Правила игры «Четвертак»
Инвентарь
1. Игра ведётся набором из 16 шаров, имеющим пять разноцветных групп по три шара одного цвета, и единственный белый шар, который является битком, то есть наносить удар кием игроки имеют право только по белому шару.
Начало игры
2. В начале игры 15 разноцветных шаров размещаются в форме пирамиды вершиной на третьей отметке стола. Расположение шаров в пирамиде приведено на рисунке. Игрок, выигравший раскат, вводит белый биток в игру ударом с рук из дома. При этом достаточно выполнить правило отыгрыша (два борта, борт с перекатом). Случайно упавший (не заказанный) в лузу при начальном ударе прицельный (цветной) шар не засчитывается и выставляется на короткий борт за пирамидой – как можно ближе к его центру, но не касаясь других шаров. Таким же образом в игре выставляется выскочивший со стола прицельный (цветной) шар или шар, возвращаемый игроком с полки за штраф.
Цель игры
3. Игра ведётся до достижения одним из игроков 25 очков. Очки начисляются соответственно количеству и цвету шаров на полке игрока: жёлтый шар – 1 очко, красный шар – 2 очка, синий шар – 3 очка, зелёный шар – 4 очка, чёрный шар – 5 очков. К последнему прицельному (цветному) шару на столе добавляется 4 очка, поэтому сумма разыгрываемых в игре очков равна 49.
4. Игра ведётся со строгим заказом сыгрываемого шара; то есть обязательно проговаривание: какой именно шар, каким образом и в какую лузу планируется сыграть. Если прицельный (цветной) шар сыгран без заказа или не в соответствии с заказом, то он не засчитывается и выставляется плотно к противоположному от дома короткому борту, как можно ближе к его середине, не касаясь при этом других шаров. Если, помимо сыгранного заказного шара, в лузу случайно упал ещё какой-либо прицельный (цветной) шар, то случайный шар не засчитывается и выставляется на стол; при этом очередь хода остаётся у игрока.
5. В игре применяется джентльменское дополнение к строгому заказу; то есть сыгранный в лузу без объявления заказа прямо-летящий прицельный (цветной) шар считается сыгранным по заказу; однако, если прямо-летящий прицельный (цветной) шар сыгран не в соответствии с объявленным заказом, то он не засчитывается и выставляется на стол.
6. В игре допускается двойной заказ, однако он обязателен к исполнению полностью; то есть, если сыгран только один из заказанных шаров, то он не засчитывается. Если сыгран только прицельный (цветной) шар, то он выставляется на стол, а если сыгран только биток, то его вводит в игру ударом с рук соперник.
Серийное правило
7. Игра ведётся с применением серийного правила; то есть игрок, выполнивший результативный удар, обязан сделать следующий удар, и так далее до первого нерезультативного удара.
Сыгрывание битка
8. Сыгрывание в лузу битка от борта или от третьего шара (карамболем) не в соответствии с заказом не считается результативным ударом; то есть сыгранные при этом в соответствии с заказом прицельные (цветные) шары не засчитываются, и право хода переходит к сопернику. Однако, это не приводит к штрафу, то есть шар с полки игрока на стол не возвращается. Также поступают и в случае вылета битка за борт.
9. Сыгрывание в лузу битка от борта или от третьего шара (карамболем) в соответствии с заказом считается результативным ударом и очередь хода сохраняется за игроком, однако шар с поля на полку игрока не снимается.
10. Сыгрывание прямо-летящего битка без заказа исходно не считается результативным ударом; то есть сыгранные при этом в соответствии с заказом прицельные (цветные) шары не засчитываются, очередь хода переходит, а штраф не назначается. Однако, право на продолжение серии после сыгрывания прямо-летящего битка игрок получает в качестве бонуса за выполнение заказного сложного (бонусного) удара, такого как: сыгрывание шара в лузу от борта (-ов), не примыкающего к играемой лузе; сыгрывание шара ударом третьим шаром (от шара); сыгрывание двух шаров ударом на две разные лузы («штаны»); или более сложного удара, чем перечисленные.
Перед использованием заработанного права, оговоренного в п.10, игрок обязан объявить заказ: «прямо-летящего битка в лузу с продолжением серии», и если биток сыгран, то очередь хода сохраняется за игроком, однако шар с поля на полку игрока не снимается. Если при сыгрывании в лузу прямо-летящего битка заказ не объявлен, то очередь хода переходит, даже если у игрока есть право на продолжение серии после сыгрывания прямо-летящего битка, которое остаётся нереализованным.
11. Право на продолжение подхода после сыгрывания прямо-летящего битка, заработанное бонусным ударом, игроку не обязательно использовать немедленно, в текущей серии. Если оно не было использовано в текущем подходе, то остаётся у игрока до тех пор, пока он им не воспользуется; поэтому, сыгрывая заказные сложные (бонусные) удары, это право можно количественно накапливать.
Ввод битка в игру
12. Ввод битка (белого шара) в игру после его сыгрывания в лузу или выскакивания за борт осуществляется с любого места игрового поля без каких-либо дополнительных ограничений, то есть можно сыгрывать как прицельные (цветные) шары, так и сам биток.
13. За допущенный игроком штраф с его полки на стол выставляется шар с наименьшей стоимостью. Если на полке игрока нет шаров, то за штраф выставляется первый правильно сыгранный им прицельный (цветной) шар. Штраф взыскивается за: промах по шару; удар кием не по битку; туш шара; нарушение требований отыгрыша; запрещённый удар (двойной удар, пропих, нажим).
На видео ниже представлена игра «Четвертак» в любительском исполнении.