Упражнения
Наиболее эффективный принцип обучения чему-либо – это принцип "от простого к сложному". По сути, обучение по этому принципу повторяет историю развития изучаемого предмета в истории человечества, как человеческий эмбрион в утробе матери, развиваясь, повторяет стадии эволюции видов от одноклеточных к homo sapiens.
Итак, с чего начинается обучение бильярдной игре?
Во-первых, с объяснения ценности битка, осознания возможных опасностей для него на столе, меры ответственности за принятие игровых решений, то есть – создания привычки анализировать вероятность того или иного исхода предпринимаемого игрового действия при трезвой оценке своих возможностей. По сути, это – осознание концепции бильярдной игры как противоборства, поединка с соперником, в котором целью является не процесс игры, а её результат. В дальнейшем, с ростом своих возможностей, то есть с наращиванием мастерства игры, осознание концепции бильярдной игры трансформируется, углубляется. Рассмотрим этапы овладения мастерством бильярдной игры.
1. Разумеется, всё начинается с приобретения простейших навыков управлять движением битка. Для этого приходится наладить взаимодействие между телом игрока и инструментом. Речь идёт о выработке максимально комфортной игровой стойки, обучении проведения ровного ударного движения кием, приобретении навыков контроля силы наносимого удара. На этом этапе удары по битку рекомендовано наносить горизонтальным кием точно в центр шара, и обучающийся стремится делать именно так. Типовые контрольные упражнения для этого этапа – возвращение битка на наклейку при ударе перпендикулярно борту, безошибочные серии сыгрывания в лузу холостого битка ударами различной силы из угла в угол по диагонали стола, накат битка в отмеченную зону. На этом этапе обучающийся начинает нарабатывать чувство инерции шара и кия, что входит одной из составляющих в так называемую «мышечную память». А также он начинает чувствовать раскат стола, то есть приобретает способность оценивать влияние состояния игровой плиты и сукна на движение битка.
2. На втором этапе обучаемый осваивает понятие резки в контексте сыгрывания прицельного шара в близкую к нему лузу: начиная с прямых шаров по центру лузы и постепенно увеличивая угол резки и угол входа шара в лузу. Здесь он приобретает навыки прицеливания по мнимому (фантомному шару), а также навыки представления траектории прицельного шара, то есть оценки правильной линии входа шара в лузу, если она не направлена на центр лузы. Обучающийся начинает знакомиться с понятием размера удара в контексте пропорции распределения количества движения между битком и прицельным шаром после их соударения. Все удары, как и на первом этапе, производятся горизонтальным кием точно в центр шара.
3. На третьем этапе продолжается изучение сыгрывания простых прицельных шаров на толстых и средних резках, но при этом обучаемый знакомится с применением верхнего и нижнего винта при ударе, их влиянием на траекторию движения битка после соударения. Задачей этого этапа является приобретение умения контролировать движение битка при сыгрывании несложного прицельного шара за счёт изменения силы и применения продольного (верхнего или нижнего) винта при ударе. Углубляется понимание понятия "размер удара", зависимости направления и распределения количества движения между битком и прицельным шаром от применённого продольного винта и расстояния между шарами. Расширяется понимание влияния состояния игровой поверхности (плиты и сукна) на движение битка. Контрольными упражнениями на этом этапе является не только постановка битка в очерченную зону при сыгрывании простого чужого шара, но и постановка обоих шаров после соударения в определённые зоны.
4. На четвёртом этапе к закреплению предыдущих навыков добавляется изучение влияния отражения от одного борта на траекторию прицельного шара и битка. Влияние это – многоплановое, и изучению разных его сторон уделяется отдельное внимание. А именно:
- изучению зависимости угла отражения прицельного шара от его скорости, то есть опосредованно от силы удара по битку (так называемый «бортовой эффект»);
- изучение зависимости потери скорости прицельного шара от угла падения, то есть угла, под которым шар подходит к борту (это нарабатывает чувство упругости борта);
- изучение влияния состояний движения прицельного шара, таких как скольжение, качение, качение со скольжением, на угол отражения шара от борта (является дополнением к «бортовому эффекту»);
- изучение влияния состояний движения битка, таких как обратное вращение, скольжение, качение, качение со скольжением, прямое опережающее вращение, на угол отражения битка от борта.
Контрольными упражнениями на этом этапе являются постановка битка в очерченную зону при его движении с отражением от одного борта при сыгрывании простого чужого шара, постановка обоих шаров в определённые зоны после их соударения и движения одного или обоих шаров с отражением от одного борта. Углубляется понимание обучающимся необходимого размера удара с учётом влияния бортов.
На этом этапе рекомендуется спарринг обучающихся в такие игры как двухбитковый Алагер, Алагер с контрольным («неприкасаемым») третьим шаром в центре, а также в двухбитковую игру Дуплеты, с засчитыванием как своего битка, так и битка соперника, сыгранных со строгим заказом. В спарринге обучающийся впервые «выходит на тропу войны», и главная задача для него – «выжить», то есть не подставить свой биток под лёгкое сыгрывание битком соперника. Для этого ему понадобится применять на практике полученные навыки контроля движения обоих шаров при ударе, в том числе – и при движении их с отражением от борта. Помимо этого, задачей спарринга является выработка привычки изучать сильные и слабые стороны игры соперника, и на основе этого анализа вырабатывать предвидение наиболее вероятного ответного хода соперника на планируемый удар игрока. Другими словами, пытаясь «выжить», то есть отыгрывая свой биток в безопасную позицию, обучающийся должен стремиться поставить биток соперника в такую позицию, из которой ему не только будет максимально трудно сыграть биток игрока, но и сложно будет самому отыграть свой биток в безопасную позицию. Также задачей спарринга является выработка выдержки. После ошибок соперника по отыгрышу и постановки его битка на вероятное сыгрывание, обучающийся должен пытаться сыгрывать биток соперника только в том случае, если при этом не сомневается в своей способности надёжно отыграть свой биток.
5. На пятом этапе обучающийся начинает изучать применение боковых составляющих винтов при ударе по битку, влияние боковых винтов на угол и потерю скорости при отражении битка от борта. Сначала обучающийся осваивает правильное прицеливание и нанесение удара по битку с боковым винтом. Контрольные упражнения для этого: безошибочные серии сыгрывания с "ввинчиванием" в лузу холостого битка ударами вдоль длинного борта через весь стол при разной силе удара, постановка битка в различные очерченные зоны после удара по битку с боковым винтом перпендикулярно борту. У обучающегося нарабатывается чувство винта, необходимого размера удара с «бегущим» винтом, раскручивающим биток при соударении с бортами, понимание тормозящего влияния обратного винта при соударении битка с бортом. Начинается изучение геометрии стола, то есть – понимание траектории битка при движении его с отражениями от двух, трёх, четырёх бортов, и влияния на эту траекторию как начальной скорости шара и его начального вращения (то есть применённого продольно-бокового винта), так и раската стола и упругости бортов. Контрольные упражнения для этого: постановка битка в различные очерченные зоны различными ударами с предварительными соударениями битка с двумя, тремя, четырьмя бортами.
6. На этом этапе изучаются особенности траектории прицельного шара после соударения с битком, если к битку был приложен боковой винт. Даётся понимание эффекта отброса прицельного шара (ЭОПШ) и компенсирующего его бокового винта при ударе по битку. На основе этого изучается диапазон возможной «резки винтом», зависимость ЭОПШ от состояния шаров и раската стола. Нарабатываются приёмы сыгрывания прицельных шаров на тонких резках, в том числе – на предельной и «чрезмерной» резке.
7. На седьмом этапе изучаются особенности траектории битка после соударения с прицельным шаром, если у битка был применён боковой винт. Углубляется понимание обучающимся понятия "размер удара" в контексте пропорции распределения количества движения между битком и прицельным шаром после их соударения, и влияния на эту пропорцию не только резки, но и различного вращения битка, то есть – применённого при ударе винта, как продольного, так и совмещённого с боковым. Контрольными упражнениями на этом этапе являются постановка битка в очерченную зону при сыгрывании чужого шара на тонкой резке, постановка обоих шаров после соударения в определённые зоны, более сложные для исполнения, чем на этапе 3.
На этом этапе также рекомендуется спарринг обучающихся в такие игры как двухбитковый Алагер, Алагер с контрольным («неприкасаемым») третьим шаром в центре поля, а также в двухбитковую игру Дуплеты. Обучающийся должен увидеть, что его возможности в игре по сравнению с 4 этапом обучения возросли, однако на стратегию «выживания» в игре это не влияет. Напротив, требование к контролю обоих шаров при ударе приобретает ещё большую значимость, так как у такого же, как обучаемый, соперника также расширился диапазон атакующих возможностей.
8. На этом этапе изучаются приёмы сыгрывания в лузу свояка (битка от прицельного шара) при обязательном контроле движения прицельного шара. Обучающемуся даётся понимание:
- ввинчивающего в лузу бокового винта битка при ударе;
- оптимальности резки в полшара при сыгрывании битка качением, в том числе – чисто верхним винтом (накатом), регулируя траекторию битка размером удара;
- понятия «стабилизирующего» бокового винта, увеличивающего допустимую ошибку в размере удара при сыгрывании битка в полшара;
- понятия плоского соударения и отскока битка по касательной и нахождения резки соответствующей этому приёму;
- приёма сыгрывания битка на толстой резке (через лоб);
- приёма сыгрывания битка на сильном боковом вращении и тихом ходу («французом»);
- приёма сыгрывания битка с предварительным соударением о борт (абриколем).
Большой набор возможных приёмов сыгрывания битка облегчает выбор обучающемуся такого удара, при котором отыгрыш прицельным шаром и битком, в случае его несыгрывания, будет максимально надёжен. Причём, под надёжностью понимается создание такой позиции шаров, при которой сопернику затруднено сыгрывание именно своего битка от битка обучающегося, несмотря на всё богатство приёмов сыгрывания битка.
На этом этапе рекомендуется спарринг обучающихся в такую игру как двухбитковый Алагер-поддавки, то есть – игру с двумя битками, в которой сыгрывание своего битка приводит к победе, в то время как случайное сыгрывание битка противника приводит к поражению. Обучающийся должен увидеть, что «выжить» в такой игре ещё сложнее, так как у такого же, как обучаемый, соперника ещё более расширился диапазон атакующих возможностей. Поэтому, требование к контролю обоих шаров при ударе приобретает ещё большую значимость, чем в игре Алагер, в которой к победе приводит сыгрывание битка соперника.
Вдумчивый читатель вероятно заметил, что в современной Пирамиде учат игре на бильярде совершенно по другому. Это обусловлено тем, что современные игры Пирамиды (Свободная, Динамичная, Комбинированная) не имеют отношения к оригинальному Русскому Бильярду, к концепции игры-войны, в которой правилами игры и обдуманными действиями игроков сведены на нет случайности, и в которой победа достаётся действительно более мастеровому и более выдержанному игроку, лучше понимающему философию игры и лучше использующего свои возможности и возможности инвентаря. Современные игры пирамиды скорее напоминают танец сумасшедших, или в лучшем случае «русскую рулетку» с полупустым барабаном патронов в револьвере. :-^)
Освоение же кратко описанных выше первых восьми шагов на длинном пути мастерства бильярдной игры, приводят к достижению лишь начального уровня мастерства в оригинальной игре БИЛЬЯРД. Той, в которую играли в конце 18-го века, когда ещё не было разделение бильярда на виды, и когда бильярдный инвентарь в разных странах ещё не имел выраженных различий.
Итак, игра Алагер-поддавки требует от игрока полноценного умения управлять движением двух шаров на бильярде, знания возможностей и игровых характеристик инвентаря. Однако, в игре имеется один недостаток. Дело в том, что в отличие от прямой игры, в поддавках позицией битка для надёжного отыгрыша является не только центр отдалённого борта, но и створ любой лузы, так как сопернику нельзя сыгрывать в лузу биток игрока. Это приводит к тому, что обучающийся должен стремиться сыгрывать свой биток на «нищенском» ударе, при котором если шар и не сыгран, то остаётся в створе лузы. Хотя это и требует некоего мастерства в контроле движения битка, но практически сводит на нет необходимость контролировать при этом биток соперника. Полагаю, именно это обстоятельство послужило поводом к появлению двухбитковой игры Winning & Losing game, в которой допустимо сыгрывание как битка соперника, так и своего битка. Очевидно, что такая игра, сохраняя достоинства игры Losing game, устраняет её описанный недостаток, и что в такой игре требование к контролю обоих шаров при ударе приобретает ещё большую значимость, чем в вышеописанных играх, так как атакующие возможности в игре увеличиваются как минимум вдвое.
Дальнейшее развитие бильярдная игра получает в вариации игры Алагер для нескольких игроков, у каждого из которых свой биток, отличающийся цветом, нанесённым на него номером или количеством точек. Позже такая игра в Англии стала называться Life pool. Дело в том, что, как и в двухбитковой игре Алагер, удары игроками производились строго по очереди, и каждый последующий игрок обязан был играть только по битку предыдущего игрока. В таком контексте для каждого из игроков, помимо своего битка и битка соперника (предыдущего по очереди) на столе находились и «ничейные шары», то есть – битки остальных игроков. Соответственно, в бильярдной игре появляются две новых возможности. Первая: сыгрывая биток соперника или отыгрываясь от него, ставить свой биток за «ничейный шар» таким образом, чтобы следующий по очереди игрок не мог бы его «видеть» своим битком – то, что сейчас называется «поставить снукер». Вторая: сыгрывать третий ничейный шар битком соперника, или своим битком от битка соперника, возможно даже и с одновременным сыгрыванием этого битка соперника.
Это приводило к тому, что в игре увеличивалась необходимость игры битком от борта (-ов), игры шаром/от шара, то есть в целом игра становилась более требовательной к техническому мастерству. Причём, чем меньше игроков остаётся в игре, то есть, чем меньше шаров на столе, тем сложнее становится поставить снукер следующему за тобой игроку. Ну и, разумеется, после выхода игроков из игры один за другим, игра сводилась к вышеописанной двухбитковой игре Алагер, в которой и определялся победитель.
Эти соображения позволяют реконструировать следующий этап на пути постижения бильярдного мастерства игроками прошлых столетий.
9. На девятом этапе особое внимание уделяется сыгрыванию прицельных шаров «каблучком», то есть ударом битка от борта (-ов). При этом получает дальнейшее развитие понимание бортовой игры. Также на этом этапе тренируются навыки постановки битка за «ничейного» шара при сыгрывании прицельного шара или при отыгрыше от него – в том числе и с отражением битка от борта. По сути, это – то же самое, что и постановка битка в очерченную зону при сыгрывании прицельного шара из п.4, но с весьма малым размером этой зоны и непростым для сыгрывания положением прицельного шара.
Также на этом этапе тренируются навыки сыгрывания прицельного шара третьим шаром или от третьего шара, с обязательным контролем битка при этом.
На этом этапе обучающимся рекомендуется групповой спарринг в игру многошаровый Алагер с условием 3 "жизни" у каждого игрока. Обучающийся должен увидеть, что его возможности в игре по сравнению с предыдущим этапом обучения возросли как в защите (отыгрыше), так и в нападении (сыгрывании шаров). Однако, стратегия «выживания» в игре сохраняется. Хотя победа в игре уже и не зависит от одной единственной ошибки, но и возможность контроля своего битка у игрока значительно уменьшается. Дело в том, что после того как надёжно отыгранный биток игрока поднимет на игру следующий за ним игрок, он становится доступной мишенью для следующих по очереди игроков под игру шаром/от шара. Это лишний раз высвечивает значимость тренировки навыков игры комбинационными ударами (шаром/от шара).
Второе лирическое отступление. :-^)
На этом месте утомлённый читатель, вероятно, махнёт рукой и скажет: Зачем мне это нужно!? Какая ещё, к чёрту, игра третьим шаром с одновременной постановкой снукера? Уж точно к русскому бильярду это не имеет отношения.
А вот тут я с ним не соглашусь и замечу, что в то время – во второй половине 18-го века – русский бильярд, так же как и французский, английский, германский, практически не отличались друг от друга – как в плане инвентаря, так и в плане правил игр на нём. И хотя не играли ещё кожаными мелёными наклейками, и войлочные борта были не такими упругими как сейчас, что вкупе обуславливает значительно меньшие возможности по управлению траекториями шаров при ударе, однако достаточно очевидная логика игры остаётся неизменной: спрятать свой биток от следующего игрока и при этом постараться что-нибудь сыграть в лузу: либо напрямую биток предыдущего игрока, либо им/от него какой-нибудь другой шар.
Дальнейшее развитие бильярдной игры привело к появлению трёхшаровой игры для двоих игроков – с третьим красным, «ничейным» шаром и новым техническим элементом бильярдной игры – карамболяжем. Это представляется вполне закономерным, поскольку является логическим развитием наиболее частого на практике случая игры в многобитковый Алагер, то есть – случая с участием трёх игроков. Дело в том, что при малом количестве шаров на столе (всего три) играть по лузе третьим шаром/от шара весьма затруднительно, также как и ставить свой биток от битка соперника в позицию снукера за третий шар. Поэтому, два из трёх этих элементов, а именно игра по лузе от шара и постановка битка за шара, объединили в один менее технически сложный элемент – попадание битком от битка соперника по третьему шару, что стали называть карамболем и считать результативным ударом. Технически более простой третий элемент, а именно – игру третьим шаром по лузе, оставили неизменным.
По сути, трёхшаровая игра с двумя битками и третьим ничейным шаром позволила использовать прогрессивные, технически сложные элементы многошарового варианта Алагера в игре для двоих человек, то есть в наиболее частом на практике случае игры в бильярд. Очевидно, что добавление в такую трёхшаровую игру возможности сыгрывать не только биток соперника, но и красный шар, так же как и добавление возможности делать карамболь не только от битка соперника по красному шару, но и наоборот, никак не влияет на логику игры, а лишь увеличивает количество возможных игровых продолжений, что ещё больше приближает такую игру к многошаровому Алагеру. С другой стороны, у такой игры есть и преимущества перед многобитковым Алагером, а именно то, что игроков всего двое, и при поочерёдной игре у каждого из игроков возможности по контролю своего битка значительно больше, чем в многобитковом варианте Алагера.
Добавление в такую игру возможностей из игры Алагера-поддавков, то есть легальную возможность сыгрывать свой биток от битка соперника или от третьего красного шара, напрашивалась, и такая версия трёхшаровой игры вскоре появилась. Так появилась игра Winning & Losing Carambole game, больше известная нам как English billiards или Сannon, в которую уже более двухсот лет играют в Великобритании, и которая была наиболее популярной игрой до изобретения Снукера.
Одновременно с появлением приёма карамболяжа, и даже более того – именно в карамбольной трёхшаровой игре для двоих человек, появилось правило серийной игры. Первое упоминание и о карамболяже, и о серийной игре мы находим в одном и том же английском еженедельнике в 1773 г. Полагаю, такое совпадение совсем не случайно, и эти два усовершенствования бильярдной игры взаимосвязаны. Дело в том, что по правилам многобиткового Алагера, сыгранный биток игрока (потерявшего одну «жизнь») вводился им в игру ударом с рук из «дома» тогда, когда до него доходила очередь хода. Ничейный же красный шар в трёхшаровой игре сразу после его сыгрывания устанавливается на своё исходное место – третью точку стола. С другой стороны, если в двухбитковом Алагере сыгрывание битка соперника приводило к потере «жизни» игрока и окончанию игры, то сыгрывание красного ничейного шара к такой потере «жизни» соперника не вело. То есть, это создавало предпосылки для продолжения игры, которую необходимо было уже вести не на количество потерянных «жизней», а на некоторое количество набранных очков, начисляемых в том числе за сыгрывание красного шара или делания карамболя. В этих условиях продолжающейся партии выставление красного шара на третью точку стола после его сыгрывания представляло лёгкую мишень для сыгрывания его битком соперника в случае поочерёдной игры, что могло свести игру к поочерёдному сыгрыванию вновь выставляемого красного шара. При этом, даже при поочерёдной игре, игроку есть смысл на своём ударе ставить свой биток в положение, из которого удобно сыгрывать красный шар на исходной точке, где он окажется после сыгрывания соперником. По сути, это есть ничто иное, как новый элемент бильярдной игры под названием «выход». Однако, само правило поочерёдной игры противоречит смыслу игры по выходу, поэтому правило серийной игры, то есть право делать следующий удар в случае результативности предыдущего, напрашивалось. И такое правило начало применяться – сначала лишь для сыгрывания шаров в трёхшаровой игре (в основном красного шара, так как биток соперника можно сыграть лишь один раз за серию), но не для карамболяжа. А потом это правило серийной игры стало применяться и в многобитковом Алагере (чаще называемом Life pool), и в набравшей популярность игре Winning & Losing Carambole game (ныне известной как English billiards). В последней игре серийное правило применялось уже и для делания карамболей.
Быстрое распространение серийного правила на другие игры объясняется его прогрессивностью. Это правило выгодно более мастеровому игроку, способному выполнять серии безошибочных ударов. Правило серийной игры делает игру сложнее, динамичнее и зрелищнее, поскольку стимулирует игрока к атакующим действиям.
10. На десятом этапе изучается серийная игра, то есть – игра по выходу. По сути, это – то же самое, что и постановка битка в малую очерченную зону при сыгрывании прицельного шара из п.9, только задача уже становится не спрятать собственный биток от возможности его сыгрывания, а наоборот – вывести биток на удобную позицию для сыгрывания третьего шара при сыгрывании второго. При этом, обучающийся приобретает навыки правильного выбора зоны выхода, а главное – правильное планировние серии ударов. Однако, немаловажной является и тренировка выдержки, правильной оценки своих возможностей. Обучающийся должен играть по выходу и выходить на серию только при абсолютной уверенности в безошибочности первого удара в серии. В противном случае задача «выживания» остаётся неизменной – необходимо тщательнейшим образом отыгрывать свой биток, не давая сопернику лёгкого продолжения игры. В трёхшаровой игре сделать это намного сложнее, чем в двухбитковой, потому что игроку нужно одним ударом проконтролировать положение трёх шаров. Поэтому, игроку необходимо сначала выбрать – от какого из шаров отыгрываться: от битка соперника или от красного шара, а затем уже создавать позицию трёх шаров, малоперспективную для выхода на серию соперником. При этом дальнейшее развитие получает понимание бортовой игры.
На этом этапе обучающимся рекомендуется спарринг в игры с применением правила серийной игры, а именно: Life pool с условием 3 "жизни" у каждого игрока; Winning & Losing Carambole game. Обучающийся должен увидеть, что концепция бильярдной игры, как игры-войны, несколько изменилась, расширилась. Для победы уже недостаточно одной стратегии «выживания», необходимо активное использование шансов, которые предоставляет соперник, при трезвой оценке своих возможностей с учётом всех факторов, таких как счёт, эмоциональное состояние – своё и соперника и пр.
Третье лирическое отступление.
Потерпи, читатель, уже немного осталось. :-^)
Итак, к концу 18-го века почти все технические и тактические элементы бильярдной игры уже были известны и применялись в наиболее популярных играх. Ничего принципиально нового за прошедшие 200 лет придумано не было. А что же было? А было совершенствование инвентаря, и в связи с этим – расширение диапазонов использования различных технических приёмов, увеличение результативности их применения мастеровыми игроками. На рубеже 18-19 веков стали применяться кожаная наклейка и бильярдный мел, что расширило возможности игрока по управлению битком. С 1830-ых нашли широкое применения каменные (сланцевые) столешницы бильярдов и резиновые бортовые профили, что уменьшило случайные влияния погрешностей инвентаря на траектории шаров и тем самым повысило результативность игры мастеров, в том числе – и бортовой игры. С 1940-ых стали изготавливаться полимерные шары, по качеству превосходящие шары из слоновой кости. Немаловажно и то, что это привело к стандартизации размеров и веса шаров.
Что же касается игр, то, после изобретения «ничейного» шара и правила серийной игры, события развивались довольно быстро. Спустя немного времени появилась четырёхшаровая и пятишаровая версии игры для двоих игроков – соответственно с двумя и тремя «ничейными» шарами. Четырёхшаровая версия прижилась в Америке под названием «Revolution» или «Four ball game», а пятишаровая – в Российской империи под названием «Русская пятишаровая» или «Каролина» – та, что известна нам сейчас, как финская «Kaisa». Ничего принципиально нового, по сравнению с трёхшаровой игрой, в них нет; некоторое увеличение возможностей в построении серии в связи с увеличением количества шаров в пятишаровой игре, сбалансировано отсутствием у игрока легальной возможности сыгрывать свой биток.
Применение серийного правила в многобитковой игре для нескольких человек, привело к появлению однобитковой игры с большим количеством (до 24) «ничейных» шаров, в которой игроки соревновались не на вылет после потери трёх «жизней», а на большее количество сыгранных «ничейных» шаров. Такая трансформация многобитковой игры в игру с одним общим битком представляется весьма закономерной. Дело в том, что при серийной многобитковой игре, в которой сыгранные битки вводятся в игру, когда до игрока доходит очередь хода, может возникнуть ситуация, при которой все битки соперников будут серийно сыграны игроком на текущем подходе, и не останется шаров для продолжения серии. Если же этот игрок на последнем ударе серии вместе с последним битком соперника уронит в лузу и свой биток, то следующему игроку, вводящему свой биток в игру с рук из дома, просто не по чему будет играть. Налицо – противоречие серийного правила и многобитковости игры. Напрашивается решение – сделать биток общим, и тогда он всегда будет на столе; даже в случае его штрафного сыгрывания, следующий по очереди игрок будет вводить его ударом с рук. При этом, большое количество «ничейных» шаров на столе соответствует общему количеству «жизней» в многобитковом Алагере, то есть – произведению количества играющих на три. Остаётся решить задачу выставки всех «ничейных» шаров в начале партии. Вполне закономерным решением представляется выставка на третью точку – так же как и красного «ничейного» шара в трёхшаровой партии. То есть, всей группы шаров располагаются в максимально плотной конфигурации – в форме треугольника, возможно даже и с неполностью заполненным основанием. Такую однобитковую игру, появившуюся в 1780-ых годах, стали называть «Pyramid pool».
Учитывая, что в многобитковый Алагер зачастую играли не разноцветными, а пронумерованными шарами (первое упоминание о многобитковом Алагере с нумерованными шарами относится к 1756 г.), то для однобитковой игры с большим количеством «ничейных» пронумерованных шаров возникла вариация правил, в которой счёт в игре вёлся не количеством сыгранных шаров, а суммой их номеров. Такая игра с 24-мя пронумерованными шарами (сумма всех шаров равна 300) в Австрии получила название A la Figaro (Piramidein) – очевидно, под влиянием оперы «Свадьба Фигаро», написанной в Вене Моцартом в 1786 г. по пьесе француза Бомарше, написанной незадолго до этого – в 1778 г. Доподлинно известно, что Моцарт был азартным игроком и часто играл в бильярд. В дальнейшем, вариации этой игры с разным количеством нумерованных шаров стали популярны в разных странах. Так, в Российской империи – с 15 нумерованными шарами и суммой от 140 до 180, так как к последнему шару прибавляется 10, а также прибавляется по 10 к шарам 1,2,3,4,5 – в зависимости от соответствующего количества играющих – 2,3,4,5,6. В Польше – с 16 нумерованными шарами и суммой 136. В Америке – с 15 нумерованными шарами и суммой 120. Такая однобитковая игра со счётом номеров сыгранных шаров подразумевает достаточно сложную тактику, основанную на охоте за шарами с крупными номерами, поэтому в ней целесообразно применение технически сложных приёмов сыгрывания прицельных шаров от борта, шаром (от шара) с одновременным надёжным отыгрышем общего для всех игроков битка. В однобитковой игре получает применение постановка битка за маску с одновременным выводом на игру (подкатыванием к лузе) прицельного шара – что также требует от соперника умения игры от борта или шаром.
11. На одиннадцатом этапе, помимо закрепления навыков в серийной двухбитковой игре, изучаются особенности тактики однобитковой игры. В техническом плане здесь ничего нового нет – всё та же игра с контролем обоих шаров при ударе, правильный выбор пути построения серии, тренировка бортовой и комбинационной игры.
На этом этапе обучающимся рекомендуется спарринг в игры с применением правила серийной игры, а именно: двухбитковую игру «Русская пятишаровая с карамболями» и однобитковую «Малую русскую пирамиду» с пятнадцатью пронумерованными шарами. Обучающийся должен прочувствовать различие тактических построений в двухбитковой и однобитковой играх.
Четвёртое лирическое отступление. Вроде последнее :-^)
К середине 19-го века в общем-то однотипный мировой бильярд стал разделяться на ветви, каждая из которых отличается своими особенностями инвентаря и правил игры на нём. Причины этого процесса различны, я бы назвал среди них следующие:
- национальный темперамент, различные пристрастия контингента играющих на бильярде;
- отсутствие спорта, в том числе – международного, как объединяющей силы;
- коммерциализация бильярда как индустрии развлечений.
Наиболее существенным изменениям подвергся французский бильярд. Произошло это благодаря усилиям таких популяризаторов возможностей игры кожаной наклейкой как Francois Mingaud, которому необоснованно приписывается её изобретение. Он в 1820-1830-ых годах гастролировал по Европе с показом всевозможных трюковых, на взгляд того времени, ударов, выполнявшихся им в том числе и круто наклонённым кием, то есть – ударов приёмом массе. Впоследствии он издал книгу с описанием около 40 своих ударов; она многократно переиздавалась на многих языках. Новые возможности, которые давала кожаная наклейка (в сочетании с наклонённым киём и резиновыми бортами) по управлению битком после соударения с прицельным шаром, давали большие возможности для карамболяжа в трёхшаровой игре. Причём, случайное положение на столе карамбольного шара-мишени давало во много раз больше возможных позиций для делания карамболя, чем позиций для сыгрывания в одну из шести луз битка свояком или прицельного шара чужим. То есть, сравнительно лёгкая альтернатива возможности кладки шаров препятствовала возможности продемонстрировать мастерство управления битком при делании карамболя. Французы отдали предпочтение карамбольной игре и сделали столы безлузными. Они также чуть-чуть укрупнили свои шары, так как более крупным шарам легче придавать необходимое вращение ударом наклейкой кия. Для такой карамбольной игры стали отдавать предпочтение столам меньшего размера, чем в лузном бильярде. К тому же, меньшие столы были более выгодны держателям заведений, так как в безлузный трёхшаровый карамболь уже не было практики игры компаниями, как в многобитковый Алагер, и для того же количества посетителей требовалось больше безлузных столов, чем лузных.
Бильярд в Российской империи изменился в другом направлении. Как и во всём мире, русские игроки увлеклись серийной карамбольно-лузной трёхшаровой игрой, однак