Правила игры "Шведка со свояками"
1. Игра ведётся шестнадцатью шарами: пятнадцатью белыми и жёлтым, который является битком. В начале игры пятнадцать белых шаров выставляются в форме плотной пирамиды, вершиной на отметке пирамиды в сторону дома.
2. Цель игры – первым сыграть битком в лузу 8 прицельных белых шаров.
3. Игра ведётся со строгим заказом сыгрываемого шара, то есть обязательно проговаривание: какой именно шар, каким образом и в какую лузу планируется сыграть. Если прицельный шар сыгран без заказа или не в соответствии с заказом, то он не засчитывается и выставляется плотно к противоположному от дома короткому борту, как можно ближе к его середине. Таким же образом выставляется выскочивший со стола белый шар или шар, возвращаемый игроком с полки в качестве штрафа. Если, помимо сыгранного заказного шара, в лузу случайно упал ещё какой-либо прицельный шар, то он не засчитывается и выставляется; при этом очередь хода остаётся у игрока.
4. В игре применяется джентльменское дополнение к строгому заказу, то есть сыгранный без объявления заказа в лузу прямолетящий шар считается сыгранным по заказу; однако, если прямолетящий шар сыгран не в соответствии с объявленным заказом, то он не засчитывается.
5. В начале партии игрок вводит общий биток в игру ударом с рук из дома; при этом, после обязательного соударения битка с каким-либо прицельным шаром, хотя бы один из шаров должен коснуться борта.
6. Игра ведётся с применением серийного правила; то есть игрок, выполнивший результативный удар, обязан сделать следующий удар, и так далее до первого нерезультативного удара.
7. Штраф взыскивается за :
- промах по шару;
- удар кием не по битку;
- туш шара;
- недостаточно активный удар (после обязательного соударения шаров ни один из шаров не коснулся борта или не перекатился через среднюю линию);
- сыгрывание битка в лузу без заказа или не в соответствии с заказом;
- выскакивание битка за борт;
- запрещённый удар (двойной удар, пропих, нажим).
8. Заказное сыгрывание "прямолетящего" битка не считается результативным ударом (за попадание битка в лузу белый шар не снимается), однако сохраняет право на выполнение очередного удара без перехода хода к сопернику. Сыгрывание битка по заказу от борта(-ов), в том числе и абриколем, считается результативным ударом, за который соперник снимает со стола на полку игроку любой белый шар. Также любой белый шар снимается соперником со стола на полку игроку при заказном сыгрывании прицельного шара от борта (-ов) не примыкающего к лузе.
9. Ввод битка в игру после его сыгрывания в лузу или выскакивания за борт осуществляется с любого места игрового поля; при этом запрещается сыгрывать в лузу прямолетящий биток - в противном случае налагается штраф. Сыгрывать биток от борта(-ов) заказным ударом с рук можно.
Перед тем, как игрок будет вводить биток в игру ударом с рук, соперник имеет право (но не обязан) руками изменить положение на столе одного белого шара, не касаясь при этом других шаров.
Игра "Шведка со свояками" является развитием игры Русского Бильярда "Малая русская пирамида" с ведением счёта сыгранными шарами, больше известной как "Шведка". В игре "Шведка со свояками" сделана попытка гармонично совместить игру "Шведка" с легальностью заказного сыгрывания битка.
По сути, современные игры Пирамиды "Московская" и "Невская" также являются такими попытками, но они имеют известные недостатки, устранение которых и было причиной появления игры "Шведка со свояками". Перекос "Московской" в сторону скатных свояков устранён тем, что сыгрывание "прямолетящего" битка не признаётся в игре "Шведка со свояками" результативным ударом. Примитивизм "Невской" при сыгрывании чужих шаров ударом с рук частично устранён в игре "Шведка со свояками" благодаря тому, что перед тем, как игрок введёт биток в игру ударом с рук, соперник имеет возможность переставить один белый шар - тем самым он имеет возможность "испортить" как минимум два самых простых варианта сыгрывания чужого шара в текущей позиции.
Эти два вышеуказанных обстоятельства определяют тактику игры (особенно - её окончания при малом количестве шаров на столе), при которой становятся целесообразными (то есть - "по-игре") чужие шары на тонких резках, бортовые чужие в угловую лузу, а также чужие от борта (дуплеты, триплеты). То есть, целесообразными становятся те же удары, что и в игре "Шведка", что и позволяет причислить эту игру к играм современного Русского Бильярда, а не Пирамиды. При этом, ценность сыгрывания битка сохраняется, так как позволяет выполнять перечисленные технически сложные варианты ударом с рук, а не с игры, то есть - с возможностью постановки битка в позицию, максимально удобную для прицеливания. К тому же, сыгрывание битка от борта по отыгрышу является результативным ударом, способным решить исход партии при игре в последнем шаре.
При таких правилах выполнить серию в 8 прицельных шаров в игре "Шведка со свояками" - намного более сложная задача, чем в играх "Московская" и "Невская", поэтому борьба соперников в каждой партии практически обеспечена. На видео представлена игра "Шведка со свояками" в любительском исполнении.
Дополнение от 3 марта 2015г.
Возникла мысль, как сделать игру "Шведка со свояками" более сложной и зрелищной в исполнении высокотехничных игроков, при этом практически не усложняя её для любителей. Суть изменения пункта 9 правил игры заключается в том, что после второго свояка в серии игрок уже не имеет права сыгрывать прямого прицельного шара, а должен играть либо от борта, либо с заказом двух шаров в разные лузы. А после третьего свояка в серии игрок уже не может играть и от борта, а обязан играть только с заказом двух шаров в разные лузы. За исполненные заказные "штаны" предусмотреть бонус в виде снятия соперником со стола на полку игроку белого шара. После исполнения заказных "штанов" в игре, игрок опять получает право с руки играть прямого чужого, и так далее. Серия с тремя свояками в игре с таким изменением правил показана на следующем видео, начиная с 3:30.
Дополнение от 8 мая 2015г.
На практике обнаружилось, что при неоцениваемом прямолетящем свояке, зачастую играть второго свояка смысла немного, потому что прицельный удар от борта можно делать и сразу, без свояка. После свояка конечно удобнее, так как удар с руки, но свояк ещё ведь нужно сыграть … )) Некоторая искусственность этого правила побуждала размышлять дальше. В результате возникла парадоксальная идея заменить это правило другим - запретить сыгрывать самого прямолетящего свояка. И давать игроку такую возможность вместо снятия бонусного шара за выполнение сложного заказного удара, то есть удара от борта (-ов), удара третьим шаром /от шара или удара на две разные лузы. Но это уже несколько другая, более требовательная к уровню технического мастерства, игра. Правила такой игры, названной "Шведка с бонусными свояками" сформулированы и опубликованы здесь.