МЕНЮ САЙТА

Разделы
На русском языке [42]
На английском языке [16]
На французском языке [7]
На немецком языке [3]
На итальянском языке [1]
Художественная лит. [24]
История бильярда [8]
Журналы [46]
Журналы бильярдной тематики

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Библиотека » Литература » На русском языке

1909 - Школа и Правила Билліардной Игры по методѣ знаменитаго русскаго игрока С. Ф. Докучаева, Покровскаго и другихъ.
[ · СКАЧАТЬ () ] 13.03.2015, 21:18

  

Категория: На русском языке | Добавил: plutarch
Просмотров: 587 | Загрузок: 155 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
0
Теперь в библиотеке сайта доступна и текстовая версия этой работы. Не знаю – кому, когда и зачем это понадобится, но рано или поздно совершенно точно понадобится. И несколько добрых слов в мой адрес все же будет сказано …

0
3 plutarch   [Материал]
Непонятки кроются в том, что мы по привычке примеряем высказывания автора к модной нынче низкой (снукерной) стойке бильярдиста. Если же учесть, что автор описывает игру в высокой стойке (в прямом смысле, со слегка согнутой в пояснице спиной) на столе с уровнем столешницы изрядно выше нам привычного, то советы автора вполне разумны. Так в такой высокой стойке действительно лучше целиться по верху шара, чем через точку его касания с сукном, как это модно сейчас в низкой стойке.
Упор на правую выпрямленную ногу в низкой стойке вызван тем что согнутое туловище перевешивает вперёд и приходится таз отодвигать назад для уравновешивания. А поддерживать равновесие тела при центре его тяжести не находящимся над тазобедренным суставом ноги проще с выпрямленной ногой, чем с полусогнутой. В высокой стойке, где наклон туловища минимальный и левая рука опирается на стол только ладонью, выпрямленная левая нога вообщем имеет смысл. Поскольку корпус слегка развёрнут вправо, а наклонён слегка влево, то центр тяжести тела ближе к левому тазобедренному суставу, чем к правому. Потому для придания продольного равновесия лучше держать выпрямленной именно левую ногу, ну а правую по удобству, для придания поперечного равновесия.
Биток накатом обогнать прицельный шар может только если удар нанесён круто наклонённым кием. Полагаю об этом и речь в книге. Для карамбольной игры (в высокой стойке кстати) такие удары не редкость, и по-видимому автор был с такой игрой хорошо знаком. А вот этот факт действительно странен для 1909г., ведь в России мода на карамбольную игру прошла лет за 60 до этого.
Совет об исполнении клапштоса ударом ниже центра на 1/4 радиуса тоже не лишён смысла. Это вполне возможно, только при этом необходимо варьировать силу удара в зависимости от расстояния между шарами (количества сукна). Полагаю от "количества сукна" проще наработать чувство размера удара  чем глубину нижнего винта.

Насчёт термина "винт"  формально да, он по смыслу соответствует поперечному вращению шара. Полагаю трансформация этого понятия произошла параллельно опусканию стойки. В высокой стойке при ударе наклонённым киём   с боковым смещением наклейки от центра шара как раз и получится соответствующий боковой винт в старом смысле этого термина. В низкой же стойке при ударе горизонтальным киём   с боковым смещением наклейки от центра шара "винта"  уже не будет.

0
Ну, да ладно – покритиковал и хватит. В заключение скажу чуть-чуть и о хорошем. На странице 22 дано правильное понятие «винта» – поперечного вращения битка, приводящего к изогнутой траектории (при проявлении эффекта массе). Обычно, винтом принято именовать боковое вращение шара, но это – неверно (неоднократно высказывался по этому поводу); ведь, винтом правильней называть вращение вокруг направления поступательного перемещения шара. И такие ошибки прочно засели в нашей бильярдной литературе; а вот в этой брошюре, оказывается, уже в начале прошлого века было дано правильное толкование.

0
Странное дело – прошла почти неделя, а этот материал никто даже и не скачивает (для ознакомления; изучения; в копилку, в конце концов). На этот момент имеется всего лишь две загрузки, из которых одну сделал я сам.

Ну, да ладно. Я скачал и прочитал. Скажу честно – гораздо большего ожидал от содержимого этой брошюрки, которую в течение довольно продолжительного времени никак не удавалось «вытащить на свет» для всеобщего пользования. Пока читал, делал некоторые пометки для себя на будущее. Поделюсь некоторыми странноватыми, как мне показалось, «моментами».

1. На странице 3 утверждается, что бильярд является единственным развлечением, которое соединяет приятное с полезным. Конечно же, для любителя бильярда такие дифирамбы в адрес его любимой игры приятны; но все-таки следует признать, что сказанное не соответствует действительности.

2. На страницах 4 и 5 можно ознакомиться с весьма наивным утверждением: «Биллиард, как и играющий на нем, весь открыт и ничего тайного на нем для играющего партнера не остается».

3. На странице 5 говорится: «На биллиарде никакой хороший игрок никогда не может обыграть даже самого простодушного, но «технически» лучше его, играющего партнера. Никакие ухищрения и никакая тонкая ложь ему не помогут. Победа остается за последним». И здесь я не вполне соглашусь с автором. Конечно же, техническая подготовка имеет важнейшее значение в бильярдной игре, но есть и другие аспекты, которые в сочетании с техникой вносят весьма весомый вклад в конечный результат. И этот вклад в ряде случаев перевешивает то, что определяется технической подготовленностью.

4. Страница 6 являет читателям еще одно откровение: «Талантливость здесь тоже не причем, так как при игре на биллиарде вовсе не требуется, ни тонкости чувств, ни творчества, ни гениальности. Нужно только обладать хорошим зрением и сообразительностью, а остальное – сделает «школа» и практика». Если приложить это высказывание к подавляющему большинству средних и даже сильных игроков, то можно и согласиться. Только, вот к единицам, стоящим во главе бильярдного Олимпа, это никак не относится.

5. На странице 11 можно обнаружить «удивительные» указания по принятию игровой стойки: «Становиться нужно так, чтобы левая нога была выдвинута вперед и ни в каком случае не была согнута в колене. Она является главным основанием принятой позы и должна быть совершенно неподвижна. Ступня ноги должна быть твердо и тяжело поставлена на пол пальцами вперед и всей своей тяжестью опираться на пятку. Правая же нога должна быть несколько отодвинута назад и опираться на пальцы». Непонятно – откуда взялись подобные представления? Ведь с давних пор во всем бильярдном мире принято делать с точностью до наоборот – сгибать в колене переднюю ногу, а опорную заднюю держать прямой.

6. Довольно любопытный совет по расположению кия во время подготовки к удару представлен на странице 15: «Целить концом кия в шар всегда следует немного выше середины выпуклости шара, хотя бы, прицелившись, пришлось ударить его и в другое место, т.е. в верх, в низ, или самую середину. Делать это необходимо потому, чтобы ясно и точно видеть насколько верна линия кия с верхней, центральной точкой шара». Такой практический совет расходится с тем, как поступают современные бильярдисты. Например, в Снукере мастера прицеливаются исключительно в ту точку битка, в которую и предполагается нанести удар. И это, на мой взгляд, единственно верно. В нашей же стране многие игроки Пирамиды с некоторых пор стали целиться в самый низ битка, а иногда даже и в сукно. На все мои вопросы – почему и зачем они так делают – я ни разу не получил хоть сколь-нибудь вразумительного ответа. Вот подсмотрели, как подобным образом делал лучше играющий Вася Пупкин, скопировали и бездумно последовали примеру.

7. На странице 16 можно ознакомиться с утверждением, которое просто ввергло меня в ступор: «При сильном ударе, когда это требуется игрой, пущенный «накатом» свой шар, несмотря на то, что ударившись о другого шара значительно потеряет свою инертную силу, все же может катиться вперед за ударенным шаром и, в конце своего движения, даже опередить ударенного шара». Может, я что-то упустил в этой жизни? ))

8. Совет для выполнения удара с остановкой битка (проще говоря – клапштоса), изложенный на странице 18, весьма однобок: «Но можно сделать и так, что свой шар, при прямом ударе, остановится как раз на том месте, где стоял тот шар, которого он ударил. Для этого нужно бить своего шара на 1/4 ниже середины его выпуклости». Почему именно на одну четверть? Что, это не зависит от расстояния между битком и прицельным шаром?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2020 Сделать бесплатный сайт с uCoz