Создаём альтернативу "Американке"
Итак, для того чтобы прогрессивная игра, отвечающая концепции современного Русского Биллиарда, была воспринята российским бильярдным сообществом, необходимо изменить его менталитет – во-многом сформированный ложным убеждением о том, что игра любым шаром "Американка" превосходна и достойна для выявления наиболее мастеровых игроков. Необходимо разрушить в бильярдном сообществе "романтический" ореол "Американки", и лучшим способом для этого будет создание простой и понятной народу игры любым шаром, которая была бы лишена основных недостатков, присущих "Американке".
Корень зла в игре любым шаром заключается в том, что при наличии большого числа шаров на столе у игрока возникает богатый выбор продолжений, среди которых как правило находится простой или даже примитивный вариант сыгрывания шара. По сути, игрок вынужден выбирать самый простой вариант игры из множества продолжений, что ничуть не способствует демонстрации исключительной точности ударов, то есть противоречит предназначению строгих луз. При этом серийное правило обусловливает стремление игрока играть с выходом, то есть упрощать себе позицию шаров для следующего удара. Это приводит к тому, что в соперничестве техничных игроков, после активного разбоя пирамиды партия складывается с подхода одним из игроков серией относительно простых ударов, а борьба соперников, как и демонстрация исключительной точности ударов, практически отсутствует.
Можно немного изменить вышеописанный характер течения игры, если не требовать разбивать пирамиду шаров активно, а разрешить разбивать её лёгким тушем. Однако, это не исключит желания техничного игрока рискнуть и разбивать пирамиду активно в надежде сложить партию с кия; а кроме того, при пассивном разбое после нескольких тактических ударов позиция шаров всё равно вскроется, и игра продолжится практически так же, как и при активном разбое пирамиды.
Известна вариация игры любым шаром, называемая "Длинная американка", в которой игра идёт не до 8 шаров, а до 30 и более, что обусловливает ведение розыгрыша до того момента, пока на столе останутся два последних шара; после этого устанавливается усечённая пирамида без верхнего шара, и игра продолжается – причём, без требования активного разбоя вновь установленной пирамиды. Очевидно, что такая версия игры более требовательна к технике, так как в каждом розыгрыше присутствуют мало-шаровые окончания, и вариантов кладки шара становится всё меньше, а следовательно сложность простейшего из них повышается. К тому же, в мало-шаровых концовках становится возможной тактическая борьба, а значит результат игры зависит не только от кладки. В "Длинной американке" практически нереально выиграть у соперника с кия, то есть без борьбы. Очевидно, что такая вариация игры более достойна для выявления более техничного соперника, однако начало розыгрыша пирамиды шаров мало чем отличается от обычной "Американки". Техничному игроку не составляет труда выполнить серию в 6-8 простых шаров из 16 на столе, после чего игра переходит в более-менее тактическое русло с периодическим сыгрыванием игроками оставшихся шаров не самыми простыми ударами.
"Длинная американка" получила дальнейшее развитие в игре, названной "Американка буффало 15 шаров". В ней нет требования активного разбоя, и игра идёт до последних шаров розыгрыша первой пирамиды, а как правило – и с повторным выставлением пирамиды шаров. Партию с кия без борьбы в такой игре сделать можно, но для этого нужно сыграть 15 шаров из 16, что с учётом мало-шарового окончания практически невозможно выполнить простыми ударами с авто-выходом, без демонстрации исключительной точности. В игре применено правило усложнённого отыгрыша, требующего при ударе без атаки лузы наличия двух касаний борта с перекатом. Пользы от такого нововведения не усматривается, а вот вред очевиден, так как это вынуждает определять – была атака лузы или нет, то есть сопровождается введением понятия "зона лузы", порождающего споры. Как и в "Длинной американке", в "Американке буффало" имеется та же проблема: после вскрытия начальной позиции шаров, игра мало чем отличается от обычной "Американки". Техничному игроку не составляет труда сделать серию в 6-8 простых шаров из 16 на столе, после чего игра переходит в более-менее тактическое русло с периодическим сыгрыванием игроками оставшихся шаров не самыми простыми ударами.
Как можно увидеть, неустранимая проблема перечисленных игр любым шаром заключается в построении лёгких серий, которые не только не демонстрируют исключительную точность ударов, а скорее демонстрируют неуверенность игрока, так как он раз за разом выбирает простейший вариант из множества возможных. Решение проблемы пришло достаточно неожиданно при размышлениях об истории появления серийного правила в бильярдной игре, и назначении серийного правила в разных играх – не только в бильярде. Решение оказалось в изменении серийного правила при игре любым шаром. При игре одним битком, когда количество возможных вариантов игры ограничено и, следовательно, простейший из возможных вариантов в среднем не так и прост, серийное правило подразумевает премирование игрока правом следующего удара в случае результативности предыдущего. При игре же любым шаром, когда возможных вариантов игры множество и, следовательно, простейший из возможных вариантов в среднем совсем прост, премирование игрока правом следующего удара, в случае результативности любого предыдущего удара, необоснованно. Более целесообразно премировать игрока правом следующего удара только в случае результативности СЛОЖНОГО предыдущего удара. Объективно сложных ударов может быть много и разных, но чтобы формализовать это требование правил, необходимо выбрать критерии, безусловно характеризующие сложность удара. Представляется, что можно использовать как минимум два таких критерия: сыгрывание двух шаров одним ударом в одну или разные лузы и сыгрывание шара в лузу от борта (-ов), не прилегающего к лузе. Разумеется, чтобы премирование было заслуженным, сложные результативные удары должны быть заказными, а не случайными.
Такой подход, применяемый к серийному правилу в игре любым шаром, резко меняет рисунок игры. Поскольку построение серии усложняется в разы, цена каждого одиночно сыгранного шара возрастает. А значит, при этом возрастает и цена ошибки выполнения удара (несыгрывание простого шара, ошибка в отыгрыше или выходе, незапланированный подбой). Это определённым образом роднит такую игру с двух-битковой игрой "Алагер" Русского Биллиарда, которая также играется поочерёдно до первого сыгранного шара (битка соперника), и в которой цена ошибки также максимально высока.
Как известно, существует версия игры в "Алагер" с третьим – контрольным – шаром в центре игрового поля, касание которого своим битком приводит игрока к поражению. Эта игра ещё более требовательна, чем простой "Алагер", к точности контроля шаров при ударе, а также богаче тактически, так как позволяет использовать приём постановки маски, разводя тактическим ударом свой биток и биток соперника диаметрально относительно контрольного шара.
Эту особенность игры (контрольный шар) можно применить и в "Американке" с изменённым серийным правилом. Очевидно, что для контрольного шара нужно использовать единственный цветной (жёлтый или бордовый) шар в комплекте. Разбивать пирамиду шаров тогда придётся одним из белых шаров, что впрочем вполне естественно для игры, в которой битком может быть любой белый шар. Чтобы не использовать шар из другого комплекта, нужно будет устанавливать неполную пирамиду шаров. Очевидно, что недостающий шар лучше убрать из вершины пирамиды, сохраняя её симметричность относительно продольной линии стола.
Как известно, в "Алагере" нельзя касаться контрольного шара только своим битком. В создаваемой "Несерийной Американке с контрольным шаром", где все возможные шары-битки являются белыми, то есть мало различимыми, представляется правильным запретить касание контрольного шара любым белым шаром. Это в ещё большей степени повысит требование к точности контроля обоих шаров при ударе.
В создаваемой "Несерийной Американке с контрольным шаром" возникает проблема последнего шара, когда при счёте 7:7 на столе остаётся последний белый шар и цветной контрольный шар, расположенный в центре стола. Представляется, что естественным в этом случае будет разыгрывать последний "контровой" шар, сняв запрет на касание белым шаром цветного шара, но оставив запрет использовать цветной шар в качестве битка. В этом случае игра в последнем шаре будет идентична игре в последнем шаре в "Московской", только общим битком будет не цветной, а белый шар. Учитывая, что в этом режиме игры биток - единственный, для того чтобы ещё больше приблизить такую концовку к игре "Алагер" Русского биллиарда, представляется правильным ввести штраф за случайное (не заказанное) падение битка в лузу. Только, в отличие от "Алагера", в котором подобный штраф означает немедленный проигрыш, в создаваемой "Несерийной Американке с контрольным шаром" любой штраф приводит к выставлению шара с полки игрока на стол.
Представляется, что выставлять белый шар (с полки за фол, выскочивший со стола или упавший в лузу не в соответствии с заказом шар) лучше не на точку пирамиды, как это делается в "Американке", а на середину короткого борта за пирамидой. Это значительно уменьшает вероятность того, что выставляемый шар создаст позицию для лёгкого сыгрывания шара соперником - что будет, по сути, проявлением влияния случайности на игру, чего в спортивной игре следует стремиться избегать.
Что касается выставления цветного (контрольного) шара, то в случае его сбития и выставления игроком белого шара с полки на стол за фол, цветной (контрольный) шар должен быть возвращён на своё место, то есть - на центральную отметку стола. Если же отметка оказалась занята белым шаром, то цветной шар остаётся там, где оказался, до тех пор, пока центральная отметка не освободится. Разумеется, при этом "неприкасаемая" функция контрольного шара остаётся в силе.
Вышеописанная игра получила название "Хабибка", её полные правила изложены здесь .
Игра "Хабибка", при кажущейся простоте, оказывается намного более требовательной, чем "Американка", к техническому и тактическому арсеналу игрока. Тактика игры далеко не очевидна, и чтобы её понять, лучше начать рассмотрение партии с конца.
1. Игра в последнем шаре - при счёте 7:7.
Предыдущим ударом соперник сыграл шара, сравняв счёт; при этом он отыграл последнего белого шара к короткому борту, не давая игроку возможности лёгкого сыгрывания контрольного шара, стоящего на центре поля, или свояка от него в среднюю лузу. Теперь соперники продолжают играть общим битком - белым шаром. Поскольку "права" на ошибку нет, первостепенная задача при ударе заключается не в атаке лузы, а в отыгрыше - то есть создании сопернику такой позиции двух шаров, в которой вероятность сыгрывания шара минимальна. В предположении о том, что соперник является не менее грамотным игроком и будет стремиться тактически вести игру подобным же образом, задачей удара становится не просто не дать сопернику возможности проведения лёгкой атаки лузы, но и усложнить ему лёгкий отыгрыш в позиции.
Наиболее "неприятной" для выполнения отыгрыша является позиция, в которой два шара располагаются на серединах противоположных коротких бортов. К такой позиции следует, по-возможности, стремиться игрокам. Не менее хорошим является вариант отыгрыша, при котором прицельный шар ставится на середину короткого борта с одновременной атакой битком угловой лузы на другой стороне стола напрямую или от борта(-ов) тихим ударом.
При этом первостепенное значение имеет именно контроль прицельного шара, так как если ПШ поднимется с середины короткого борта, то у соперника, вероятно, появится хорошая атака угловой лузы дальним свояком. С другой стороны, свояк через всё поле - не самый простой удар, и проконтролировать прицельный шар при нём ещё сложнее, чем сыграть самого свояка; поэтому, игроку необходимо очень трезво оценивать свои возможности, прежде чем рисковать, атакуя дальним свояком с риском в случае промаха подставить прицельный шар или свояка от него.
При такой тактике игры выиграет тот, кто лучше отыгрывается, то есть лучше контролирует прицельный шар; и кто лучше играет свояка напрямую и от борта(-ов), то есть лучше контролирует биток. Умение сыгрывать прицельные шары, конечно, тоже важно, но, как правило, в последнем шаре прицельный шар сыгрывается только в случае грубой ошибки соперника, рассчитывать на которую нет оснований.
2. Игра в предпоследнем шаре - при счёте 7:6.
При наличии "неприкасаемого" контрольного шара на центре поля, игра в предпоследнем шаре носит тот же характер, что и игра в последнем шаре, но при наличии дополнительной тактической возможности постановки маски (снукера). Именно к этому следует стремиться игрокам, совершая тактические удары (отыгрыши) при игре в предпоследнем шаре. В случае успешной постановки снукера игроком, вероятность ошибки соперника при выходе из снукера увеличивается в разы, так как ему необходимо не просто попасть одним из белых шаров по другому от борта, но при этом ещё и избежать касания белыми шарами контрольного шара, не подставить лёгкую позицию для сыгрывания шара, и выполнить требования отыгрыша (два борта или борт с перекатом). Поэтому, правильной тактикой будет заказывать биток напрямую или от борта(-ов) в угловую лузу, при этом направляя прицельный шар напрямую или от борта(-ов) к длинному борту противоположного угла стола. Направлять следует именно к длинному борту, так как положение прицельного шара у короткого борта противоположной угловой лузы может создать для соперника лёгкую возможность сыгрывания свояка через всё поле.
3. Игра при трёх белых шарах - при счёте 7:5 или 6:6.
Согласно теории, количество вариантов игры при трёх белых шарах в три раза больше, чем количество вариантов при двух белых шарах. Соответственно, отыграться становится значительно сложнее, в то время как атакующий удар становится более оправданным. Особенно это относится к игроку, лидирующему со счётом 7:5. Ну а что же делать, если в позиции нет лёгкого варианта для сыгрывания шара?
Разумным выбором при этом будет отыгрыш теми двумя шарами, положение которых наиболее активно, то есть ближе к лузам и дальше от бортов. При этом, отыгрываясь, целесообразно пытаться снукерить эти шары относительно контрольного шара, что практически вынудит соперника поднимать на игру третий белый шар с риском создать игроку более перспективную позицию, чем первоначальная. Другим выбором, заслуживающим внимания, будет атакующий удар одним из белых шаров от борта(-ов) при надёжном отыгрыше другого белого шара плотно на борт. Особенно это относится к игроку, проигрывающему со счётом 5:7. Могут спросить, - "зачем играть шара от борта, если бонусный удар в случае успеха будет трудно реализовать"? Однако, во-первых, игрок может отказаться от использования бонусного удара, а во-вторых, этим ударом он может попытаться заснукерить соперника и вынудить его ошибиться при выходе из снукера.
4. Игра в середине партии - при шести-семи белых шарах на столе.
При таком числе белых шаров на столе, количество возможных вариантов игры велико, и среди них, как правило, находится сравнительно лёгкий вариант(-ы). В такой ситуации, отыграться становится технически сложнее, чем сыграть шара, и игрок практически обязан атаковать лузу. Вопрос состоит только в том, какой вариант атаки выбрать, и следует ли сыгрывать шара с выходом? На первый взгляд, может показаться, что сыгрывать шара нужно по-отыгрышу, не оставляя сопернику дополнительного лёгкого варианта игры в случае игры по-выходу. Однако, это не так.
К примеру, если в позиции на столе есть два независимых лёгких варианта сыгрывания шара, то игроку выгодно сыграть одного шара с выходом, чтобы оставить после этого также два независимых лёгких варианта сыгрывания шара. Причём, в отличие от "Американки", выход в "Хабибке" нужно делать не точно в лузу, а создавая позицию для сыгрывания шара НЕ ЛУЧШЕ той, что уже имеется на столе. Это объясняется тем, что в случае "идеального" выхода в зону лузы, у соперника, помимо двух планируемых вариантов лёгкой игры, появится третий, который при сыгрывании вышедшего в лузу шара (или другого шара от него) разрушит оба планируемых варианта и не оставит для игрока продолжения игры. Поэтому игра с выходом требует в "Хабибке" большего мастерства, чем в "Американке". А сплошь и рядом использующийся в "Американке" случайный выход ("авто-выход"), в "Хабибке" дивидендов не принесёт.
Что делать, если в позиции на столе есть только один лёгкий вариант сыгрывания шара? Очевидно, что игроку следует сыгрывать этого шара по-отыгрышу, не оставляя сопернику лёгких вариантов сыгрывания шара. Однако, заслуживает рассмотрения и другой выбор, а именно - атака лузы заказным ударом от борта с одновременным созданием вторым шаром второго независимого лёгкого варианта сыгрывания шара. В этом случае, если бортовой удар удастся, у игрока будет на выбор два лёгких продолжения, одно из которых он может сыграть с выходом и оторваться от соперника в счёте; если же бортовой удар не удастся, то наличие двух независимых вариантов лёгкого сыгрывания шара не даст сопернику лёгкой возможности оторваться в счёте.
5. И наконец, рассмотрим начало партии.
Разбивать пирамиду шаров активно вряд ли можно порекомендовать, потому что это чревато неприятными последствиями. Во-первых, какой-нибудь из белых шаров может коснуться контрольного шара, что приведёт к штрафу. Во-вторых, может случиться так, что какой-либо из белых шаров застрянет в лузе, и соперник либо отправит в лузу этого застрявшего шара вместе с шаром-битком, либо сыграет этого застрявшего шара шаром от борта с последующим бонусным ударом. В-третьих, при активном разбое пирамиды возникает большое количество возможных продолжений, и велика вероятность того, что на столе появится лёгкая прямая пара шаров в какую-либо лузу, которые соперник сможет сыграть накатом (оба в одну лузу). То есть, велика вероятность того, что соперник получит преимущество даже в том случае, если активный начальный удар игрока был результативным. Поэтому, разбивать пирамиду шаров целесообразно аккуратно, лёгким тушем шара-битка, направляемого свояком в угловую лузу. При этом, даже если свояк не сыгран, от пирамиды откатывается не более 2-3 шаров и количество возникающих продолжений для соперника невелико. Заслуживает рассмотрения и вариант разбоя пирамиды с заказом битка от одного-двух бортов в угловую лузу "дома". Хотя при этом пирамида шаров, как правило, разрушается немного более, чем при разбое тонким тушем, однако игроку вполне по силам исключить неприятные последствия в виде касания контрольного шара и застревания белого шара в лузе. В случае же падения заказного шара от борта(-ов) игрок получает право на бонусный удар, реализовав который он сможет создать отрыв в счёте в 2 шара, что для "Хабибки", в отличие от "Американки", является весьма существенным преимуществом.
После того как начальным ударом пирамида шаров незначительно разрушена, возникает несколько игровых вариантов сыгрывания белого шара, из которых игроку необходимо сделать выбор. В "Американке" рационально выбирать технически самый простой вариант, в "Хабибке" же, помимо самого простого варианта, возникает и некоторая приемлемая альтернатива, а именно: выбрать не самый простой вариант, а максимально удобный для сыгрывания двух шаров на две лузы, или выбрать вариант сыгрывания шара от борта - к примеру, удобным дуплетом в середину. Рациональность дополнительных вариантов в "Хабибке" объясняется тем, что меньшая вероятность сыгрывания шаров "штанами" или дуплетом компенсируется дополнительной вероятностью сыгрывания простейшего варианта бонусным ударом. Проигрывающему игроку (на мандраже) целесообразно выбрать более надёжный простейший вариант, а вот для выигрывающего игрока (поймавшего кураж) вполне оправдан может быть вариант "штанов" или дуплета.
При выборе сыгрывания простого варианта, игроку необходимо также определиться с тем, как будет сыгрываться шар: с выходом или по-отыгрышу, так как вряд ли есть смысл при сыгрывании шара делать подбой оставшихся в пирамиде шаров или кластера по причине непредсказуемой возможности неприятностей, подобных описанным в случае активного разбоя пирамиды. Играть шара по-отыгрышу предпочтительней, так как технически проще, потому что играть шара по-выходу необходимо более точно, чем по-отыгрышу, не допуская идеального выхода шара в створ лузы, что даст сопернику высокую вероятность сыгрывания двух шаров в одну лузу или сыгрывания шара в створе лузы шаром от борта с последующим бонусным ударом.
6. В заключение - несколько общих замечаний.
Как известно, в игре любым шаром намного труднее отыграться, чем при игре одним шаром - битком. Поэтому в "Американке" малейшая ошибка в отыгрыше может стать фатальной ошибкой - подставкой. В "Хабибке", помимо этого, подставкой может стать и малейшая ошибка в выходе, хотя игра по-выходу в целом и не противоречит логике игры.
Учитывая, что логика игры в "Хабибке" диктует аккуратный разбой пирамиды и сыгрывание шаров преимущественно по-отыгрышу без подбоев остатков пирамиды, то обыкновенно игра сводится к позициям, в которых есть плотная группа шаров, оставшихся от пирамиды, и двух-трёх шаров, которые разыгрывают соперники. В таких, нехарактерных для "Американки" позициях, возможна сложная тактическая игра, обогащаемая ещё и наличием "неприкасаемого" контрольного шара на центре поля, который можно использовать в качестве маски при отыгрышах. Поэтому, в отличие от "Американки", в которой мастерство кладки шаров имеет главенствующую роль, в "Хабибке" не менее важно тактическое мастерство, умение "запутать" соперника. Причём, и необходимый технический арсенал приёмов кладки в "Хабибке" шире, чем в "Американке", потому что зачастую, во избежание столкновений шаров с контрольным шаром, шары приходится сыгрывать не самым простым приёмом, а с не оптимальными (по "американским" меркам) параметрами удара (сила, винт, резка). Помимо этого, в "Хабибке" по-игре такие удары, которые в "Американке" практически совсем не играются (не по-игре); например - "француз", дуплет, свой "через лоб", свой от борта, чужой на тонкой резке и др.
Несомненным преимуществом "Хабибки" перед "Американкой" является и то, что в "Хабибку" практически невозможно выиграть без борьбы, сделав партию с кия. Как минимум 4-5 подходов к столу будет у каждого игрока, а значит даже если силы соперников значительно отличаются, некоторая борьба в партии всё равно будет. И это безусловно более зрелищно, чем партия с кия, в которой игры, то есть соперничества, как таковой нет. Наличие-же борьбы в каждой партии, совместно с богатой палитрой применяемых игроками технических и тактических приёмов, способствует более точному и быстрому выявлению более мастерового из игроков. К примеру, для выяснения более мастерового из двух техничных игроков в "Американку", где нередко счёт в партиях 8:0; 0:8, необходимо провести матч до 6 -7 побед. В "Хабибку" для определения более мастерового будет достаточно сыграть матч до 2-3 побед.