МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
 

Расцвет Русского Бильярда

Как сказано выше, серийное правило есть ничто иное, как премирование правом внеочередного удара за результативное игровое действие. Может показаться, что серийное правило влияет на игру безусловно прогрессивно, но это не так.
1) Если влияние случайности на результативность игрового действия высоко, а именно так и обстоит дело при несовершенном игровом инвентаре, то и вероятность результативного действия, даже у технически умелого игрока, невысока. В этом случае серийное правило в игре даёт возможность увеличения влияния на результат игры мастерства игроков, тем самым уменьшая влияние на результат игры случайности. Результат игры с серийным правилом в этом случае будет БОЛЕЕ справедливым, чем игры без него, если под справедливостью понимать принцип «пусть победит сильнейший».
2) Если же влияние случайности на результативность игрового действия мало, а именно так и обстоит дело при идеальном игровом инвентаре или при отсутствии влияния инвентаря (как в шахматах, шашках), то и вероятность результативного действия технически умелого игрока максимальна. В этом случае серийное правило в игре даёт возможность строить большие серии и, с учётом ограниченности игры по времени или по очкам, ставит в неравное положение технически не менее умелого соперника. Результат игры становится зависим от того, кто первым встанет на серию. А это, при игре равных соперников, уже зависит от случайности. Результат игры с серийным правилом в этом случае будет МЕНЕЕ справедливым, чем игры без него. Именно поэтому в строго детерминированных играх, таких как шахматы, шашки, в которых результат хода от случайности практически не зависит, серийное правило не применяется.

В 1770-ых годах, когда в трёхшаровой игре «Carambole» на лузном бильярде стало применяться серийное правило, бильярдный инвентарь был далёк от совершенства. Столешницы изготавливались из досок, и горизонтальность игровой поверхности стола зависела от влажности и температуры в помещении. Упругие борта изготавливались из войлочных валиков обтянутых сукном и не могли обеспечить одинаковость траектории отскока шара от различных точек борта. Шары изготавливались из слоновой кости и поэтому не могли быть одинакового веса, диаметра, степени упругости. Кий представлял собой коническую палку с костяным наконечником, кожаная наклейка и мел ещё не применялись в игре. В таких условиях, результативность игры даже умелых игроков была невысокой, и поэтому применение серийного правила в игре было прогрессивно, вскоре его стали применять и в других бильярдных играх, о которых шла речь выше.

Применение серийного правила в многобитковом Алагере, хотя и было выгодно умелым игрокам, однако создавало некоторые проблемы. К примеру, если один из игроков серийно сыгрывает все битки соперников, то его серия вынужденно обрывается, так как вводить в игру сыгранные битки могут только сами игроки при своей очереди хода. С другой стороны, если выставлять сыгранный биток соперника сразу на какую-либо точку стола, то вполне вероятно, что он может быть сыгран три раза подряд. А это значит, что у соперника не будет даже возможности войти в игру, что несправедливо. Если же устанавливать все серийно сыгранные битки соперников сразу после окончания серии, то возникает проблема – как их устанавливать, потому что соблюсти равноправие при этом невозможно. Поиски решения этих проблем привели к новым бильярдным идеям, выразившихся в новых бильярдных играх для компании игроков. Первая идея, это идея использовать один, общий для всех игроков компании биток, в то время как все остальные шары становятся ничейными, а значит равноправными, и форма их выставки на стол не имеет принципиального значения. Вторая идея, это идея заочного соревнования в серийности, когда каждый из игроков с одинаковой исходной позиции стремится сделать как можно большую серию результативных ударов, так как за результативный удар очки начисляются, а за промах списываются. Именно эти новые идеи воплощены в игре "A la ronde" с двенадцатью "ничейными" шарами, расставляемыми попарно у каждой из шести луз, которая впервые упоминается в энциклопедии Deutsche Encyclopädie oder Allgemeines, изданной в 1780 г. во Франкфурте на Майне. Подробно об этой игре написано в альманахе игр Spielalmanach für Karten- Schach- Bret- Billard-Spieler, изданном в Берлине в 1810 г. Из описания следует, что игра ведётся одним шаром серийно в режиме биллии, то есть – заочного соревнования соперников. Биток вводится в игру с центра игрового поля, игрок должен сыграть битком все двенадцать прицельных шаров. При этом, за каждый сыгранный (или выбитый со стола) прицельный шар начисляется два очка, а за каждый промах списывается одно. Предусмотрены также и штрафы за промах по шарам, вылет битка или случайное сыгрывание битка в лузу. Хотя, прицельные шары и расставлены у луз для облегчения их сыгрывания, однако для решения начальной позиции за минимальное количество ударов, необходимо сыгрывать пары шаров у луз одним ударом, а для этого, помимо изрядной точности, требуется ещё и удар с выраженной оттяжкой. Полагаю, что именно для демонстрации эффектности удара с оттяжкой битка и была создана именно такая начальная позиция игры "A la ronde". Выполнить удар с выраженным обратным вращением битка без хорошо помелённой кожаной наклейки весьма проблематично, поэтому представляется, что германским игрокам, игравшим в эту игру, кожаная наклейка для кия уже была известна. Как бы то ни было, в игре "A la ronde" с двенадцатью "ничейными" шарами получает развитие принцип серийной игры с выходом битка, появившийся в трёхшаровой игре с одним "ничейным" шаром. Помимо этого, возникает новый принцип игры одним ("общим" для всех игроков) битком, хотя пока ещё – и в заочной форме соревнования.

И этот принцип получает своё развитие в игре "Pyramidein" (Пирамида) для нескольких человек с одним общим битком. Первое упоминание и подробное описание этой игры относится к 1795 г., причём сразу в двух книгах, изданных в одном городе - столице Австрийской империи Вене. Вот они: Gründlicher Unterricht und Regeln des Billard-Spieles и Der beliebte Weltmensch welcher lehret die üblichsten Arten der Spiele. Второе название этой игры "A la Figaro", очевидно, связано с оперой "Свадьба Фигаро", написанной проживавшим в Вене Моцартом, и там же поставленной в 1786 г. Кстати, Моцарт был заядлым бильярдистом, и в одной из комнат снимаемого им дома стоял дорогой бильярдный стол. Вполне вероятно, появление в Австрии игры с новым принципом общего битка совпало с выходом нашумевшей оперы, и имя главного героя оперы закрепилось в названии игры. Первое название "Pyramidein" связано с начальной установкой в игре прицельных шаров (нумерованных шаров для игры в многобитковый Алагер) в форме плотного треугольника с вершиной на третьей точке бильярдного стола. Помимо реализации идеи общего битка, в игре "Пирамида" проявилась ещё одна новая бильярдная идея, а именно идея неравноценности "ничейных" шаров, реализованная в новом принципе ведения счёта в игре. Это счёт не количеством сыгранных шаров (как в "A la ronde"), а суммой номеров на сыгранных шарах. Такой подсчет позволяет значительно обогатить тактику игры и стимулировать исполнение сложных ударов, то есть сыгрывание неудобных, но "дорогих" шаров ударами от борта, третьим шаром или от шара. Очный принцип состязания в игре с одним общим битком также подразумевает новую тактику отыгрыша. Если при отыгрыше в многобитковом Алагере достаточно спрятать свой биток от битка следующего по очереди игрока (то есть поставить снукер за другие шары на столе), то, отыгрываясь в однобитковой Пирамиде, нужно спрятать общий биток от всех шаров на столе, то есть выбрать такое место для битка, откуда будет маловероятно сыграть любой из шаров на столе. Количество нумерованных шаров в игре Пирамида может быть различным. Если пирамида содержит пять рядов, то в ней находится 15 шаров с общей суммой 120 очков. Если пирамида состоит из шести рядов и, соответственно, из 21 шара, то их общая сумма равна 231 очку. В книгах описан вариант расчёта с суммарным количеством 300 очков, что соответствует 24 шарам в пирамиде, то есть шести-рядной пирамиде с тремя шарами, приставленными к ней позади. В этой игре для нескольких человек, помимо довольно сложной тактики и целесообразности выполнения технически сложных ударов, имеется и изрядная доля азарта. К примеру, при игре вшестером и наборе очков в пропорции 30/40/50/50/60/70, проигрыш слабейшего игрока, как и выигрыш сильнейшего, составит 120 очков. Поэтому, разница всего лишь в два сыгранных шара (и это при 24 шарах на столе) может быть весьма ощутима для результата игры.
Такая игра с общим, для нескольких игроков, битком и  "ничейными" (и поэтому равноправными) шарами установленными в форме как можно более плотной фигуры (форма треугольника простейшая из возможных) имела ряд преимуществ перед многобитковым Алагером. Во-первых, в Алагере игрок выходил из игры, если его биток сыгрывался определённое число раз (как правило, у игрока было три "жизни"). В Пирамиде же все игроки принимают участие и имеют свой шанс до последнего сыгранного шара. Во-вторых, в Алагере выигрывал только один игрок, тот, который оставался в игре последним. В Пирамиде же, как правило, проигравших и выигравших было примерно одинаково, что более демократично. В приведённом выше примере двое выигрывают, двое проигрывают, и ещё двое  остаются "при своих". Ну и, применение прогрессивного серийного правила в Пирамиде не создаёт, как в Алагере, вышеописанных проблем.  

Упомянутая выше книга Антона Баумана Gründlicher Unterricht und Regeln des Billard-Spieles, изданная в Вене в 1795 г., примечательна ещё двумя обстоятельствами. Помимо впервые представленной однобитковой игры "Pyramidein" (Пирамида), в книге также впервые описана пятишаровая игра "Cinq-Quarambole". В ней, помимо двух белых битков соперников, используются ещё три "ничейных" шара: два красных, устанавливаемых (в начале игры и после их сыгрывания в лузу) на первую и третью точки стола,  и один жёлтый, который называется Caroline и устанавливается на центральную точку стола. В игре засчитывается кладка прицельных шаров, оцениваемых в зависимости от их цвета и типа лузы (угловая/средняя), и карамболяж.  Очевидно, что эта игра является развитием двухбитковой (то есть для двух человек) игры Quarambole, в которой,  помимо идеи результативного удара с касанием двух шаров (карамболя), также как и в  игре "Pyramidein" реализована идея  неравноценности "ничейных" шаров.  Как сказано выше,  неравноценность "ничейных" шаров стимулирует применение в игре сложных ударов (от борта, от шара/шаром), а также обогащает тактику игры, стимулирует более сложные выходы. Такая, пятишаровая игра "Cinq-Quarambole" даёт простор для проявления мастерства игроков и менее зависит от случайности в игре, чем   трёхшаровая  игра "Quarambole".  Видимо поэтому на обложку книги вынесено изображение именно этой игры (приводится на рисунке выше).

Второе примечательное обстоятельство – упоминание в книге некой "bleye", которой выстлан/облицован кончик шафта кия. Довольно точно перевести это старо-германское слово можно как "плоская наклейка", и есть основания считать её упругой, потому что слово "bleye" в старо-германских текстах встречается, как синоним слов "bleche" (пластина), "kitte" (мастика), "siegel" (уплотнение).

клапштосс оттяжка

 

Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz