Правила игры "Русская пятишаровая партия с карамболями, 60 очков"
1. Игра ведётся пятью шарами: двумя белыми, жёлтым и двумя красными. Белые шары - нумерованные (к примеру №1 и №2) и являются битками игроков, жёлтый шар устанавливается на центральную отметку стола (вторую точку), а два красных шара устанавливается на отметку дома и отметку пирамиды (первую и третью точки).
2. Цель игры – раньше соперника набрать 60 очков. Очки начисляются за сыгрывание прицельных шаров в лузы, а также за делание при этом карамболя битком по другим прицельным шарам. Причём, карамболь битком по прицельным шарам можно делать как после, так и до сыгрывания шара. Возможно также и сыгрывание битком двух прицельных шаров одним ударом: первого напрямую, а второго карамболем. В этом случае засчитываются оба шара и карамболь. Правила начисления очков следующие:
За сыгрывание белого шара (битка соперника) в любую лузу - 2 очка.
За сыгрывание красного шара в любую лузу - 3 очка.
За сыгрывание жёлтого шара в угловую лузу - 6 очков.
За сыгрывание жёлтого шара в среднюю лузу - 12 очков.
За карамболь битком по шару (-ам), при условии сыгрывания прицельного шара, добавляется 11 очков минус стоимость сыгрывания в угловую лузу шаров, по которым карамболь не сделан.
Примеры :
Сыгран красный в угол и сделан карамболь битком по всем трём оставшимся шарам.
За красный 3 очка, за карамболь 11 очков. Всего 3 + 11 = 14 очков.
Сыгран жёлтый в середину и сделан карамболь по красному и белому шарам.
За жёлтый 12 очков, за карамболь 11 - 3 = 8 очков. Всего 12 + 8 = 20 очков.
Сыгран белый в угол и сделан карамболь по жёлтому шару.
За белый 2 очка, за карамболь 11 - 3 - 3 = 5 очков. Всего 2 + 5 = 7 очков.
3. В начале партии игроки вводят свой биток в игру ударом с рук из дома, при этом нельзя сыгрывать в лузу красный шар, стоящий на отметке дома, так как он располагается в доме. Жёлтый шар на центральной отметке или красный шар на отметке пирамиды можно сыгрывать в любые лузы.
4. Сыгранные прицельные шары (красные и жёлтый) выставляются на свои отметки. Если отметка занята другим шаром, то игра продолжается из текущего положения шаров, а шар выставляется на свою отметку сразу же как она освободится. Сыгранный соперником биток игрок вводит в игру ударом с рук из дома при своей очереди удара.
5. Игра ведётся с применением серийного правила, то есть игрок, выполнивший результативный удар, обязан сделать следующий удар и так далее до первого нерезультативного удара, при этом запрещается сыгрывать жёлтый шар в средние лузы более одного раза подряд.
6. Игра ведётся со строгим заказом только сыгрываемого шара, то есть обязательно проговаривание: каким образом и в какую лузу планируется сыгрывание прицельного шара. Если заказанный шар сыгран, то карамболь битком по прицельному шару (-ам) засчитывается по факту его выполнения. Если прицельный шар сыгран без заказа или не в соответствии с заказом, то он не засчитывается, так же как и сделанный при этом карамболь.
7. Если во время исполненного заказного удара биток игрока падает в лузу, то сопернику начисляется столько очков, сколько начислялось бы игроку без штрафного падения битка. Во всех остальных случаях за любой штраф игрока сопернику начисляется 3 очка. Например, если сыгран заказанный красный шар (3 очка), при этом сделан карамболь битком по жёлтому шару (11-3-2), после чего биток игрока упал в лузу, то сопернику начисляется 3 + 6 = 9 очков. Если же в этом случае красный шар не сыгран, то сопернику начисляется только 3 очка, без причисления очков за карамболь.
8. Штраф взыскивается за :
- промах по шару,
- удар кием не по своему битку,
- туш шара,
- недостаточно активный удар (после обязательного соударения шаров ни один из шаров не коснулся борта, и не перекатился через среднюю линию),
- свой биток сыгран в лузу,
- свой биток выскочил за борт,
- запрещённый удар (двойной удар, пропих, нажим),