Правила игры "Малая русская пирамида, 140 очков"
1. Игра ведётся шестнадцатью шарами: пятнадцатью белыми, пронумерованными от 1 до 15, и жёлтым, который является битком, общим для обоих игроков. В начале игры пятнадцать нумерованных шаров выставляются в форме плотной пирамиды, вершиной на отметке пирамиды в сторону дома. Самые "дорогие" шары с номерами 13, 14, 15 ставятся внутрь пирамиды, а самые "дешёвые" с номерами 2, 3, 4 ставятся в вершины пирамиды. На рисунке приведены две возможные расстановки шаров пирамиды, обеспечивающие симметричность очков в ней относительно продольной оси стола.
2. Цель игры – набрать больше очков, чем соперник. Очки начисляются за сыгрывание прицельных шаров в лузы, при этом количество очков соответствует номеру на сыгранном шаре. Кроме того, 10 очков добавляется к шару с номером 1, а также 10 очков добавляется к последнему белому шару на столе. Сумма разыгрываемых в игре очков равна 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12+13+14+15+10+10 = 140. Для выигрыша достаточно набрать более 70 очков. Если у обоих игроков набрано по 70 очков, то признаётся ничья.
3. За любой штраф в игре, с полки игрока возвращается на стол шар с наименьшим количеством очков. Если шаров на полке нет, то первый сыгранный шар выставляется сразу, как только он будет сыгран.
4. Игра ведётся со строгим заказом сыгрываемого шара, то есть обязательно проговаривание: какой именно шар, каким образом и в какую лузу планируется сыграть. Если прицельный шар сыгран без заказа или не в соответствии с заказом, то он не засчитывается и выставляется плотно к противоположному от дома короткому борту, как можно ближе к его середине. Таким же образом выставляется выскочивший со стола шар или шар, возвращаемый игроком с полки за штраф. Если, помимо сыгранного заказного шара, в лузу случайно упал ещё какой-либо прицельный шар, то он не засчитывается и выставляется; при этом очередь хода остаётся у игрока.
5. В начале партии игрок вводит общий биток в игру ударом с рук из дома; при этом, после обязательного соударения битка с каким-либо прицельным шаром, хотя бы один из шаров должен коснуться борта.
6. Игра ведётся с применением серийного правила; то есть игрок, выполнивший результативный удар, обязан сделать следующий удар, и так далее до первого нерезультативного удара.
7. Штраф взыскивается за :
- промах по шару;
- удар кием не по битку;
- туш шара;
- недостаточно активный удар (после обязательного соударения шаров ни один из шаров не коснулся борта или не перекатился через среднюю линию);
- сыгрывание битка в лузу;
- выскакивание битка за борт;
- запрещённый удар (двойной удар, пропих, нажим).
8. После сыгрывания игроком битка в лузу или выбивания его со стола, биток в игру вводит соперник ударом с рук из дома. При этом, в средние лузы сыгрывать прицельные шары запрещается. Если все оставшиеся прицельные шары находятся в доме, то ввод битка в игру ударом с рук соперник производит с противоположной стороны бильярда, то есть с участка игровой поверхности стола между линией пирамиды и противоположным от дома коротким бортом.
1. Перед игрой каким-либо образом устанавливают очерёдность игроков, то есть - кто за кем будет делать подходы к столу. После последнего в очереди подход делает первый, и так далее по установленной очереди. Также перед игрой договариваются о цене очка в игре.
2. Если играет три человека, то к шару №2 добавляется 10 очков; соответственно, общее количество очков в игре будет 150.
Если играет четыре человека, то и к шару №3 добавляется 10 очков; соответственно, общее количество очков в игре будет 160.
Если играет пять человек, то и к шару №4 добавляется 10 очков; соответственно, общее количество очков в игре будет 170.
Если играет шесть человек, то и к шару №5 добавляется 10 очков; соответственно, общее количество очков в игре будет 180.
3. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останется прицельных (нумерованных) шаров.
4. По окончании партии расчёт идёт на основе разницы в очках между игроками, каждым в отдельности. Сумму итогового выигрыша/проигрыша каждый игрок может определить по простой формуле: от количества набранных игроком очков нужно отнять 10 и умножить на количество игроков, после чего отнять 120.