Древний бильярд (продолжение)
4. Концепция древнего бильярда.
Рассмотрим концепцию древнего бильярда, отражённую в вышеуказанных книгах 1665 и 1674 годов. Полагаю несомненным, что первоначально бильярд предусматривал игру двоих соперников, также как шахматы, нарды, многие игры в карты. У каждого из соперников в игре имеется свой шар-биток, движением которого только и управляет игрок с помощью небольшой для удобства загнутой булавы с тонкой ручкой и утолщением на конце. Шар-биток олицетворяет самого игрока. На игровом поле бильярда, обрамлённом во избежание падения шаров не очень упругим бортом, находятся Арка (ассоциируемая с триумфом) и Столбик (ассоциируемый с королём), а по краям игровой поверхности расположены отверстия (ассоциируемые с опасностями), называемые лузами. Рисунок справа взят из книги "Эмблемы" английского поэта Francis Quarles, изданной в 1635 году, а на рисунке слева представлена картина голландского художника Адриана Ван де Венне, датируемая 1626 годом. Заметим, что на этих, самых ранних из известных, изображениях бильярда игровой инвентарь прорисован весьма тщательно. Лузы врезаны в борта, имеют приподнятые дужки и снабжены мешками для улавливания сыгранных шаров, практически как на современном лузном бильярде. На правом рисунке на столе нет Столбика, но есть вторая Арка, существует и другое подобное изображение, датируемое 1710 г. Полагаю вариант игры с двумя Арками самый старый, в последующем одна из Арок была заменена Столбиком, олицетворяющим короля. На правом рисунке автор аллегорично показывает игровое различие арок, одна изображена как лавровый венок, а другая имеет шипы как у тернового венца. Полагаю, что в первоначальной игре необходимо было стремиться провести свой биток через "лавровую" Арку, а биток соперника провести через "терновую" Арку. В этом случае замена в последующем "терновой" Арки на Столбик логически обоснованна, ибо провести свой биток через арку технически проще чем провести через Арку биток соперника, предварительно ударив по нему своим битком. Попасть же битком соперника по Столбику проще, чем провести его через Арку, поэтому игровая нагрузка сочетания "лавровой" Арки и Столбика более сбалансирована, чем у сочетания двух Арок.
Выскажу предположение, что появление игры с Королём (Столбиком), которого можно было уронить (свергнуть), соответствует периоду Реформации в Европе, когда росли мятежные настроения, которые в итоге привели к свержению императора (Русско-Ордынской династии Рюриковичей) и расколу Империи на части в начале 1600-ых годов. В дальнейшем же, после того как Империя была разрушена, а предводители мятежников в её провинциях стали Королями образованных новых государств, они позаботились о том, чтобы игра на бильярде с игровым элементом олицетворяющим падение Короля исчезла. При этом и к первоначальной, имперской версии игры с двумя Арками возврата допустить было нельзя. Поэтому в начале 1700-ых годов появилась "французская" манера игры на лузном бильярде без Арки и без Столбика, которая становилась всё популярнее и вскоре привела к полному забвению игры с Аркой и Столбиком сначала на материке (во Франции, Италии, Германии), а за тем и в Англии.
Перечислим вкратце элементы стратегии игры на лузном бильярде с Аркой и Столбиком (Королём). Во-первых, игроки наносят удары строго поочерёдно, независимо от того, были или нет начислены игровые или штрафные очки. Поэтому, если игрок при своём ударе касается битка битой дважды, то это является нарушением, и за это игроку начисляются штрафные очки. Во-вторых, касаться при ударе своим битком битка соперника необязательно. В-третьих, нельзя касаться рукой или одеждой (к примеру рукавом) не только шаров, но и игровой поверхности стола вообще, в противном случае начисляются штрафные очки. Если биток стоит у борта, то бить его утолщённым концом биты неудобно, в этом случае разрешается взять биту за толстый конец и играть по битку тонким концом (хвостом) биты. В отличие от прикреплённой к столу Арки, Столбик (Король) не закреплён, но стоит он достаточно устойчиво. Если битком слегка коснуться Короля, то он остаётся стоять, и такое касание приносит игроку очки. Однако, прежде чем игрок получит право на такое касание битком Короля, он должен пройти битком через Арку, что тоже приносит очки. Если же касание Короля битком приводит к его опрокидыванию, то это приводит к начислению штрафных очков. Поэтому в игре каждый игрок стремится сначала пройти через арку, а затем слегка коснуться Короля. При этом, если предоставляется удобный случай, можно своим битком ударить биток соперника так, чтобы тот опрокинул Короля и заработал штрафные очки. Наличие луз (именуемых опасностями) по краям игровой поверхности стола стимулирует игроков играть осторожным, размеренным ударом, так как случайное падение своего битка в лузу приводит к потере очков. С другой стороны, если подворачивается возможность, то целесообразно спихнуть своим битком в лузу биток соперника, чтобы очки потерял он.
А теперь вкратце опишем "французскую" манеру игры на лузном столе без Арки и Столбика, появившуюся в 1710-ых годах, которая впервые была описана в книге Académie universelle des jeux, изданной в Париже в 1718 году. Во-первых, игроки наносят удары строго поочерёдно, независимо от того, были или нет начислены игровые или штрафные очки. Поэтому, если игрок при своём ударе касается битка битой дважды, то это является нарушением, и за это игроку начисляются штрафные очки. Во-вторых, касаться при ударе своим битком битка соперника ОБЯЗАТЕЛЬНО, и если допущен промах, то игроку начисляются штрафные очки. В-третьих, нельзя касаться рукой или одеждой (к примеру рукавом) шаров, в противном случае игроку начисляются штрафные очки. Однако, касаться игровой поверхности стола рукой или одеждой МОЖНО, поэтому в игре появился приём удара по битку тонким концом (хвостом) биты, при котором кисть левой руки лежит на столе и служит направляющей для движения "хвоста" биты. Бить "хвостом" биты можно по битку в любом месте стола, а не только когда он стоит у борта. При отсутствии Арки и Столбика стратегия "французской" манеры игры сводится к стремлению столкнуть в лузу биток соперника ударом своего битка, при этом удержав от падения в лузу свой биток.
Очевидно, что стратегия бильярдной игры на лузном столе без Арки и Столбика заметно упростилась, однако этот недостаток был компенсирован тем, что вскоре были придуманы дополнительные условия, которые резко меняют характер игры и тем самым вносят разнообразие. Впервые правила таких вариаций бильярдной игры были опубликованы в книге Académie universelle des jeux, изданной в Париже в 1730 году. Вот они :
1) Игра "Наоборот" (поддавки), в которой очки начисляются за сыгрывание в лузу своего битка, в то время как за сыгрывание битка соперника начисляются штрафные очки.
2) Игра "Абриколями", в которой обязательным условием является соударение битка игрока с бортом (-ами) прежде, чем он коснётся битка соперника.
3) Игра "Дуплетами", в которой очки начисляются за сыгрывание битка соперника только от борта (-ов).
4) Игра "5 к 1", в которой один из игроков может сыгрывать биток соперника в пять луз из шести, а соперник может сыгрывать биток игрока только в оставшуюся шестую лузу.
5) Игра "Со средней линией", в которой одному из игроков необходимо, чтобы после удара его биток остановился на той же половине стола, где он был до удара.
Именно разнообразие возможностей в этих вариациях игры обусловило рост популярности "французской" манеры. Новые требования правил игры стимулировали рост технического мастерства игроков, а также способствовали совершенствованию инвентаря. Для облегчения игры абриколями и дуплетами, борты бильярдов стали обрамляться войлочными валиками. Игра "в поддавки" стимулировала изучение приёмов сыгрывания в лузу своего битка, и игроки быстро поняли, что это значительно проще, чем сыгрывание битка соперника, и требует контроля не столько точности резки, сколько точности силы удара. После отмены запрета касаться стола рукой, игроки поняли выгоду игры тонким концом биты, устойчиво скользящей через мост, поставленный второй рукой. Это привело к появлению более удобного для игры с мостом не изогнутого, а прямолинейного инструмента, который стал по традиции называться кием (хвостом).
Французская манера игры на лузном столе без Арки и Столбика внесла свои коррективы и в игру для компании игроков (до 8-9 человек), у каждого из которых свой собственный шар-биток, помеченный либо пятном какого-либо цвета, либо определённым количеством точек (как на игральной кости), которая как и раньше, в первоначальной версии с Аркой и Столбиком, называлась «A la guerre» (как на войне). Как и в основной версии игры для двоих, в игре «A la guerre» для компании очки начисляются за сыгрывание в лузу битка соперника, в то время как за случайное падение в лузу своего битка или за промах по шару начисляются штрафные очки.
Однако, в многобитковой игре «A la guerre» появился новый элемент стратегии игры, которого не было ни в одной из вариаций двухбитковой игры, а именно атака по отыгрышу. Дело в том, что в многобитковой поочерёдной игре применялось правило, что очередной игрок может играть своим битком только по битку предыдущего игрока. Поэтому сообразительный игрок, атакуя своим битком биток предыдущего игрока, одновременно пытался оставить свой биток в таком месте, в котором атаковать его следующему по очереди игроку будет затруднительно. Если биток следующего по очереди игрока должен вводиться в игру с руки из дома (то есть он был сыгран в лузу в предыдущем цикле ударов игроков), то лучшим вариантом для игрока (при атаке битка предыдущего игрока) будет привести свой биток в дом, чтобы следующий игрок, вводя свой биток в игру ударом с рук из дома, был вынужден играть по битку игрока от дальнего короткого борта. Если же биток следующего по очереди игрока находится на столе, то лучшим вариантом для игрока (при атаке битка предыдущего игрока) будет оставить свой биток за битком какого-либо другого игрока так, чтобы следующий игрок не мог ударить своим битком по битку игрока напрямую и был вынужден играть от борта.
В такой игре первостепенное значение имеет уже не столько умение сыгрывать чужих шаров, сколько точно контролировать движение битка при этом. Играя по отыгрышу терпеливые игроки могли дождаться пока нетерпеливые игроки подставятся и их выбьют из игры. Когда же в игре останутся только терпеливые, хорошо контролирующие биток игроки, то большое значение в игре получает умение играть абриколи и дуплеты, то есть от борта.
Замечу, что если в вариациях двухбитковой игры "Абриколями" и "Дуплетами" игра от борта вынуждается правилами игры, то в игре «A la guerre» такая игра от борта необязательна, но диктуется рациональной стратегией игры. В этом смысле игры "Абриколями" и "Дуплетами" можно рассматривать как тренировочные, предназначенными для поднятия мастерства игры в «A la guerre».
Выскажу соображения по поводу названия игры «A la guerre», то есть "Как на войне". На первый взгляд может показаться странным, что игру, в которой несколько игроков играют каждый сам за себя и против всех остальных, ассоциируют с войной. Однако в свете Новой Хронологии время появления игры «A la guerre» на столе с Аркой и Столбиком относится к времени смуты в Империи, когда имперская власть над провинциями ослабла, а в самой метрополии шли распри за трон. В этой обстановке, в провинциях вспыхнули мятежи, и в предчувствии краха Империи наместники провинций стремились захватить как можно больше территорий и ценностей, при этом конфликтуя друг с другом по поводу спорных граничных территорий. И начавшись ещё до раскола Русско-Ордынской Империи и прихода к власти в метрополии династии Романовых, такие "пограничные" военные конфликты продолжились и после, вплоть до конца 17-го века и даже позже. Этому и в традиционной версии истории, как мы понимаем уже изрядно отредактированной, есть немало подтверждений, стоит лишь поинтересоваться историей войн 16-го и 17-го века. Границы европейских государств, в том числе и России, постоянно перекраивались в результате военных конфликтов и последующих мирных соглашений.
Со временем, игра для компании становилась всё популярнее; особенно – в общественных бильярдных, потому что желающих поиграть становилось всё больше, а количество бильярдных заведений и столов в них росло не такими быстрыми темпами. Сначала, для того чтобы различать битки игроков, на шары наносились пятна разных цветов или точки - как на игральных костях; потом на шарах стали писать порядковые номера арабскими цифрами, что упрощало контроль очерёдности ударов. Первое печатное упоминание в Европе о нумерованных шарах, применяемых в многобитковом Алагере, обнаруживается в германском альманахе игр Die Kunst die Welt mitzunehmen, изданном в Вене и Нюрнберге в 1756 г. Во Франции игру для компании сначала называли "A la guerre" (как на войне), а позже стали называть "De la poule" (сумма ставок, банк, пулька). В Англии такую игру сначала называли как и сами лузы, то есть "Hazard" (опасность), а потом стали называть "Pool" (по-английски pool – сумма ставок, банк, пулька).
Популярность игры для компании подтверждает появление картин, изображающих игру - например гравюры, изображающей игру в многобитковый Алагер в кругу семьи Das Billardspielen из Аугсбурга (датируется 1741-1788 гг.), и гравюры Politieke biljardspel in Duitsland голландского художника (датируется 1758 г.), на которой аллегорично показаны противоборствующие стороны в Семилетней войне 1756-1763 гг., играющие на бильярде в «A la Guerre» на карте Европы. Среди игроков: Пруссия, Ганновер, Франция, Россия, Саксония, Швеция, Дания, Испания, Польша и Швейцария. Голландия смотрит, соблюдая нейтралитет. Вторая гравюра наталкивает на мысль о том, что многонациональные войны способствуют распространению бильярдных идей, так как дворяне-офицеры являются носителями бильярдной культуры своих стран. Так, в вышеуказанной Семилетней войне, в которой участвовали армии почти всех европейских государств, военные действия велись с большими перерывами, во время которых армии были расквартированы на оккупированных территориях или находились на марше с места на место. В ещё большей степени этот феномен проявится во время наполеоновских войн, о чём будет сказано ниже.