Психология игры на бильярде
Трудно наполнить этот раздел теории бильярдной игры качественной, полезной для читателя информацией. Если физические закономерности бильярдной игры основаны на объективных физических законах, а физиологические аспекты игры на бильярде основаны на объективных механизмах, функционирующих в жизнедеятельности каждого человека, то аспекты психологии игры намного более субъективны, зависят от индивидуального строения психики каждого игрока.
В азартных играх, таких как кости, рулетка, результат действия игрока полностью случаен. В интеллектуальных играх, таких как шахматы, крестики-нолики, результат действия игрока практически полностью определён интеллектом. В соревнованиях спорта высших достижений, таких как бег, плавание, результат действий определяется физической силой, владением техникой и выносливостью спортсмена. В бильярдной игре все вышеперечисленные компоненты играют роль: и тактический замысел (интеллект), и практическое его воплощение (владение техникой, выносливость, сила), и случайность, которая вмешивается и в тактический замысел, и в практическое его воплощение, и делает результат действия игрока определённым лишь с некоторой вероятностью. Поэтому, в определённом смысле бильярдная игра это - комплексное состязание во всех этих компонентах.
Психологическая подготовка, какой бы она не была, сама по себе не может дать преимущества над соперником, потому что нет оснований допускать, что соперник менее психологически подготовлен. Цель психологической подготовки в другом – дать игроку понимание собственной психики, её связи с физиологией и умственной деятельностью, научить игрока сознательно приобретать различные психо-эмоциональные состояния или, напротив, выходить из нежелательных психо-эмоциональных состояний, что вообще-то - одно и то же. Некоторым образом, психологическая подготовка игрока помогает ему лучше понять и психо-эмоциональное состояния соперника, что необходимо ему для выработки оптимальной стратегии игры. Необходимо потому, что психо-эмоциональное состояние игроков влияет друг на друга, хотя уменьшение негативных последствий этого влияния и является одной из задач психологической подготовки игрока.
Пояснить эту мысль можно следующим рассуждением. Допустим, один игрок показывает максимальную результативность своей игры в определённом психо-эмоциональном состоянии. Однако, такое психо-эмоциональное состояние игрока (манера игры) максимально комфортно такому психо-эмоциональному состоянию соперника, в котором и он тоже показывает свою максимальную результативность. При этом результативность соперника объективно выше, и поэтому игрок наверняка проиграет. Теперь допустим, что игрок осознанно выбирает манеру игры, максимально неприятную для соперника. Для этого, разумеется, игроку нужно заранее изучить соперника и понять - какая манера игры для него неприятна. И не только понять, но и тренироваться играть в этой манере, повышать результативность своей игры в ней. Теперь соперник, под влиянием некомфортной для него манеры игры игрока, изменит своё психо-эмоциональное состояние, что негативно отразится на результативности его игры. Негативно потому, что отклонение от максимума это всегда спад. Возможно, даже соперник сознательно изберёт другую, менее результативную для него манеру игры, то есть войдёт в другое психо-эмоциональное состояние. Однако, соотношение максимальных результативностей игры в новых состояниях уже может быть не в пользу соперника, и тогда проиграет соперник. Этот пример показывает, что бильярдная игра, помимо прочего, это ещё и борьба психологий, характеров игроков.
Не имея достаточной компетенции в психологии, не берусь дальше развивать структуру этого раздела сайта. Возможно, кто-либо более компетентный захочет продвинуть сайт в этом направлении, буду этому только рад и предоставлю такую возможность. Пока-же, размещу здесь ссылки на труды по психологии бильярда и не только, достойные к прочтению на мой, субъективный взгляд.
Б. Нанли "Прицеливание: метод или наитие?"
Ю.Б. Гиппенрейтер "Введение в общую психологию"