В этих случаях, даже если игрок будет выполнять удар под углом 45 градусов к линии центров битка и прицельного шара, пропих всё равно будет возможен, так как отскоку прицельного шара будет препятствовать касающийся его третий шар или борт. В этом случае накладывается ограничение на угол между проекцией линии удара на плоскость стола и линией центров битка и прицельного шара, который должен быть равен чуть менее прямого угла, то есть 90 градусов. Если биток не касается соприкасающейся пары прицельных шаров, но расстояние между битком и шаром составляет менее 3 мм, то, во избежание пропиха или нажима, допустимый угол между линией удара и линией центров битка и ближайшего прицельного шара должен установить судья. Итак, нажим это - всегда пропих, но не каждый пропих является нажимом.

Заказ как средство для уменьшения влияния случайности на игру.

Основополагающий принцип бильярдной игры, заключающийся в том, что бильярдная игра это - соревнование в мастерстве, а не в удаче. Из этого принципа следует, что игрок, в случае планирования результативного удара, обязан объявить свои намерения перед ударом, что и называется заказом. Если же результативный удар получился случайно, то есть без объявления заказа или не в соответствии с заказом, то очки не начисляются, а сыгранный шар выставляется обратно на стол. 
Заявленному принципу в полной мере отвечает заказ, называемый строгим, при котором игрок обязан проговорить всю последовательность соударений шаров и бортов с указанием конкретной ("прямо", "направо", "налево") лузы ("в угол", "в середину"), в которую будет сыгран шар. В каждом заказе должно быть как минимум три признака удара. Например: "чужой прямо в угол". Подразумевается, что планируется сыграть битком прицельный шар в лузу, на толстой резке до полшара. Если резка меньше, чем в полшара, то необходимо вместо "прямо" 
указывать "направо" или "налево". Пример неправильного заказа : "прямо шара". Не указана конкретная луза - угловая или средняя; не указан шар для сыгрывания - свой или чужой.
Когда планируется комбинированный удар с соударением о борт или третий шар, признак лузы можно не проговаривать, так как уже имеется три признака. Например: чужой шаром в угол", " свой от борта в середину", "свой три борта в угол". Примеры неправильных заказов: "свой к себе".  Не указано - от какого количества бортов, и не указано в угол или в середину. "шаром в угол": не указано, какой шар - свой или чужой. 

Двойной заказ допускается только в тех играх, в которых не засчитываются случайные шары, сыгранные вместе с заказанными. При этом проговаривается строгий заказ на сыгрывание двух шаров. Однако, в этом случае заказ обязателен к исполнению полностью; то есть, если в соответствии с заказом сыгран только один шар, то он не засчитывается и выставляется обратно на стол.

В некоторых играх используется "джентльменское" дополнение к строгому заказу. Оно подразумевает разрешение игроку не проговаривать заказ в случае планирования простого (без соударений с бортом или третьим шаром) результативного удара. В этом случае, если удар производился на две лузы, любой из сыгранных шаров (свой или чужой) считается сыгранным по заказу. Без объявления заказа засчитывается также и добивание остановившегося в створе лузы шара повторным ударом какого-либо шара, в том случае, если между остановкой шара в створе лузы и его добиванием прошло не более трёх секунд. Также и в случае более трёх секунд, но только при добивании прицельного шара прямолетящим битком. Пояснение: шар, упавший в лузу с задержкой, считается сыгранным, если он падает в лузу спустя не более  трёх секунд после остановки в створе лузы. Засчитыванием добивания застрявшего шара учитывается вероятность того, что прицельный шар упал бы в лузу и без добивания. Также учитывается, что игрок преднамеренно играет биток накатом в ту же лузу, что и прицельный шар, чтобы добить его в случае застревания. Или прицельный шар преднамеренно прицеливается от борта (-ов) в ту же лузу, в которую оттягивается биток, чтобы добить его в случае застревания. 

Примечание: Заказ под названием "шар-луза", при котором достаточно объявить, какой шар в какую лузу будет сыгран, и при этом не важно, каким образом это произойдёт, в Русском Биллиарде не применяется, так как не отвечает принципу уменьшения влияния случайности на игру.

Правило выставления шаров как средство для уменьшения влияния случайности на игру.

Чтобы при выставлении на стол случайно сыгранного в лузу или выскочившего за борт прицельного шара не создавалось позиции для его лёгкого сыгрывания, шар выставляется в наиболее неудобную для сыгрывания шара позицию: плотно к дальнему от дома короткому борту, как можно ближе к его середине. 

Разграничение ответственности.

Принцип разграничения ответственности исходит из того, что игрок ответственен за все события, происходящие с его битком, но при этом он не несёт ответственности за события, происходящие с другими шарами. Из этого принципа вытекает, что:
- незаказное падение в лузу битка или его вылет за борт приводит к штрафу;
- незаказное падение в лузу прицельного шара или его вылет за борт не засчитывается, однако и не приводит к штрафу;
- шар, остановившийся после удара на поверхности поручня, признаётся выскочившим за борт;
- касание во время удара битком посторонних предметов, к примеру - мелка на борту или светильника, приводит к штрафу;
- касание прицельным шаром во время удара постороннего предмета к штрафу не приводит.
Примечание: Если посторонний предмет находится в руках игрока, то признаётся штраф за туш шара этим игроком. При игре с машинкой игрок обязан держать её в руке, так как запрещается в игре располагать на игровой поверхности стола (на сукне) посторонние предметы. 

Касание шаров как критерий необходимой точности удара.

Основополагающий принцип бильярдной игры, заключающийся в том, что бильярдная игра это - соревнование в точности броска игрового снаряда (шара) по мишени, производимого посредством игрового инструмента (кия). Если правилами не установлено иное, то точность броска оценивается по трёхбальной шкале: - 1, 0, +1. Высокая точность, оцениваемая в "+1", выражается в заказном попадании шара-мишени (или битка от шара-мишени) в лузу. Средняя точность, оцениваемая в "0", выражается в попадании битка в шар-мишень без сыгрывания шара. Низкая точность (промах), оцениваемая в "-1", выражается в промахе битком по шару мишени. Из этого принципа следует, что если при ударе по битку, касающемуся шара-мишени, этот шар не изменил положения, то фиксируется промах по шару с соответствующей оценкой.
В традиционной концепции Русского Биллиарда в случае промаха битка по заказному шару этот промах не фиксировался, если биток касался (случайно) третьего, незаказного шара. Представляется, что такое отклонение от игровых принципов не соответствует концепции традиционного Русского Биллиарда, так как при этом вовсе нет демонстрации исключительно точного удара, в то время, как влияние случайности на игровой процесс возрастает. Полагаю, что признание такого удара промахом по шару, с соответствующей оценкой, полнее отвечает духу как традиционной, так и новой концепции Русского Биллиарда. Для обеспечения этого правила, в случае если не очевидно, от какого из шаров игрок планирует сделать отыгрыш, соперник вправе потребовать объявления (указания) прицельного шара, по которому будет наноситься удар битком. И в случае невыполнения заказанного касания битком прицельного шара, фиксировать штраф за промах по шару независимо от соударений битка с шарами в последующем движении. В случае же, если планируется удар битком по шару от борта (-ов), игрок обязан объявить об этом и без требования соперника.

Касание борта или перекат средней линии как критерий необходимого размера удара.

Основополагающий принцип бильярдной игры, заключающийся в требовании минимально необходимой игровой активности. Удары, не приводящие, после необходимого соударения шаров, к касанию каким-либо шаром борта или к перекату каким-либо шаром средней линии стола, признаются недостаточно активными и трактуются как уклонение от борьбы, с наложением штрафа. Если шар остановился в створе лузы, не касаясь губ, но так, что проекция его контура пересекает линию створа лузы, то это приравнивается к касанию шаром борта. Если шар коснулся шара стоящего точно на средней линии или на другой половине бильярда, то это приравнивается к перекату этим шаром средней линии стола.
Поскольку средняя линия стола является общей стороной двух квадратов, из которых состоит игровая поверхность стола, требование можно рассматривать как требование касания каким-либо шаром стороны квадрата. Если учесть, что лузы находятся в углах этих квадратов, то в среднем минимально необходимая игровая активность приблизительно равна минимально достаточной активности для сыгрывания шара в ближайшую лузу. Принцип минимально необходимой игровой активности полностью соответствует как традиционной, так и новой концепции Русского Биллиарда, так как препятствует недостаточно активному ведению борьбы - борьбы без прицельных ударов по строгим лузам, которые и служат для демонстрации  исключительной точности атакующих действий.

Серийная игра.

Основополагающий принцип бильярдной игры, заключающийся в том, что игрок, выполнивший результативный удар, обязан сделать следующий удар; и так далее - до первого нерезультативного удара. Этот принцип обеспечивает богатую палитру тактических приёмов в бильярдной игре. По сравнению с игрой по очереди, серийная игра выгодна более мастеровому игроку, так как такой принцип увеличивает его преимущество над менее мастеровым. А следовательно, серийная игра более объективно определяет силу игрока. Принцип серийной игры полностью соответствует как традиционной, так и новой концепции Русского Биллиарда, так как обеспечивает большее по времени пребывание у стола более сильного игрока, а следовательно - обеспечивает больший процент демонстрации исключительно точных ударов, чем при поочерёдной игре тех же игроков.
Из принципа серийной игры вытекает запрет двойного удара, то есть повторного касания битка кием при ударе, так как последующее касание кием битка допустимо только в случае результативного удара.
Из принципа серийной игры также следует правило завершённости удара, то есть
игрок может делать повторный удар по битку только после признания предыдущего удара результативным. 

Запрет двойного удара.

Повторное касание киём битка во время ударного движения признаётся штрафным. Такое повторное касание может происходить в следующих игровых ситуациях:
- При недостаточно коротком сопровождении (проколе) кия при ударе битком по близко стоящему прицельному шару. В этом случае наклейка кия, совершающего послеударное движение вперёд (сопровождение), повторно соприкасается с битком, значительно замедлившим своё движение за счёт соударения с прицельным шаром на толстой резке. Характерным для такого штрафного удара является движение битка вслед за прицельным шаром с большой скоростью, сравнимой со скоростью прицельного шара. Двойной удар может произойти и при достаточно больших расстояниях между шарами, если длина сопровождения кия была соответствующая. Однако, следует понимать, что совершить правильный удар накатом битка вслед прицельному шару без повторного касания битка можно и при совсем малом расстоянии между шарами, которое всё же должно быть не менее 3 мм. Такие удары возможно выполнить с использованием техники кистевого удара, при котором сопровождение кия не превышает 3мм, или техники удара в границу зоны кикса, при котором наклейка кия соскальзывает с битка вверх, и сопровождение кия происходит поверх шаров, что исключает возможность повторного касания киём битка. В отличие от штрафного исполнения с двойным ударом, движение битка вслед прицельному шару при правильном ударе происходит со значительно меньшей скоростью, чем движение прицельного шара.
- При толчке битка. Если наклейку кия подвести вплотную к битку и толкнуть его, то при таком движении весьма вероятен отрыв битка от наклейки и неоднократное повторное их касание. Поэтому, толчок битка в бильярдной игре запрещён. Движение кия, приводящее в движение биток, должно быть ударным. Полагаю, для формализации этого требования следует запретить располагать наклейку кия перед ударным движением на расстоянии от битка меньшем чем бильярдный мелок, то есть меньшем, чем 20 мм. Иными словами, замах ударного движения кисти хвата не должен быть меньше 20 мм.
- При ударе перескоком в нижнюю полусферу битка. При выполнении удара перескоком наклонённым кием в точку на битке ниже его центра, то есть в нижнюю его полусферу, весьма вероятно повторное касание подскакивающего битка боковой поверхностью шафта, совершающего послеударное движение вперёд (сопровождение).
Поэтому, выполнение удара перескоком в нижнюю полусферу битка запрещено. Удар перескоком наклонённым кием необходимо наносить в верхнюю полусферу битка; при этом повторное касание подскакивающего битка боковой поверхностью шафта исключено.
Однако, есть возможность выполнить удар перескоком в нижнюю полусферу битка без риска
повторного касания подскакивающего битка боковой поверхностью шафта. Для этого удар по битку нужно наносить горизонтально расположенным кием с наклейкой, скользящей по сукну. В этом случае, для подскока битка требуется гораздо меньшая энергетика удара, чем при ударе перескоком наклонённым кием в верхнюю полусферу битка, поэтому удар можно наносить значительно слабее и с минимальным сопровождением. Такая техника удара перескоком незаслуженно не используется современными игроками, хотя правилам игры она не противоречит. Иногда такие удары в игре демонстрируются неумышленно - при киксах наклейки на ударах с глубокой оттяжкой.

Правило завершённости удара.

В процессе игры игроки сменяют друг друга у стола; другими словами, они поочерёдно совершают подходы к столу. Окончание подхода одного игрока является началом подхода второго игрока. Окончанием подхода считается вставание игрока из-за стола после завершения нерезультативного удара и убирания им с игровой поверхности стола игрового инструмента (кия, машинки). Во время своего подхода игрок совершает удары. Началом удара считается начало ударного движения кия, а завершением удара считается остановка движения всех шаров на столе, в том числе - и возможного вращения шара на одном месте. Если шар остановился в створе лузы, а потом упал в неё, то он считается сыгранным на ударе, если с момента его остановки в створе лузы прошло не более 3 секунд. Возможность такой задержки падения шара объясняется тем, что в створе луз на сукне набиваются "дорожки", имеющие твёрдую поверхность и очень незначительный наклон в сторону ската лузы. Находясь на этой дорожке, шар может очень медленно, незаметно для глаза, катиться, что и приводит к его падению в лузу. Если шар в створе лузы упал по прошествии 3 секунд с момента его остановки, то он не признаётся сыгранным на ударе и вновь устанавливается в створ лузы. В этом случае причиной падения может быть содрогание бильярдного стола, в том числе - и произведённое игроком умышленно. 
Если во время удара правильно сыгран шар, и при этом не нарушены правила игры, удар признаётся результативным. Однако, игрок может нарушить правила игры на своём подходе и не во время удара, то есть при неподвижных шарах на столе. Поэтому, если счёт в игре ведётся шарами, а правило штрафа предусматривает выставление сыгранного шара на стол, то возможна ситуация, когда после правильного сыгрывания последнего необходимого для победы шара, игрок совершает штраф, к примеру - допускает туш шара, убирая со стола машинку.
Аналогично, и в случае, если игра ведётся на очки, а за штраф предусмотрено списание очков со счёта игрока. В этом случае штраф взимается, а игра продолжается, так как окончание игры фиксируется не завершением удара, а окончанием подхода игрока.

В тексте правил старых, дореволюционных игр Русского Биллиарда, ссылки на которые расположены ниже, читатель, вероятно, найдёт отличия от тех правил, которые даны в книге А.И. Лемана "Теория бильярдной игры" или в книгах более поздних советских авторов времён кризиса Русского Биллиарда. Отличия сделаны осознанно - с целью обеспечить лучшее соответствие правил игр традиционной и современной концепциям Русского Биллиарда. Отметим, что и сам А.И.Леман на страницах своей книги высказывался о необходимости совершенствования правил игры. Например, на странице 103 он пишет: "Из этого беглого сравнения видно, что русская пирамида не отличается большей строгостью, но уступает польской в гибкости и растяжимости шансов игры, потому многие изменения в ней решительно необходимы".

Правила игры "Алагер с контрольным шаром"

Правила игры "Русская пятишаровая партия с карамболями, 60 очков"

Правила игры "Малая русская пирамида, 140 очков"

Правила игры "Большая русская пирамида, 300 очков"

Правила игры "Партия solo (биллия) в одну линию"

Правила игры "Партия solo (биллия) а ля ронде"

Правила новых игр Русского Биллиарда, изложенные по нижеприведённым ссылкам, подразумевают легальность сыгрывания битка заказным ударом. При этом падение битка в лузу не в соответствии с заказом или без заказа  приводит к штрафу.

Правила игры "Дуплеты"

Правила игры "Поединок"

Правила игры "Шведка со свояками"

Правила игры "Четвертак"

Правила игры "Пирамидка с контрольным шаром"

Правила игры "Хабибка"

Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz