Правила игры "Пирамидка с контрольным шаром"
Инвентарь
1. Игра ведётся набором из 12 шаров, в который входит два жёлтых, два красных, два синих, два зелёных, два чёрных, коричневый и белый шары. Белый шар является битком, то есть наносить удар кием игроки имеют право только по белому шару.
Начало игры
2. В начале игры пять пар разноцветных шаров размещаются в форме пирамиды вершиной на третьей отметке стола, а коричневый контрольный шар устанавливается на центральную отметку стола. Расположение шаров в пирамиде приведено на рисунке. Игрок, выигравший раскат, вводит биток (белый шар) в игру ударом с рук из дома. При этом достаточно выполнить правило отыгрыша (два борта, борт с перекатом). Случайно упавший (не заказанный) в лузу при начальном ударе прицельный (цветной) шар не засчитывается и выставляется на короткий борт за пирамидой – как можно ближе к его центру, но не касаясь других шаров. Таким же образом в игре выставляется выскочивший со стола прицельный (цветной) шар или шар, возвращаемый игроком с полки за штраф. Исключение составляет сыгранный или выскочивший коричневый (контрольный) шар, который выставляется на центральную отметку стола.
Цель игры
3. Игра ведётся до достижения одним из игроков 20 очков. Очки начисляются соответственно количеству и цвету шаров на полке игрока: жёлтый шар – 1 очко, красный шар – 2 очка, коричневый (контрольный) шар - 3 очка, синий шар – 4 очка, зелёный шар – 5 очков, чёрный шар – 6 очков. Сумма разыгрываемых в игре очков равна 39.
4. Игра ведётся со строгим заказом сыгрываемого шара; то есть обязательно проговаривание: какой именно шар, каким образом и в какую лузу планируется сыграть. Если прицельный (цветной) шар сыгран без заказа или не в соответствии с заказом, то он не засчитывается и выставляется плотно к короткому борту за пирамидой, как можно ближе к его середине, не касаясь при этом других шаров. Если, помимо сыгранного заказного шара, в лузу случайно упал ещё какой-либо прицельный (цветной) шар, то случайный шар не засчитывается и выставляется на стол; при этом очередь хода остаётся у игрока.
5. В игре применяется джентльменское дополнение к строгому заказу; то есть сыгранный в лузу без объявления заказа прямо-летящий шар (прицельный или биток) считается сыгранным по заказу; однако, если прямо-летящий прицельный (цветной) шар сыгран не в соответствии с объявленным заказом, то он не засчитывается и выставляется на стол, а если не в соответствии с объявленным заказом сыгран прямо-летящий биток, то сыгранный по заказу прицельный (цветной) шар не засчитывается и очередь хода переходит к сопернику, однако штраф при этом не назначается.
6. В игре допускается двойной заказ, однако он обязателен к исполнению полностью; то есть, если сыгран только один из заказанных шаров, то он не засчитывается. Если сыгран только прицельный (цветной) шар, то он выставляется на стол, а если сыгран только биток, то его вводит в игру ударом с рук соперник.
Серийное правило
7. Игра ведётся с применением серийного правила; то есть игрок, выполнивший результативный удар, обязан сделать следующий удар, и так далее до первого нерезультативного удара.
Сыгрывание битка
8. Сыгрывание в лузу прямо-летящего битка без объявленного заказа считается результативным ударом и очередь сохраняется за игроком, при этом шар с поля на полку игрока не снимается.
9. Сыгрывание в лузу не прямо-летящего битка (от борта или от третьего шара и т.п.) в соответствии с заказом считается результативным ударом и очередь хода сохраняется за игроком.
10. Сыгрывание в лузу не прямо-летящего битка (от борта или от третьего шара и т.п.) не в соответствии с заказом не считается результативным ударом; то есть сыгранные при этом в соответствии с заказом прицельные (цветные) шары не засчитываются, и право хода переходит к сопернику. Однако, это не приводит к штрафу, то есть шар с полки игрока на стол не выставляется. Также поступают и в случае вылета битка за борт.
Бонусный шар
11. В качестве бонуса за исполненный заказной сложный удар, игрок снимает со стола себе на полку шар наименьшей стоимости. Сложным признаётся любой сыгранный не прямо-летящий шар за исключением шара сыгранного от борта примыкающего к играемой лузе (абриколь битка, "каблучок" прицельного шара), а также исполненный двойной заказ за исключением "оба шара в одну лузу".
Игра по контрольному (коричневому) шару
12. В этой игре считаются результативными ударами, то есть сохраняющими очерёдность хода, заказные удары битком от прицельного (цветного) шара и трёх бортов (трёхбортный карамболь) или прицельным (цветным) шаром от трёх бортов (трёхбортный рокамболь) по контрольному (коричневому) шару. При этом, в качестве бонуса игрок получает исключительное право согласно п.14.
13. Касание битком (белым шаром) контрольного (коричневого) шара при наличии других прицельных (цветных) шаров на столе приводит к штрафу. Исключения составляют касание битком контрольного (коричневого) шара при результативном заказном трёхбортном карамболе битка от прицельного (цветного) шара по контрольному шару, и касание битком контрольного шара в ударе следующем за ударом исполненного трёхбортного карамболя/рокамболя согласно п.12.
14. Контрольный (коричневый) шар можно сыгрывать в лузу прицельным (цветным) шаром, или сыгрывать в лузу прицельный (цветной) шар от контрольного (коричневого) шара. Если есть право согласно п.13., то контрольный (коричневый) шар можно сыгрывать в лузу битком, или сыгрывать в лузу биток от контрольного (коричневого) шара. Если контрольный (коричневый) шар был правильно сыгран в лузу, то он в игру не возвращается, и партия продолжается без него. Впрочем, контрольный (коричневый) шар может быть выставлен обратно на центральную отметку стола, если будет являться шаром наименьшей стоимости на полке игрока допустившего штраф.
15. Сбитый с центральной отметки стола контрольный (коричневый) шар после окончания удара (остановки движения всех шаров) возвращается на своё место. Если по окончании удара центральная отметка стола оказывается занятой другим шаром, то контрольный (коричневый) шар остаётся на том месте, где он оказался после того как его сбили, в том числе и в лузе, до тех пор пока его место (центральная отметка стола) не освободится.
Ввод битка в игру
16. Ввод битка (белого шара) в игру после его правильного сыгрывания в лузу осуществляется игроком ударом с рук с любого места игрового поля, при этом сыгрывать шары можно только сложным ударом предусматривающим бонусный шар согласно п.11.
17. Ввод битка (белого шара) в игру после его правильного сыгрывания в лузу при невыполненном двойном заказе осуществляется соперником ударом с рук с любого места игрового поля, при этом сыгрывать шары можно только сложным ударом предусматривающим бонусный шар согласно п.11.
18. Ввод битка (белого шара) в игру после его неправильного (случайного) сыгрывания в лузу или выскакивания за борт осуществляется соперником ударом с рук с любого места игрового поля без каких либо ограничений, то есть можно сыгрывать и одиночные прямо-летящие шары (прицельный или биток).
Штрафы
19. За допущенный игроком штраф с его полки на стол выставляется цветной шар наименьшей стоимости. Если на полке игрока нет шаров, то за штраф выставляется первый правильно сыгранный им прицельный (цветной) шар.
20. Штраф взыскивается за: промах по шару; удар кием не по битку; туш шара; нарушение требований отыгрыша; запрещённый удар (двойной удар, пропих, нажим); касание битком контрольного (коричневого) шара при наличии других прицельных (цветных) шаров на столе, за исключением случаев описанных в п.12.
Режим игры в последнем шаре
21. Если все десять цветных шаров пирамидки разыграны игроками, и ни один из игроков не набрал при этом 20 очков, то игроками разыгрывается последний контрольный (коричневый) шар. При этом правило запрещающее касание битком контрольного шара, а также правило возврата контрольного шара на центральную отметку стола перестают действовать. Однако, если игрок допускает штраф (умышленный или неумышленный), то после выставления игроком за штраф цветного шара наименьшей стоимости с полки на середину короткого борта за пирамидой, контрольный (коричневый) шар устанавливается на центральную отметку стола и игра продолжается в основном режиме.
На видео ниже представлена игра «Пирамидка с контрольным шаром» в любительском исполнении.