МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
 

Расцвет Русского Бильярда

Чтобы оценить развитие Русского Биллиарда в конце 18-го и начале 19-го веков, нужно сначала вернуться немного назад и подробней остановиться на разновидности игры на бильярде, о которой вскользь упомянуто в предыдущей части повествования. Речь идёт об игре на бильярде одновременно несколькими игроками. Такая игра, в которой у каждого игрока есть свой собственный биток, появилась ещё на безлузном столе с Аркой и Столбиком. И появилась она, очевидно, по причине возросшей популярности игры на бильярде при недостатке инвентаря. Игроки наносили свои удары строго по очереди, стремясь выполнить результативное действие относительно мишеней, то есть – Арки и Столбика. Одновременное участие нескольких человек в игре требовало увеличения её динамичности, что привело к появлению луз. С появлением на столе шести луз, возможности результативных ударов при многобитковой игре значительно возросли. Причём, возросли именно возможности нанести "вред" битку противника или своему битку, в то время как возможности принести "пользу" (касанием "короля" или правильным проходом через арку) не изменились. Поэтому, многобитковая игра приобрела преимущественно характер выживания путём уничтожения "жизней" битков соперников, а игровая значимость таких элементов инвентаря, как Арка и Столбик, снизилась, что в дальнейшем и послужило причиной их исчезновения со стола. Такая многобитковая игра на лузном столе без Арки и Столбика сначала называлась в Англии как и сами лузы "Hazard" (опасность), а потом стала называться "Pool" (по-английски pool сумма ставок, банк, пулька). Во Франции подобную игру сначала называли "De la guerre" (война), а позже "De la poule" (сумма ставок, банк, пулька). Существовали различные варианты правил такой игры, но, в основном, играли с правилом, обязывающим каждого игрока наносить удар своим битком только по битку предыдущего по очереди игрока. Это правило позволяет игроку при ударе прятать свой биток от битка следующего игрока за другие шары на столе, то есть по современной терминологии делать снукер. Такое правило многобитковой игры возникло и стало популярным не случайно, так как в двухбитковой игре с Аркой и Столбиком уже был известен игровой приём постановки снукера за счет "скрывания" своего битка за Столбиком или основанием Арки. Со временем, такая игра становилась всё популярнее; особенно  в общественных бильярдных, потому что желающих поиграть становилось всё больше, а количество бильярдных заведений и столов в них росло не такими быстрыми темпами. Сначала, для того чтобы различать битки игроков, на шары наносились пятна разных цветов; потом на шарах стали писать порядковые номера, облегчавшие визуализацию очерёдности ударов. Первое печатное упоминание в Европе о нумерованных шарах, применяемых в многобитковом Алагере, обнаруживается в германском альманахе игр Die Kunst die Welt mitzunehmen, изданном в Вене и Нюрнберге в 1756 г.

  

Оценить развитие бильярда в германоязычной части Европы в середине 18-го века можно, разглядывая гравюру, изображающую игру в многобитковый Алагер в кругу семьи Das Billardspielen из Аугсбурга (датируется 1741-1788 гг.), и гравюру Politieke biljardspel in Duitsland голландского художника (датируется 1758 г.), на которой аллегорично показаны противоборствующие стороны в Семилетней войне 1756-1763 гг., играющие на бильярде в «A la Guerre» на карте Европы. Среди игроков: Пруссия, Ганновер, Франция, Россия, Саксония, Швеция, Дания, Испания, Польша и Швейцария. Голландия смотрит, соблюдая нейтралитет. Оценив, можно сделать вывод о том, что в германоязычной Европе бильярд не отставал в развитии от французского и английского. А как же обстоит дело у германцев с "ничейным" красным шаром? Ответ на это даёт энциклопедия Deutsche Encyclopädie oder Allgemeines, изданная в 1780 г. во Франкфурте на Майне. В ней, при описании бильярда и игр на нём, упоминаются трёхшаровая игра Triambole и четырёхшаровая игра Quarambole, соответственно – с одним и двумя ничейными "красными" шарами, помимо двух белых битков соперников. 

И вот тут проясняется происхождение бильярдного смысла испанского/французского слова "carambole". Французы лишь добавили новый смысл к уже известному им слову (вспомним о монете), звучащему практически так же, как новое германское слово "quarambole", происхождение которого на пару со словом "triambole" достаточно очевидно и соответствует тексту энциклопедии: "triambole" три шара; "quarambole" четыре шара.

Почему же в Англии название Carambole получила трёхшаровая, а не четырёхшаровая игра? Объяснить это несложно, если прочитать подробное описание игр Triambole и Quarambole в более поздних книгах, например в альманахе игр Spielalmanach für Karten- Schach- Bret- Billard-Spieler, изданном в Берлине в 1810 г. Из описания явствует, что сам приём соударения битка с двумя другими шарами носит название "quaramboliren" независимо от количества шаров в игре трех или четырех. Именно поэтому во Франции созвучное слово carambole употреблялось сначала как название результативного удара в трёхшаровой игре, но не как название самой трёхшаровой игры. А уж англичане назвали новую для них трёхшаровую игру по имени нового термина "carambole", применяющегося в ней.

Из второй гравюры можно сделать и более далеко идущие выводы. А именно  то, что многонациональные войны способствуют распространению бильярдных идей, так как дворяне-офицеры являются носителями бильярдной культуры своих стран. Так, в вышеуказанной Семилетней войне, в которой участвовали армии почти всех европейских государств, военные действия велись с большими перерывами, во время которых армии были расквартированы на оккупированных территориях или находились на марше с места на место. В ещё большей степени этот феномен проявится во время наполеоновских войн, о чём будет сказано ниже.

Однако, энциклопедия Deutsche Encyclopädie oder Allgemeines, изданная в 1780 г., даёт нам не только понимание происхождения слова carambole и хронологии появления трёхшаровой игры с "ничейным" красным шаром. В ней впервые упоминается игра "A la ronde" с двенадцатью "ничейными" шарами, расставляемыми попарно у каждой из шести луз. Подробно об этой игре написано всё в том же альманахе игр Spielalmanach für Karten- Schach- Bret- Billard-Spieler, изданном в Берлине в 1810 г. Из описания следует, что игра ведётся одним шаром серийно в режиме биллии, то есть заочного соревнования соперников. Биток вводится в игру с центра игрового поля, игрок должен сыграть битком все двенадцать прицельных шаров. При этом, за каждый сыгранный (или выбитый со стола) прицельный шар начисляется два очка, а за каждый промах списывается одно. Предусмотрены также и штрафы за промах по шарам, вылет битка или сыгрывание его в лузу. В этой игре узнаются основные черты игры "Чухонка", описанной сто лет спустя в книге А.И.Лемана Теория бильярдной игры . Хотя, прицельные шары и расставлены у луз для облегчения их сыгрывания, однако для решения начальной позиции за минимальное количество ударов, необходимо сыгрывать пары шаров у луз одним ударом, а для этого, помимо изрядной точности, требуется ещё и удар с выраженной оттяжкой. Полагаю, что именно для демонстрации эффектности удара с оттяжкой битка и была создана именно такая начальная позиция игры "A la ronde". Выполнить удар с выраженным обратным вращением битка без хорошо помелённой кожаной наклейки весьма проблематично, поэтому представляется, что германским игрокам, игравшим в эту игру, кожаная наклейка для кия уже была известна. Как бы то ни было, в игре "A la ronde" с двенадцатью "ничейными" шарами получает развитие принцип серийной игры с выходом битка, появившийся в трёхшаровой игре с одним "ничейным" шаром. Помимо этого, возникает новый принцип игры одним ("общим" для всех игроков) битком, хотя пока ещё  и в заочной форме соревнования. 

И этот принцип получает своё развитие в игре "Pyramidein" (Пирамида) для нескольких человек с одним общим битком. Первое упоминание и подробное описание этой игры относится к 1795 г., причём  сразу в двух книгах, изданных в одном городе столице Австрийской империи Вене. Вот они: Gründlicher Unterricht und Regeln des Billard-Spieles и Der beliebte Weltmensch welcher lehret die üblichsten Arten der Spiele. Второе название этой игры "A la Figaro", очевидно, связано с оперой "Свадьба Фигаро", написанной проживавшим в Вене Моцартом, и там же поставленной в 1786 г. Вполне вероятно, появление в Австрии игры с новым принципом общего битка совпало с выходом нашумевшей оперы, и имя главного героя оперы закрепилось в названии игры. Первое название "Pyramidein" связано с начальной установкой в игре прицельных шаров (нумерованных шаров для игры в многобитковый Алагер) в форме плотного треугольника с вершиной на третьей точке бильярдного стола. Помимо нового принципа общего битка, в игре используется новый счёт. Это счёт не количеством сыгранных шаров (как в "A la ronde"), а суммой номеров на сыгранных шарах. Такой подсчет позволяет значительно обогатить тактику игры и стимулировать исполнение сложных ударов, то есть  сыгрывание неудобных, но "дорогих" шаров ударами от борта, третьим шаром или от шара. Очный принцип состязания в игре с одним общим битком также подразумевает новую тактику отыгрыша. Если при отыгрыше в многобитковом Алагере достаточно спрятать свой биток от битка следующего по очереди игрока (то есть поставить снукер за другие шары на столе), то, отыгрываясь в однобитковой Пирамиде, нужно спрятать общий биток от всех шаров на столе, то есть  выбрать такое место для битка, откуда будет маловероятно сыграть любой из шаров на столе. Количество нумерованных шаров в игре Пирамида может быть различным. Если пирамида содержит пять рядов, то в ней находится 15 шаров с общей суммой 120 очков. Если пирамида состоит из шести рядов и, соответственно, из 21 шара, то их общая сумма равна 231 очку. В книгах описан вариант расчёта с сумарным количеством 300 очков, что соответствует 24 шарам в пирамиде, то есть  шестирядной пирамиде с тремя шарами, приставленными к ней позади. В этой игре для нескольких человек, помимо довольно сложной тактики и целесообразности выполнения технически сложных ударов, имеется и изрядная доля азарта. К примеру, при игре вшестером и наборе очков в пропорции 30/40/50/50/60/70, проигрыш слабейшего игрока, как и выигрыш сильнейшего, составит 120 очков. Поэтому, разница всего лишь в два сыгранных шара (и это при 24 шарах на столе) может быть весьма ощутима для результата игры.

Такая игра с общим битком для нескольких игроков имела ряд преимуществ перед многобитковым Алагером. Во-первых, в Алагере игрок выходил из игры, если его биток сыгрывался определённое число раз (как правило, у игрока было три "жизни"). В Пирамиде же все игроки принимают участие и имеют свой шанс до последнего сыгранного шара. Во-вторых, в Алагере выигрывал только один игрок тот, который оставался в игре последним. В Пирамиде же, как правило, проигравших и выигравших было примерно одинаково. В приведённом выше примере двое выигрывают, двое проигрывают, а оставшиеся двое остаются "при своих". Помимо этого, Пирамида вполне соответствовала применению недавно появившегося правила серийной игры, в то время как в многобитковом Алагере применение такого правила создавало проблемы. К примеру, если один из игроков серийно сыгрывает все битки соперников, то его серия вынужденно обрывается, так как вводить в игру сыгранные битки могут только сами игроки при своей очереди хода. С другой стороны, если выставлять сыгранный биток соперника сразу на какую-либо точку стола, то вполне вероятно, что он может быть сыгран три раза подряд. А это значит, что у соперника не будет даже возможности войти в игру, что несправедливо. Если же устанавливать все серийно сыгранные битки соперников сразу после окончания серии, то возникает проблема как их устанавливать, потому что соблюсти равноправие при этом невозможно. Полагаю, именно эти соображения и привели к появлению игры с одним общим битком с выставкой всех остальных "ничейных" (и поэтому равноправных) шаров в форме как можно более плотной фигуры; форма треугольника при этом простейшая из возможных.

Упомянутая выше книга Антона Баумана Gründlicher Unterricht und Regeln des Billard-Spieles, изданная в Вене в 1795 г., примечательна ещё двумя обстоятельствами. Помимо впервые представленной однобитковой игры Пирамида, в книге также впервые описана двухбитковая игра Cinq-Quarambole с пятью шарами. В ней используются три "ничейных" шара: два красных, устанавливаемых на первую и третью точки стола,  и один жёлтый, который называется Caroline и устанавливается на центральную точку стола. В игре засчитывается кладка прицельных шаров, оцениваемых в зависимости от их цвета и типа лузы (угловая/средняя), и карамболяж. Изображение этой игры вынесено на обложку книги (приведено на рисунке). Второе примечательное обстоятельство – упоминание некой "bleye", которой выстлан/облицован кончик шафта кия. Довольно точно перевести это старо-германское слово можно как "плоская наклейка", и есть основания считать её упругой, потому что слово "bleye" в старо-немецких текстах встречается, как синоним слов "bleche" (пластина), "kitte" (мастика), "siegel" (уплотнение).

Итак, прослеживается следующая логика причинно-следственных связей в развитии игры на бильярде в 18-ом веке:
Изначальная игра на безлузном столе с Аркой и Столбиком существовала как в варианте для двух игроков, так и для нескольких (настольное подобие крокета). Добавление шести луз к бильярдному столу увеличило динамизм игры и её результативность; при этом игровая нагрузка на Арку и Столбик значительно снизилась. При ликвидации Арки и Столбика со стола, логика игры в варианте для нескольких игроков практически не изменилась, а вот в варианте для двух игроков она стала упрощенной, поскольку исчезла возможность ставить снукер за Столбик или основание Арки, а также уменьшились возможности результативных ударов. Это привело к возникновению более сложных вариаций игры для двух игроков: "Дуплеты", "Абриколи", "В одну лузу" и др., а также – к вариации игры наоборот "Losing game" (с засчитыванием свояков) и универсальной игры "Winning & Losing game" (с засчитыванием и чужих и свояков). Затем пришла мысль вернуть в двухшаровую игру Столбик, только – в виде "ничейного" красного шара. Это вернуло в игру возможность снукерить (сначала, при первом ударе подхода играть битком по красному шару было нельзя), а также "получать милость от короля", то есть делать последовательные касания своим битком сначала битка соперника, а потом – красного шара, что и получило название карамболь. После этого возникла мысль разрешить сыгрывание не только битка соперника, но и "ничейного" шара; но чтобы оставить в игре возможность снукерить, сыгрывать красный шар разрешалось только после результативного удара, то есть либо сыграв биток соперника в лузу, либо сделав карамболь от него по красному шару. Так появилась предтеча серийного правила. Однако, в отличие от сыгранного битка соперника, который вводить в игру будет сам соперник при своей очереди удара, сыгранный "ничейный" красный шар выставляется на свою точку сразу. То есть, на столе остаётся мишень, по которой можно играть и опять сыгрывать красный шар. Так появилось серийное правило, разрешающее сыгрывать красный шар, выставляемый на свою точку, сколь угодно раз. Появившееся серийное правило позволило играть по выходу, что было на руку мастеровым игрокам и увеличивало их преимущество; поэтому, серийное правило прижилось и стало применяться и в других играх: двухбитковых Winning game, Losing game, Winning & Losing game, и позже привело к созданию Winning & Losing Carambole game с засчитыванием как своих и чужих шаров, так и карамболей, то есть – игры, которая сейчас известна под названием Кэннон (Английский бильярд). Серийное правило попытались применить и в многобитковой игре Алагер (Pool), однако возникли вышеуказанные трудности, разрешить которые удалось тремя способами: 1 – созданием игры A la Ronde с заочным соревнованием игроков из одинаковой начальной позиции; 2 – созданием игры Pyramidein с одним общим д
ля всех игроков битком и большим количеством "ничейных" нумерованных (обычных для Алагера) шаров; 3 применением "ничейного" шара в многобитковой игре (о чём пойдёт речь ниже). Применение "ничейного" шара в двухбитковой игре, помимо появления серийного правила, привело к возникновению на столе обособленной точки, на которую выставляется этот "ничейный" шар после его сыгрывания. В дальнейшем, двухбитковая игра получила развитие и в этом направлении, а именно: появились вариации двухбитковой игры с двумя и тремя "ничейными" шарами, выставляемыми на центральные точки стола, то есть  на точки пересечения больших и малых диагоналей стола. 

Политические события во второй половине 18–го века развивались весьма стремительно. Семилетняя война 17561763 годов, начавшаяся с конфликта между Пруссией и Австрией и втянувшая в себя почти все страны Европы, велась не только в Европе, но и за морем в колониях. И если в Европе агрессию Пруссии усмирили, то война в колониях завершилась победой Англии (союзницы Пруссии), что привело к её мировому господству на море. Поражение французов против англичан в Американских колониях, как ни странно, послужило началу борьбы за независимость британских колоний в Америке, что привело к революции и войне за независимость 17751783 гг., в результате чего появились США.
Затем забурлила Франция. Французская буржуазная революция 1789 г. и последующие, успешные для французской республики войны с монархическими Австрией в союзе с Пруссией и Испанией  в 1792 г., Англией и Голландией в 1793 г., Италией в 1896 г. В итоге и Россия, раздражённая взятием Мальты (российский царь Павел I был гроссмейстером Мальтийского ордена), была втянута в 1798 г. в конфликт и отправила в Италию армию с Суворовым, который прославился там переходом через Альпы, удирая от французских войск, бросив раненых и обоз на милость победителей. В целом, действия Франции на суше были успешны, однако на море она многократно была бита Англией.

После переворота во Франции и прихода к власти Наполеона, начался новый виток европейских войн, в результате которых к 1812 г. большая часть Европы была покорена Францией. Однако, после сокрушительного разгрома войск Наполеона в России, все его завоевания были утрачены, и сам он попал в плен в 1814 г. после взятия Парижа русскими войсками вместе с союзниками (Австрией, Пруссией и пр.). Война закончилась; однако, по просьбе восстановленной французской монархии (Бурбонов), 45–тысячный Русский оккупационный корпус графа Воронцова, как и подобные корпуса Англии, Австрии, Пруссии, оставались во Франции до 1818 г.

Вот теперь, наконец-то, пришла пора вспомнить про Русский Биллиард. Как говорилось выше, многонациональные войны способствуют распространению бильярдных идей, так как дворяне-офицеры являются носителями бильярдной культуры своих стран. Безусловно, общение дворян-офицеров союзных государств по анти-наполеоновской коалиции (Россия, Австрия, Пруссия, Англия и др.) во время их совместного военного похода по Европе, а также четырёхлетнего послевоенного расквартирования во Франции, способствовало общению их и за бильярдным столом. Этот факт напрямую отразился в уже упоминаемом альманахе игр Nouvelle académie des jeux, изданном в Париже в 1814 г. В нём впервые во Французской печати упоминается двухбитковая трёхшаровая игра с красным «ничейным» шаром и новым результативным приёмом «caramboler». Причём, игра описана в двух вариантах с применением серийного правила и без него. Также  описано ещё несколько новых для Франции игр:
(1)
Двухбитковая игра с тремя «ничейными» шарами под названием «Partie des 5 Billes, ou dite Russe». Дословный перевод: «Пятишаровая партия, или называемая Русской». То есть, это  та игра, которая в книге Антона Баумана 1795 г. называется «Cinq-quarambole» (пятишаровой карамболь), а позже в английской и американской книгах 1830-50-ых годов будет названа «Russian Game». А ещё через 100 лет в 1960-ых она будет называться в Великобритании «Russian Pool».
(2) Двухбитковая игра с «ничейным» шаром и пятью кеглями, устанавливаемыми в форме креста на центр стола. Указывается, что в неё часто играют в Милане и Болонье, то есть 
в Италии. Очевидно, что это ничто иное, как популярная в Италии в наши дни игра «Пять Фишек». Не сказано, что третий шар красный, он отличается от битков меньшим размером и называется «casino».
(3) Двухбитковая игра с пятью кеглями
– такая же, как предыдущая, но без красного «ничейного» шара. Указано, что в неё играют в Венеции.
(4) Двухбитковая игра с третьим «ничейным» шаром casino, по которому нельзя играть битком. Его можно использовать для постановки снукера, а также можно сыгрывать в лузу шаром, то есть 
битком соперника. Карамболи не учитываются. Такая игра по-французски называется «Partie du Toucher», а у итальянцев  «Tocco» (касание).
(5)
Также описаны разные варианты игры в многобитковый Алагер (Pool). Разница вариантов заключена в правиле выбора битка соперника, по которому должен играть текущий игрок. Помимо обычного правила игры по битку предыдущего игрока, описаны варианты: по ближайшему битку; по самому дальнему; а также 
по предварительной договорённости дуплетом или в заказываемую соперником лузу.

Как известно, качество любых инноваций показывает их испытание временем. Какие же игры, из множества описанных во Франции в 1814 г., закрепились? Судить об этом можно по толкованию слова «billard» в словаре Dictionnaire de la conversation, изданном в Париже в 1852 г. Из новых игр в нём описаны трёхшаровая игра с карамболями «Partie au meme» (Простая партия), пятишаровая игра с карамболями «Partie russe» (Русская партия) и карамбольная игра на столе без луз «Partie du carambolage» – очевидно, недавно появившаяся. Отмечается, что правила безлузной карамбольной игры гораздо проще, в то время как результативно играть в неё значительно сложнее.

Очевидно увлечение французов карамбольной игрой, и это неспроста. Дело в том, что помимо новых игр, в послевоенной Франции появился и новый инвентарь, а именно  новый кий, получивший название «queue a procede». Это словосочетание можно перевести на современный русский язык как «технологичный кий». Этот обыкновенный (в современном понимании) кий с кожаной полусферической наклейкой разительно повлиял на игру французских (а чуть позже английских и американских) игроков, которые до этого играли киями с плоскими костяными наконечниками, позволяющими наносить удары только в центр битка. Преимущество кожаной наклейки в управлении движением битка после его соударения с прицельным шаром или с бортом, было поразительно и неоспоримо. Новый кий в новой, и главное  серийной, требующей игры по выходу, трёхшаровой игре с карамболями позволял демонстрировать ранее немыслимые траектории битка при результативном ударе. Именно поэтому, карамбольные трёхшаровая и пятишаровая партии стали так популярны. Увлёкшись карамболяжем, французы даже стали делать столы безлузными, чтобы кладка шаров в лузы не мешала карамбольной игре. Это легко объяснимо: при наличии шести луз и трёх шаров, вариантов кладки какого-либо шара в лузу в разы больше, чем вариантов делания карамболя битком по двум шарам.

Немалую роль в популяризации возможностей нового типа кия сыграл предприимчивый высококлассный бильярдный игрок François Mingaud, который в 1827 г. издал в Париже небольшую (40 стр., 34 из которых представляют диаграммы с позициями шаров на столе с краткими пояснениями) брошюру с громким названием "Noble Jeu de Billard. Coups Extraordinaires et surprenants, qui ont fait l'admiration de la majeure partie des Souverains de l'Europe" (Благородная игра Бильярд. Экстраординарные и удивительные удары, которыми восхищались большинство государей Европы). При полном отсутствии какой-либо теории, в этой брошюре показаны позиции шаров для разных «невозможных» ударов, которые Mingaud демонстрировал на своих публичных выступлениях, используя кий нового типа с кожаной наклейкой. По сути, эта брошюра является рекламным буклетом, призванным побудить читателя увидеть эти удары воочию на выступлениях автора. Через год книга была переиздана таким же маленьким тиражом в Брюсселе, а в 1830 г. в Англии под названием The Noble Game of Billiards. Английский издатель и одновременно переводчик, бильярдный фабрикант John Thurston, предвидя коммерческий успех книги, выкупил у Mingaud права на её издание на английском языке, и впоследствии несколько раз выгодно переиздавал брошюру. Поэтому, сейчас в свободном доступе в Интернете есть только английский вариант, французский же подлинник очень редок и считается самой дорогой книгой бильярдной тематики в мире. С подачи англичан стала распространяться информация о том, что Mingaud и есть изобретатель кожаной наклейки, хотя ни об этом, ни вообще о новом кие «queue a procede» в книге нет ни малейших упоминаний. Да и в печатных изданиях самой Франции упоминаний о François Mingaud практически нет. К примеру, в техническом словаре Dictionnaire technologique, изданном в 1839 г., при толковании слова «queue» (кий) о Mingaud не упоминается, хотя упоминается о некоем парижском бильярдном фабриканте M.Hiolle. В статье сей фабрикант делится технологией изготовления двухслойной наклейки из прессованной твёрдой кожи снизу и мягкой тонкой (из кожи головы телёнка) сверху с общей толщиной 3-4 мм, а также облицовкой кончика шафта под наклейкой пластинкой/стаканом из слоновой кости.  

В статье также даётся довольно очевидное и прозаичное происхождение нового кия. А именно: дешёвые кии делались из цельного дерева (ясень, клён, рябина), и при неточных ударах в центр шара они давали трещины, сколы. При их ремонте и стали применять кожаные накладки или склеивать, упрочнять треснувшие концы, обмакивая их в быстротвердеющую и прочную известь.

Какой-либо информации о выступлениях Mingaud во французской периодике того времени найти не удалось, и судить о них мы можем только по упоминанию в широко известной книге Г. Кориолиса Théorie mathématique des effets du jeu de billard, изданной в Париже в 1835 г.  Заметим, что на диаграммах в книге Mingaud шары обозначены как два белых с номерами 1 и 2, а также красный, синий и жёлтый. 

Расцвет Русского Биллиарда (продолжение)

Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz