Конструируем игру современного Русского Биллиарда.
При конструировании новой игры, выражающей концепцию современного Русского Биллиарда, вполне естественно взять за основу игры дореволюционного Русского Биллиарда. К таким играм относится "Малая Русская пирамида 140 очков", а в ещё большей степени "Большая Русская пирамида 300 очков". Сравнивая эти две игры, мы видим, что применение цветных шаров с различением их стоимости в зависимости от цвета намного нагляднее и удобнее в игре, чем различение стоимости по номерам, нанесённым на шары белого цвета. Нагляднее как для игроков, так и для зрителей. Поэтому представляется очевидным, что в новой, нацеленной на телевизионную зрелищность игре современного Русского Биллиарда, нужно применить разноцветные шары, а от нумерации шаров нужно отказаться.
При применении цветных шаров необходимо чтобы их цвета были контрастны друг другу, а также цвету сукна. Это накладывает определённое ограничение на количество возможных различных цветов. Вот набор базовых цветов контрастных друг другу: чёрный, белый, зелёный, красный, синий, жёлтый. Если использовать сукно насыщенного зелёного цвета, то вместо зелёного и синего цвета шаров лучше использовать салатовый и голубой. Однако известно, что для телевизионной зрелищности лучше использовать серое сукно или сукно с ненасыщенным зелёным оттенком (зелёновато-серое). На таком сукне насыщенные зелёный и синий цвета шаров, как и остальные цвета (чёрный, белый, жёлтый, красный ) будут смотреться достаточно контрастно. К перечисленным цветам можно добавить коричневый, того его оттенка, что между красным и чёрным.
Вот палитра выбранных цветов :
Из практики известно, что биток лучше использовать светлого оттенка чем тёмного, это связано с физиологией восприятия цветов человеком. Поэтому для битка предлагается, как и в других видах мирового бильярда, использовать белый цвет, а для прицельных шаров шесть оставшихся оттенков : жёлтый, зелёный, синий, красный, коричневый, чёрный. Поскольку в пирамиде 15 шаров, то самое подходящее в ней использовать пять групп по три шара различных цветов, к примеру без коричневого. Оставляя неизменным принцип составления дореволюционной пирамиды, при котором крупные номера находятся внутри, а мелкие снаружи, пирамиду цветных шаров можно составить следующим образом:
Здесь стоимость шаров по возрастанию: 1-жёлтый, 2-красный, 3-синий, 4-зелёный, 5-чёрный.
Если таким комплектом шаров играть в «Малую Русскую пирамиду», то в пирамиде будет 45 очков. К последнему шару лучше прибавлять 4 очка, тогда в игре будет разыгрываться 49 очков, и для победы будет необходимо набрать не менее 25 очков. Как и при игре нумерованными шарами для победы будет необходимо сыграть не менее шести шаров (нумерованными 15+14+13+12+11+6=71 или цветными 5+5+5+4+4+2=25), но при игре цветными шарами ничья невозможна, так как количество очков в розыгрыше нечётное. Полагаю это плюс, так как более спортивно.
Следующая важная задача при конструировании игры современного Русского Биллиарда это гармоничное встраивание в игру легального сыгрывания битка. Как было сказано в предыдущей статье для этого есть три способа:
1) Оставляя право на продолжение серии после сыгрывания прямо-летящего битка, при этом полностью обесценить его, или сделать его стоимость в разы меньше стоимости сыгрывания прицельного шара.
2) Обусловить право на продолжение серии после сыгрывания прямо-летящего битка предварительным результативным исполнением элемента повышенной технической сложности.
3) Запретить сыгрывать прямо-летящие шары (и следовательно стимулировать игрока исполнять элементы повышенной технической сложности) при вводе битка в игру ударом с рук с некоторой, весьма обширной зоны для установки битка.
Используем первый и второй способ, то есть заказное сыгрывание битка любым ударом не будет приносить очков (прицельный шар со стола сниматься не будет), но очередь хода будет оставаться за игроком. При этом право на продолжение серии после сыгрывания прямо-летящего битка игрок должен заработать предварительным заказным результативным исполнением элемента повышенной технической сложности. Именно прямо-летящего свояка, а сыгрывать по заказу биток от борта (-ов) или от двух шаров (карамболем) или контртушем и т.п. игрок может в любой момент. Под элементом повышенной технической сложности здесь понимается сыгрывание шара (прицельного или битка) от борта (-ов); третьим шаром или от третьего шара; с заказом двух шаров на две разные лузы («штаны»); или более сложного. Применив такое правило мы сразу поставим заслон примитивизму, привносимому прямо-летящим свояком. Однако устранив примитивизм прямо-летящего свояка, необходимо позаботиться о том, чтобы у игроков была достаточная мотивация играть вышеуказанные элементы повышенной технической сложности.
Такую мотивацию будет создавать правило ввода битка в игру после его сыгрывания, а именно разрешение вводить биток в игру с любого места игрового поля, с возможностью сыгрывать шары любым ударом. То есть игрок, показавший мастерство исполнив элемент повышенной технической сложности, получает право на прямо-летящий свояк, а после сыгрывания этого свояка может сыграть любого прицельного шара на столе в любую лузу, предварительно поставив биток руками максимально удобно для исполнения удара.
Остаётся решить вопрос, что делать если биток сыгран случайно, без заказа? Полагаю, что достаточным наказанием игроку за плохой контроль битка будет то, что вводить биток в игру будет соперник. То есть при случайном сыгрывании битка, сыгранные при этом прицельные шары не засчитываются, очередь хода переходит к сопернику, однако штаф не налагается (шар с полки на стол не выставляется).
Что касается наложения штрафов, то как писал ещё А.И.Леман в своей известной книге, выставление за штраф шара наименьшего номинала с полки на стол намного интереснее с точки зрения тактики игры, чем начисление «пятаков» (минус 5 очков игроку и плюс пять очков сопернику). О нюансах тактики игры с таким правилом взыскивания штрафов можно прочесть здесь. Сформулированные правила вышеописанной игры, названной «Четвертак», изложены здесь.
Вот пример видео этой игры в любительском исполнении :
Следующая задача при конструировании игры современного Русского Биллиарда это гармоничное встраивание в игру тактического приёма постановки снукера. Для этого необходимо, чтобы в игре был «неприкасаемый» шар (-ы). Самым простым примером игры со снукерами является двухбитковая игра "Алагер с контрольным шаром". Поступим по аналогии с этой игрой и добавим контрольный шар на центральную отметку стола в вышеописанную игру «Четвертак» с разноцветными шарами. Для контрольного шара задействуем неиспользованный в пирамиде коричневый цвет. Тогда, если розыгрыш пирамиды дойдёт до последнего шара (или двух), у игроков появится возможность ставить снукер за контрольный шар на центре стола, отыгрывая биток на противоположную сторону от оставшегося на столе прицельного шара. Соответственно и в течении всего розыгрыша пирамиды шаров касание битком контрольного шара будет приводить к штрафу, что будет мотивировать игроков к лучшему контролю шаров, особенно битка, при ударах. Чтобы функция контрольного шара в игре всегда была активна, следует применить правило возврата контрольного шара на центральную отметку стола после того, как он с неё будет сбит.
Учитывая, что все шары пирамиды имеют стоимость, отсутствие стоимости и возможности сыгрывания контрольного коричневого шара представляется негармоничным. Поэтому напрашивается оценить сам контрольный шар и дать игрокам возможность его сыгрывать. Поскольку битком контрольный шар задевать нельзя из за штрафа, то сыгрывать его можно только шаром, также можно сыгрывать от него другой прицельный шар. То есть в игре добавляется стимул играть элемент повышенной технической сложности (шаром/от шара), что в случае успеха будет, помимо шара на полке, приносить игроку право на сыгрывание прямо-летящего свояка с продолжением серии.
Как же оценить контрольный шар? Представляется лучшей возможностью будет не прибавлять к последнему шару на столе 4 очка, а как раз в эти 4 очка оценить контрольный шар. Тогда в случае, если вся пирамида шаров будет разыграна игроками и ни один из них не набрал победные 25 очков (счёт в партии 22:23 или 21:24), то игроки будут вынуждены разыгрывать сам контрольный шар. При этом он уже не будет возвращаться на центральную отметку стола и перестаёт быть «неприкасаемым», то есть при игре в последнем шаре за касание битком контрольного (коричневого) шара штраф не назначается.
Осталось решить задачу гармоничного встраивания в игру технических приёмов карамболя (попадания битком от одного прицельного шара по другому прицельному шару) и рокамболя (попадания прицельным шаром по другому прицельному шару). Как было сказано в предыдущей статье, строгому Русскому Бильярду соответствует необходимая точность удара при выполнении трёхбортного карамболя, а также при выполнении трёхбортного рокамболя, если второй прицельный шар не находится у борта или лузы. При игре с контрольным шаром, как раз имеется шар постоянно находящийся на центральной отметке стола, который напрашивается быть мишенью для трёхбортовых карамболей битком и трёхбортных рокамболей прицельным шаром. А мотивация игрока выполнять такие элементы повышенной технической сложности всё та же – возможность заработать право на сыгрывание прямо-летящего битка с продолжением серии. Разумеется удары эти должны быть заказными и ровно с тремя соударениями бортов, не больше и не меньше. При этом, при результативном заказном 3-б-кароме касание битка контрольного шара не штрафуется, однако если удар был не чистый (лишнее касание с бортом или шаром), то такое касание битка контрольного шара приводит к штрафу. Также и при касании битком контрольного шара даже при выполненном 3-б-рокамболе. Назовём такую игру «Пирамида с контрольным шаром».
Чтобы повысить динамизм такой игры без ущерба для её качества, можно уменьшить количество шаров в пирамиде, то есть вместо 15-шаровой пирамиды играть с 10-шаровой пирамидой, состоящей из пяти групп по два шара различных цветов. Справа приведена начальная расстановка шаров в такой, урезанной пирамидке.
Чтобы стоимость контрольного коричневого шара не совпадала с другими, лучше шары в малой пирамидке оценить следующим образом:
1-жёлтые, 2-красные, 3-коричневый (контрольный), 4-синие, 5-зелёные, 6-чёрные. Тогда в игре будет разыгрываться (1+2+4+5+6)*2+3=39 очков, а для победы нужно будет набрать не менее 20 очков. Назовём такую игру «ПирамидКа с контрольным шаром».
Сформулированные правила игры «Пирамидка с контрольным шаром» изложены здесь.
Вот примеры видео этой игры в любительском исполнении :
Те, у кого нет комплекта цветных шаров, могут поиграть в эту игру комплектом белых пронумерованных шаров. Тогда лучше использовать шары с номерами от 5 до 15 с суммой очков 100, а в качестве контрольного шара использовать шар с номером 10. Для победы нужно набрать не менее пятидесяти одного очка, а в случае разыгрывания контрольного шара (№10) возможна ничья 50:50. Расстановка шаров в пирамидке как на рисунке справа.
Также как и при игре цветными шарами, для победы достаточно сыграть четыре крупных шара.
Полные правила такой игры изложены здесь.
Дополнение от 26 июня 2015г.
Практика игры в "Пирамидку с контрольным шаром" по вышеприведённым правилам высветила некоторые недостатки правила "зарабатывания права на прямо-летящий свояк".
Во-первых, оно сопряжено с хотя и редким, но сыгрыванием прямо-летящего чужого ударом с рук с любого места поля. Такая возможность, хотя и является хорошим стимулом для игрока зарабатывать право на прямо-летящий свояк исполняя сложные (читай зрелищные) удары, но всё-таки является демонстрацией примитивизма, который весьма нагляден в пирамидной игре "Невская" .
Во-вторых, это правило не стимулирует игрока зрелищно играть на две лузы. Не стимулирует потому, что в случае падения в лузу только битка, вводить его в игру будет соперник, и велика вероятность, что им будет сыгран прямо-летящий прицельный шар крупной стоимости.
Поэтому вместо второго способа гармоничного встраивания в игру легального сыгрывания битка, а именно "обусловить право на продолжение серии после сыгрывания прямо-летящего битка предварительным результативным исполнением элемента повышенной технической сложности", используем третий способ, а именно "запретить сыгрывать прямо-летящие шары при вводе битка в игру ударом с рук с некоторой, весьма обширной зоны для установки битка". То есть сыгрывать прямо-летящий биток в игре можно в любой момент, но очки за него не начисляются (шар с поля на полку игроку не снимается), а при вводе битка в игру ударом с рук с любого места поля не засчитываются сыгранные одиночные прямо-летящие шары, как сам биток, так и прицельный шар. При том что, если биток вводит в игру соперник (после случайного падения в лузу битка или его выскакивания за борт), то он может играть и прямо-летящие шары, то есть имеет лёгкую возможность наказать игрока за бесконтрольность битка.
На видео ниже показаны примеры игры "Пирамидка с контрольным шаром" с вышеуказанным изменением правила игры прямо-летящего свояка.
Заметим, что изменив правило "зарабатывания права на прямолетящий свояк", автоматически исчез смысл делать трёхбортные карамболи/рокамболи по контрольному (коричневому) шару. Поэтому необходимо придумать новую мотивацию игрокам исполнять эти зрелищные удары. Оценивать эти удары, то есть снимать с поля за выполненный трёхбортный карамболь/рокамболь шар наименьшей стоимости, представляется не самым оптимальным, так как никакой шар при этом в лузу не сыгрывается. Какое же получаемое этим ударом право тогда предусмотреть? Полагаю интересным будет дать игроку право игры битком по контрольному (коричневому) шару. То есть, если игрок исполнил трёхбортный карамболь/рокамболь по контрольному шару, то следующим ударом он получает право на один удар битком по контрольному шару (возвращаемому на центр поля) без штрафа. То есть игрок может (но не обязан!) сыграть биток в лузу от контрольного шара или сыграть в лузу сам контрольный (коричневый) шар стоимостью в 3 очка. В конце розыгрыша партии, когда на столе помимо битка остаётся 2-3 шара, такая возможность играть по шару находящемуся в центре поля (на игре) может быть весьма полезной, и техничные игроки наверняка будут её использовать.
На видео ниже показаны примеры игры "Пирамидка с контрольным шаром" с вышеуказанными изменениями правила игры прямо-летящего свояка и правила игры трёхбортных карамболей/рокамболей по контрольному (коричневому) шару.
Дополнение от 26 сентября 2015г.
Три месяца практики игры в "Пирамидку с контрольным шаром" по вышеприведённым правилам показали их сбалансированность и непротиворечивость. Обнаружилось немало неочевидных тактических нюансов, украшающих игру, описание которых достойно отдельной статьи, которая будет размещена чуть позже. Серьезных изъянов в игре обнаружить пока не удалось, но долгое время не было идей как улучшить её. И вот такая идея появилась и была опробована на практике. Речь идёт о расширении функции контрольного (коричневого) шара. Теперь игровым событием, влияющим на ход игры, является касание контрольного шара не только битком, но и любым другим (то есть прицельным) шаром. Однако, если касание контрольного шара битком приводит к штрафу, то касание контрольного шара прицельным шаром приводит к меньшим "неприятностям".
Если такое касание произошло при результативном ударе, то удар засчитывается, но очередь хода переходит. Например, заказан и сыгран свой от борта в угол, но при этом прицельный шар коснулся контрольного (коричневого) шара. За сыгранный бортовой удар со стола на полку игроку снимается шар наименьшей стоимости, однако ход переходит, и биток вводит в игру соперник ударом с рук с любого места поля - разумеется, без права сыгрывания прямо-летящих шаров, так как биток был сыгран в лузу не "дураком", а по заказу.
Если касание контрольного (коричневого) шара прицельным шаром произошло при нерезультативном ударе, то очередь хода переходит независимо от этого касания, но соперник вдобавок получает право на следующий удар без риска касания контрольного (коричневого) шара любым шаром, в том числе и битком. То есть соперник сможет сыграть в лузу битком как сам контрольный шар, так и биток от контрольного шара. Такая дополнительная возможность особо ценна при игре в последних шарах. К примеру, на столе помимо битка остались только красный (2 очка) и контрольный (коричневый, 3 очка) шары, счёт в партии 17:17. Сыгрывание красного шара прямо-летящим чужим без выхода под контрольный шар ни одному из игроков ничего не даёт, так как всё равно будет равная игра в последнем (контрольном) шаре. Игрокам будет выгодно: либо сыгрывать по отыгрышу от красного шара прямо-летящий свояк, чтобы следующим ударом играть красный шар дуплетом ударом с рук; либо играть красный шар дуплетом с игры с отыгрышем битка; либо играть биток по отыгрышу от красного шара и борта, чтобы следующим ударом (после снятия красного шара) играть с рук "штаны" в средние лузы от контрольного (коричневого) шара на центральной отметке стола, что довольно просто. Так вот, в случае касания контрольного (коричневого) шара прицельным шаром при нерезультативном ударе игрока, соперник помимо перечисленных получает ещё несколько выгодных вариантов: 1) сыграть контрольный (коричневый) шар прямо-летящим чужим и сразу выиграть; 2) сыграть биток в среднюю лузу от контрольного шара, чтобы следующим ударом играть красный шар дуплетом ударом с рук с отыгрышем битка; 3) играя битком по красному шару, попытаться примазать биток к контрольному (коричневому) шару и поставить сопернику сложный снукер в центре игровой поверхности.
Причём, если игрок коснётся прицельным шаром (красным) контрольного шара на результативном ударе (то есть сыграв биток), то очередь хода перейдёт, и с рук играть будет соперник, который сможет сыграть "штаны" в средние лузы от контрольного шара на центральной точке и выиграть, так как красный шар будет снят в качестве бонуса.
Дополнение от 12 декабря 2015г.
Сконструированная в этой статье игра подразумевает развитие концепции традиционного (дореволюционного) Русского Биллиарда с учётом достижений мирового бильярда в 20-ом веке. Однако, для того чтобы эта прогрессивная игра была воспринята современным российским бильярдным сообществом, необходимо изменение его менталитета. Менталитета, во-многом сформированного ложным убеждением, что игра любым шаром "Американка" превосходна и достойна для выявления наиболее мастеровых игроков, недаром самым престижным у спортсменов Пирамиды считается завоевание звания чемпиона мира именно по дисциплине "Свободная пирамида". Поэтому, для того чтобы изменить этот менталитет, необходимо разрушить в бильярдном сообществе "романтический" ореол "Американки". Полагаю лучшим способом для этого будет создание простой и понятной народу игры любым шаром, у которой бы, пусть хотя бы частично, отсутствовали недостатки присущие "Американке". Собственно, такие попытки предпринимались уже, как пример "Длинная американка" и "Американка-Буффало", однако представляется, что их отличия / преимущества перед обычной "Американкой" малозначительны и недостаточны чтобы поколебать авторитет "Американки". Созданию такой игры любым шаром, вообщем не отвечающей концепции современного Русского Биллиарда, но способной повлиять на менталитет российского бильярдного сообщества в нужном направлении, посвящена следующая статья.