МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Бильярдные шары для Русского Биллиарда

Если столы для разных видов бильярда объединяет  свойство их горизонтальности, то объединяющим качеством всех бильярдных шаров является их округлость. Отклонение от сферической формы у бильярдного шара должно быть минимально возможным. Также минимальным должно быть отклонение от номинального диаметра у всех шаров одного комплекта и в первую очередь у битка. Есть довольно простой и точный способ определить соотношение размера битка и остальных шаров : собрать пирамиду шаров в треугольник так, чтобы биток располагался  в окружении белых шаров, затем, поджав пальцами шары к треугольнику  подвигать его по сукну и посмотреть на движение битка.  Если биток катится, в то время как остальные шары скользят, очевидно что биток меньше в диаметре. Иногда разница в диаметрах битка и остальных шаров настолько велика, что при таком "катании" треугольника слышен  стук битка о белые шары.))

Немаловажным качеством бильярдного шара является его балансировка и равномерная плотность материала. Раньше, когда шары изготавливались из слоновой кости, достичь равенства этих качеств для всех шаров комплекта  было практически невозможно. При этом в бильярдной игре немаловажную роль играло знание шаров, потому что отскок разных шаров немного отличался, так же как и их способность "винтиться", зависящая от распределения плотности материала шара. Те времена канули в Лету,  и сейчас шары изготавливаются из искусственных материалов, лучшим из которых считается отверждённая фенол-формальдегидная смола. Есть несколько исторических названий  для этого материала : бакелит, карболит, неолейкорит.  Ведущую роль на рынке бильярдных шаров занимает  бельгийская фирма "Saluc", выпускающая шары под брендом "Aramith" с конца 1940-ых годов. Сам же материал был разработан в США ещё в 1930-ых  годах, и на американском рынке известен под брендом "Super Crystallite".  В настоящее время практически не встретишь шаров имеющих проблемы с балансировкой или разной плотностью материала, и для качественной игры достаточно контролировать только размер шаров.  Производителем шары выпускаются с различными отклонениями от номинального диаметра, после чего шары сортируются по группам с минимальным отклонением размеров одной группы. Из шаров одной группы набираются игровые комплекты. На практике в больших бильярдных  шары разных комплектов одного производителя с течением времени случайно смешиваются, поэтому встречаются шары с одинаковыми номерами в одном комплекте. В таких комплектах разница в размерах белых нумерованных шаров для Пирамиды может достигать почти миллиметра.  

Итак, если допустить, что все шары игрового комплекта одинаковы по весу и диаметру, то качество бильярдной игры будет зависеть от таких параметров шаров как  их вес, упругость, состояние поверхности.

От веса шаров зависят  динамические качества игры. Чем тяжелее шар, тем меньшую скорость он приобретёт при одной и той же энергетике удара по нему киём. Соответственно игра шарами отличного веса от привычного потребует  приспосабливаться к изменению необходимого размера удара, чтобы обеспечить требуемый отскок шара и/или длину его проката. С точки зрения кладки это в большей степени отражается на сыгрывании битка чем прицельных шаров. Поэтому незнакомыми шарами лучше сначала поиграть в Классическую пирамиду или в крайнем случае в Американку, чем сразу играть в Московскую.

Упругость шаров определяется их материалом. Как правило, каждый производитель изготавливает разные марки шаров из одного материала, поэтому достаточно знать какому производителю принадлежит та или иная марка шаров.  От упругости шаров зависит качество их отскока, то есть тот процент энергии соударения шаров, который рассеивается внутри шаров и не трансформируется в их движение. В движении прицельного шара это выражается уменьшением скорости его движения, а в движении битка  это выражается не только в уменьшении скорости его движения , но и в уменьшении  угла отскока. Как известно, теоретический отскок абсолютно упругого битка направлен по касательной к поверхности шаров в момент их касания, тогда как прицельный шар движется по линии центров шаров в момент их касания. Чем менее упруги будут шары, тем меньше будет угол разлёта шаров, который для абсолютно упругих шаров всегда равен 90 градусов. Причём угол заужения отскока битка будет больше выражен  при отскоках на толстой резке, чем на тонкой. Другими словами, играя менее упругими шарами чем привычно, тонкие свояки практически не изменятся, а вот для игры свояков в полшара и толще необходимо будет добавлять в размере удара.

Состояние поверхности шаров определяет величину тангенциальной составляющей силы их взаимодействия при соударении. Обычно тангенциальную составляющую интерпретируют как  силу трения между шарами, но это не совсем верно. Стереотип восприятия трения описывает сопротивление движению движущегося тела по неподвижному. Поэтому вполне уместно говорить о трении, например, при скольжении битка по сукну стола. При соударении же шаров, в отрезок времени когда их поверхности касаются и действуют тангенциальные силы, оба шара двигаются и испытывают также инерционные силы. Поэтому тангенциальная составляющая силы взаимодействия это сила той же природы что и нормальная составляющая, то есть сила упругости, возникающая в деформированном материале шаров, как возникает сила упругости в сжатой пружине.  Деформация поверхности шаров (пятна контакта) имеет сложную несимметричную форму. Пятно контакта не только сплющивается, но и как бы стягивается в сторону отскока битка. Косвенным наглядным подтверждением этому служат иногда возникающие на шарах микротрещины имеющие НЕзамкнутые округлые очертания. 

Тем не менее, тангенциальная составляющая силы взаимодействия шаров всё же зависит не только от свойств материала шаров, но и от состояния поверхности пятна контакта, то есть от чистоты обработки поверхности и наличия на ней смазывающих или абразивных включений. Поэтому некая аналогия с коэффициентом трения уместна, однако такой "коэффициент трения" нелинейно зависит как от скорости поступательного движения битка, так и от скорости его вращения. Более подробно об этом можно прочитать в разделе "Теория Русского Биллиарда", здесь же отметим, что знание состояния поверхности шаров выражается в практическом умении учитывать  и использовать в игре такие эффекты как эффект отброса прицельного шара (ЭОПШ) и эффект отброса битка (ЭОБ). Одно из возможных применений носит название "резка винтом".  На видео продемонстрировано применение резки винтом, обеспечивающее сыгрывание прицельного шара, совместно с эффектом  массе, обеспечивающем сыгрывание битка. 

Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz