Дахир 24 октября в "тамбовской" ветке писал : "Виталий (Хабиб) ... хочу попросить Вас выложить ваш вариант игры на Русском Биллиарде без «дураков» от А до Я. Заранее благодарю Вас! Помните о том, что аксакалы Золотой Лиги народ капризный и отказывать нам нельзя!:)"
Вообщем-то я и сам в возрасте аксакала, поэтому мог бы и покапризничать. )) Но не буду этого делать, потому что популяризация "игры без дураков" в моих собственных интересах, я сам агитирую за это на разных ресурсах в сети, лет восемь как уже.)) Поэтому ниже выкладываю своё видение этой проблематики применительно к соревнованиям Золотой Лиги. Итак...
Применение в речи формулировки «игра без дураков» подразумевает несколько больше, чем не засчитывание случайно упавших в лузу шаров. Говоря «игра без дураков» подразумевают, что игра будет идти в таком режиме, в котором правилами по-максимуму предотвращается влияние случайности на результат. Делается это для того, чтобы результат игры максимально зависел от мастерства игроков, поэтому игра без дураков наиболее соответствует спортивному принципу. Какие же элементы правил игры направлены на предотвращение негативного влияния случайности? Сформулирую такие пункты правил (с учётом игры без судьи у стола) и прокомментирую их.
1. Требования к начальному удару (разбой пирамиды) ничем не отличаются от любого другого удара в игре.
Комментарий : Этот пункт снимает требование «активного разбоя», существующее в правилах Пирамиды, которое привносит в игру изрядный элемент случайности, так как игрок практически не в состоянии предвидеть как раскатятся шары пирамиды. К примеру, при промахе свояка с разбоя, положение битка и «отколовшихся» от пирамиды шаров может случайно быть как под партию сопернику, так и авто-отыгрышем.
2. За допущенное игроком нарушение правил игры (за штраф), с его полки на стол СОПЕРНИКОМ снимается один шар. Если шаров на полке игрока нет, то с полки на стол снимается первый сыгранный игроком шар, как только он будет сыгран. Если соперник забыл выставить шар за штраф игрока, то он имеет право это сделать позже, до окончания партии, но только на своём ударе.
Комментарий : Этот пункт заменяет требование снятия шара со стола на полку за допущенный штраф игрока, существующее в правилах Пирамиды, которое также привносит в игру элемент случайности, предоставляя игроку возможность выиграть партию не собственным мастерством, а за счёт ошибки соперника, что не отвечает спортивному принципу. Кроме того, это пункт предотвращает применение неспортивного принципа «заигранности шара», который подразумевает, что следить за соблюдением правил игры (своевременное выставление шара) обязан только соперник. Однако, следить за соблюдением правил игры должны оба игрока, и в случае не выставления вовремя шара, нарушают правила оба игрока : соперник тем, что не выставил шар, а игрок тем, что продолжил серию не дождавшись выставления шара.
3. Каждый игрок обязан сам доставать сыгранные им шары и ставить их на свою полку сразу после окончания своего подхода. Если игрок на своём подходе обнаруживает в лузе шар, которого он в этом подходе не сыгрывал, и затем соперники не приходят к общему мнению, кем был сыгран этот шар ранее, то проблемный шар выставляется на стол.
Комментарий : Этот пункт предупреждает возможность засчитывания одному из игроков шара, случайное падение в лузу которого было незамечено игроками.
4. Выставляемый на стол прицельный белый шар (выскочивший, упавший в лузу случайно или с нарушением правил, выставляемый за штраф с полки на стол) располагается плотно на коротком борту за пирамидой, как можно ближе к его центру, но не касаясь при этом других шаров.
Комментарий : Этот пункт заменяет требование выставления шара на третью точку, существующее в правилах Пирамиды, которое привносит в игру элемент случайности, так как при случайном положения битка позволяет создание на столе позиции шаров, в которой технически просто сыграть в лузу либо сам выставленный шар, либо биток от него. Выставление же шара на середину короткого борта максимально затрудняет его использование для результативного удара, что более соответствует спортивному принципу.
5. Намереваясь сыграть шара в лузу, игрок обязан объявить голосом сопернику о своём намерении (сделать заказ). В заказе должно быть обозначено что, куда и каким образом игрок намеревается сыграть. Что : свой или чужой шар. Куда : в среднюю или угловую лузу, направо или налево от себя. Каким образом : какие дополнительные соударения с шарами и/или бортами планирует игрок в траектории сыгрываемого шара. Причём количество бортов нужно указать точно, а соударений с шарами достаточно указать два последних, перед сыгрыванием заказанного шара в лузу. Допускается применение общепринятых бильярдных терминов, одним словом обозначающих что и каким образом сыгрывается. К примеру : абриколем (свой от одного борта и от шара); каблуком (чужой битком от одного борта), дуплетом (чужой от одного борта), триплетом (чужой от двух бортов), труабаном (чужой от трёх бортов), карамболем (чужой битком от третьего шара), рокамболем (чужой третьим шаром), контртушем (свой с повторным соударением по нему чужого шара, отразившегося от одного борта) и др. Соударение сыгрываемого шара с бортом прилегающим к назначенной лузе, непосредственно перед сыгрыванием, объявлять в заказе не требуется.
Шар сыгранный в лузу не в соответствии с заказом не засчитывается. Если объявленный заказ не выполнен, то никакие другие шары упавшие в лузы не засчитываются, очередь хода переходит к сопернику. Если объявленный заказ выполнен, то никакие другие шары упавшие в лузы не засчитываются, но очередь хода остаётся у игрока. Допускается объявлять заказ на два и более шара, однако заказ должен быть выполнен в полном объёме, то есть по отдельности сыгранный, в соответствии с частью заказа, шар не засчитывается.
Игроку объявляющему заказ рекомендуется одновременно указывать назначенную лузу кием или рукой (если луза рядом с игроком), а игроку принимающему заказ рекомендуется ответить кивком головы или словом «принято».
Комментарий : Этот пункт предназначен для предотвращения засчитывания случайно сыгранных в лузу шаров. Требование указывать только два последних соударения в траектории заказываемого шара продиктовано невозможностью отследить все соударения в довольно частых на практике позициях, в которых много шаров скапливаются у угловой лузы. Рекомендация игрокам указывать назначенную лузу кием и сообщать о принятии заказа кивком направлена на увеличение зрелищности игры. Биток сыгранный «французом» или «сухим листом» является обыкновенным прямо-летящим свояком, при этом возможные касания борта прилегающего к назначенной лузе объявлять не требуется, также как не требуется при сыгрывании шара объявлять касание губы лузы.
6. С целью исключения лишних затрат времени на объявление и принятие заказа в большинстве очевидных позиций, когда сыгрывается прямо-летящий шар, допускается на соревнованиях использовать джентльменское дополнение к заказу, о чём должно сообщаться в положении о соревновании. Джентльменское дополнение к заказу предусматривает засчитывание сыгранных в лузу прямо-летящих шаров без их назначения голосом. Однако, если прямо-летящий шар был объявлен голосом и заказ выполнен не был, то никакие другие шары, в том числе и прямо-летящий, не засчитываются.
Комментарий : Может показаться, что этот пункт допускает сыгрывание прямо-летящего случайного шара (к примеру свояка), в то время как игрок молча играет другого прямо-летящего шара (то есть чужого). Но это так только в игре низко квалифицированных игроков, в игре же мастеровитых игроков, при ударе контролируется траектория обоих шаров. Правила же необходимо составлять ориентируясь на игру мастеровитых игроков, ибо только в их исполнении игра может быть зрелищна.
7. Если шар на некоторое время застрянет в створе лузы, а потом без видимой причины свалится в неё, то шар считается сыгранным только если между моментом застревания шара и моментом его падения в лузу прошло не более трёх секунд, в противном случае после окончания удара (остановки всех шаров) шар устанавливается в створ этой лузы на грань его падения. Если же застрявший шар упал в лузу спустя более трёх секунд, а после этого другой шар прошёл через то место, где он очевидно коснулся бы застрявшего шара, то упавший ранее шар считается сыгранным в лузу. Засчитывание его или выставление на стол, как сыгранного случайно, зависит от того, был ли объявлен соответствующий заказ.
Комментарий : Этот пункт исключает засчитывание случайно упавшего в лузу застрявшего шара. Норма в три секунды отражает тот факт, что застрявший в створе лузы шар может незаметно для глаз медленно катиться в створе лузы в направлению к её скату по наклонной «дорожке» в сукне, образующейся на всех бильярдах в течении времени эксплуатации сукна. На свеже перетянутых столах такое происходит очень редко, а на поношенном сукне иногда случается. Три секунды отражают адекватное время, которое шар может незаметно катиться в устье угловой лузы, длина которого 5-6мм. Такая же норма была в правилах Русского Биллиарда 19-го века. Упоминание заказа в пункте уместно потому, что шар может застрять на предыдущем ударе, а упасть на следующем, то есть перед тем, как соперник игрока залузившего шар доведёт свой биток (или третий шар) до заказанного застрявшего шара.
8. Удар игрока, при котором биток сыгрывается в лузу не в соответствии с заказом, признаётся штрафным. Как и при других штрафах, наказывается выставлением одного шара с полки игрока на стол.
Комментарий : Этот пункт не только предотвращает положительное влияние на счёт в партии случайно сыгранного шара, но и устанавливает отрицательное влияние на счёт в партии, в случае если этот случайный шар – биток. По сути, при нерезультативном ударе случайное падение битка практически приравнивается к случайно застрявшему в лузе прицельному шару, который безусловно будет сыгран соперником. И то и другое есть проявление бесконтрольности удара, демонстрация ОТСУТСТВИЯ мастерства. Это правило вынудит игроков тщательно контролировать движение хотя бы только битка, инструментов управления которым у игрока значительно больше, чем управления прицельным шаром, не говоря уже об остальных шарах. Эта норма существовала во всех играх Русского Биллиарда 19-го века (за исключением тренировочной игры «Колбаса»), она выгодна более мастеровому игроку, а значит способствует более точному и быстрому определению объективно более сильного из соперников, что и требует спортивный принцип.
9. Правило отыгрыша : если в результате удара, после обязательного соударения шаров, не сыгран в лузу ни один шар, и при этом ни один из шаров не коснулся борта и ни один из шаров не перекатился линии средних луз, то удар признаётся выполненным с нарушением правил, то есть штрафным. Выскакивание прицельного шара со стола, а также остановка прицельного шара в створе лузы таким образом, что проекция его контура на стол касается линии створа лузы*, приравнивается к касанию прицельным шаром борта. Касание шаром шара расположенного на другой половине стола или точно на линии средних луз приравнивается к перекату этого шара через линию средних луз.
*Линия створа лузы это проекция на стол линии соединяющей острия губ луз. Для средней лузы это проекция на стол линии рабочей кромки бортового профиля длинных бортов. Для угловой лузы это проекция на стол линии соединяющей точки пересечения линий рабочей кромки бортового профиля длинного и короткого бортов с линиями соответствующих им щёк луз.
Комментарий : Этот пункт заменяет правило отыгрыша «два борта или борт с перекатом», существующее в правилах Пирамиды, которое вынуждает игроков использовать в игре размеры ударов заведомо бОльшие, чем минимально необходимы для ведения результативной игры, то есть для сыгрывания шара в лузу. Тем самым ограничивая тактические возможности игры и применяемый в ней технический арсенал ударов. Более подробно о преимуществах правила отыгрыша «борт или перекат» можно прочесть здесь : http://ru-billiards.ucoz.ru/blog/azbuka_biljarda_ponimaesh/2014-08-20-9
10. Правило ввода в игру битка после его сыгрывания в лузу : биток вводится в игру с объявленным голосом заказом, ударом с рук с любого места игрового поля, при этом запрещается заказывать одиночный прямо-летящий шар или оба шара в одну лузу.
Комментарий : Правило ввода в игру битка после его сыгрывания является определяющим, оно вносит принципиальное различие друг от друга в игры одним шаром с пирамидой шаров. Московская, Невская, Малая Русская 71 в основном отличаются именно нюансами этого правила. Недостаток трактовки этого правила в Московской состоит в том, что оно позволяет игроку строить серии, скатывая биток в лузу с рук из дома, что однообразно, тактически примитивно и технически просто. Чтобы поставить заслон простоте построения серии скаткой битка с рук из дома, напрашивается ограничить правилами место ввода битка в игру определённой точкой, к примеру точкой дома или точкой в створе лузы, в которую был сыгран биток. Однако при этом может возникнуть нюанс, если требуемое место будет занято другим шаром, и его решение нужно будет оговаривать в правилах. В любом случае, ограничение свободы выбора места для битка, особенно в случае игры из створа лузы, резко снижает возможность не только технически простого атакующего удара, но и непростого тоже. В случае ввода битка в игру из створа лузы, чаще всего будет удар по отыгрышу, возможно с атакой лузы типа «свой к себе». При этом теряется смысл серийного правила, то есть вознаграждения игрока возможностью атакующего удара в случае результативности предыдущего, другими словами теряется возможность игры по выходу.
Предлагаемая трактовка правила ввода битка в игру сохраняет, и даже увеличивает (не только дом, а весь стол) свободу выбора игроком места для битка. Заслон же простоте построения серии ударами с рук ставится запретом играть прямо-летящие шары. Игрок будет вынужден искать на столе такое место для битка, с которого ему будет тактически выгодно и технически попроще играть вообщем технически непростой атакующий заказной удар, например дуплет, шаром или от шара, на две лузы. При наличии большого количества шаров на столе, вариантов игры с рук таких комбинированных ударов будет масса и среди них найдутся попроще, такие, что более натренированны игроком. Поэтому, в выборе варианта продолжения игры при вводе битка ударом с рук, будет проявляться индивидуальность игрока, его игровой почерк.
Разумеется, применение предлагаемой трактовки правила ввода битка в игру после его сыгрывания принципиально изменяет московскую, это будет уже совсем другой игрой, более требовательной к техническому и тактическому мастерству игроков, и на мой взгляд более зрелищной.
11. Сыгрывание заказного прямо-летящего свояка не приносит очков, то есть за него белый шар с поля на полку игроку не снимается, однако сохраняет у игрока право продолжить серию, вводя биток в игру ударом с рук.
Комментарий : Как было сказано выше, правила «игры без дураков» стремятся по-максимуму предотвратить влияние случайности на игру. Делается это для того, чтобы результат игры максимально зависел от мастерства игроков. Однако повысить значимость влияния мастерства на результат игры можно и другим способом, а именно обесценивая простейший технический приём, которым можно заработать очко. Таким приёмом в бильярде является сыгрывание прямо-летящего свояка. Предлагаемое правило, обесценивающее в игре прямо-летящий свояк, вынуждает игроков соревноваться в исполнении более сложных технических приёмов, которые и будут приносить очки в игре. При этом сыгрывание битка не обесценивается совсем, так как заказной свояк от борта или карамболем от двух шаров будет приносить очки, то есть за них будет сниматься белый шар с поля на полку игроку. Остаётся смысл сыгрывать и прямо-летящий свояк, только теперь это становится тактическим приёмом, нацеленным на последующее сыгрывание заказного технически хотя и сложного шара (например дуплетом, шаром или от шара, "штанами"), однако ударом не с игры, а с рук. Или же нацеленного на последующий тактический удар по постановке сопернику "петли" (к примеру примазывание битка к третьему шару с одновременным подкатом прицельного шара к "замазанной" лузе), что сделать ударом с рук с любой точки стола намного проще, чем ударом с игры с той точки, где остался биток после удара соперника.
12. Требования к удару кием по битку.
Удар кием по битку должен наноситься наклейкой, при этом запрещаются такие «грязные» виды ударов как толчок, двойной удар, удар вразрез, пропих и нажим, определения которых даны ниже, а также удар наклонённым кием в нижнюю полусферу битка, приводящий к подскоку битка.
Толчок это такое движение ударной руки, при котором кий разгоняется вместе с битком без удара по нему.
Комментарий : Толчок можно совершить, если почти полностью затормозить ударное движение кия перед самым соприкосновением наклейки кия с битком, а затем вновь разогнать кий.
Двойной удар это такой удар, при котором кий соприкасается с битком больше чем один раз.
Комментарий : Двойной удар может возникнуть при киксе, когда наклейка кия соскальзывает с битка, не сообщая ему выраженной продольной скорости, а затем, при послеударном движении кия, боковая поверхность шафта касается битка повторно и сообщает ему некоторую поперечную скорость. Не каждый кикс является двойным ударом, а только тот, в результате которого биток пошёл не в направлении движения кия, а поперёк этого движения. Двойной удар может возникнуть и в случае удара без кикса битком по недалеко расположенному прицельному шару на толстой резке. В этом случае при чрезмерном послеударном движении кия, он повторно соударяется наклейкой или боковой поверхностью шафта с битком, потерявшем свою скорость от соударения с прицельным шаром на толстой резке.
Удар вразрез это такой удар, при котором наклейка кия совершает ударное движение одновременно по двум разным шарам, находящимся друг от друга на расстоянии меньшем, чем диаметр наклейки.
Комментарий : Удар вразрез между двух шаров запрещён, однако нет запрета на нанесение удара вразрез между бортом и битком, расположенным от него на расстоянии меньшем, чем диаметр наклейки. Также разрешается наносить удар вразрез между поверхностью стола и битком, при этом, во избежание кикса, наклейка кия при ударе должна скользить по сукну. Такой удар приводит к подскоку битка, что может быть использовано в игре.
Пропих это такой удар кием по битку расположенному на расстоянии не более 5мм от прицельного шара, при котором биток касается прицельного шара ещё до того, как прекратилось касание наклейки кия с битком, и при этом происходит непосредственное влияние движения кия через биток на движение прицельного шара. Чтобы такого влияния кия на ПШ не было, то есть чтобы удар не квалифицировался как пропих, необходимо при ударе выполнить одно из двух условий :
1) Угол между линией проходящей через центры битка и ПШ и линией отскока битка после удара составлял не менее 90 градусов то есть не менее прямого угла.
Комментарий : Такой удар может выбрать игрок в том случае, если расстояние между битком и ПШ от 3 до 5 мм. Это требование можно выполнить применяя технику удара щелчком (или технику кистевого тормозящего удара) с нижним винтом, в результате которого биток откатывается от прицельного шара назад или вбок (если удар был с резкой). Здесь следует заметить, что если удар был без резки, а биток откатился вбок, то это свидетельствует о двойном ударе.
2) Угол между линией проходящей через центры битка и ПШ и линией проекции на игровую поверхность оси кия при ударе составлял не менее 45 градусов, то есть не менее половины прямого угла.
Комментарий : Такой удар следует выбирать игроку в том случае, если расстояние между битком и ПШ меньше 3мм, и поэтому выполнить «чистый» удар техникой удара щелчком или кистевым тормозящим ударом практически невозможно.
Если расстояние между битком и ПШ свыше 5 мм, то удар уже не может квалифицироваться как пропих, поэтому игрок имеет право играть биток накатом вслед за прицельным шаром, при этом не допуская двойного удара. Сделать это можно применяя технику удара щелчком (или технику кистевого тормозящего удара) с верхним винтом. Отсутствие двойного удара в этом случае визуально характеризует большое различие в скоростях прицельного шара и битка после их содарения. Если двойной удар был, то скорости ПШ и битка различаются мало.
Нажим это разновидность пропиха, возникающая в том случае, если прицельный шар касается борта или третьего шара, и это касание препятствует естественному отскоку прицельного шара при выполнения удара с выполнением условия 45 градусов. Чтобы удар не квалифицировался как нажим, удар необходимо выполнять :
1) в случае касания ПШ с бортом - с минимальной резкой (в касание «воздухом»),
2) в случае касания ПШ с третьим шаром - таким образом, чтобы третий шар не пришёл в движение.
Комментарий : Нажим часто возникает при ударе кием по битку примазанному к группе шаров (к примеру, к остаткам пирамиды). В этом случае, если прицельный шар касается третьего шара, то удар нужно выполнять так, чтобы третий шар остался неподвижен, иначе это квалифицируется как нажим. Иногда удар без нажима выполнить технически невозможно, в этом случае биток нужно играть в сторону от примазанных к нему шаров в направлении к отдалённому прицельному шару или к этой же группе шаров, но от борта.
Удар наклонённым кием в нижнюю полусферу битка, приводящий к подскоку битка.
Комментарий : Запрет такого удара обусловлен тем, что при его выполнении велика вероятность повторного касания подскочившего битка боковой поверхностью шафта при послеударном движении кия. Поскольку такое касание происходит тогда, когда биток находится в воздухе, на его траектории это сказывается сложным образом , и поэтому нельзя уверенно определить, был двойной удар или нет. Аналогичного подскока битка без риска двойного удара можно достичь ударом наклонённым кием в верхнюю полусферу битка или ударом вразрез между сукном и битком.
______________
Зри в корень! (с)
Хaбиб Перечень пунктов правил влияющих на "игру без дураков" не полный. Надо добавить как минимум ещё два пункта : правило ввода битка в игру и правило отыгрыша. Но моё видение наилучшей трактовки этих пунктов правил делает Московскую пирамиду уже совсем другой игрой. ))
nickklaus28 Вот она, та Московская пирамида, которую нужно развивать, а не свободную и прочие тренировочные игры ...Только это игра способна выявить истинного мастера игры на бильярде и Чемпионат мира должен быть один и только по этой дисциплине и по этим правилам ...а то развилось чм как блох....Спс огромное Хабиб, это действительно то, что нужно Русс бильярду ))) лайк)
Хaбиб Ваши бы слова да Богу в уши. Или хотя бы в уши ФБСР. )) Вообщем, ничего нового в своих 11 пунктах правил "игры без дураков" я не сказал. Частично это вполне очевидные вещи, которые применялись раньше, и кое-кем применяются сейчас. Остальное я предлагал и раньше, в том числе и здесь, на сайте ЛЛБ.
Денис Мелёхин Есть уточнение по пункту №7. С какого момента отсчитывается 3 секунды для застрявшего в лузе шара? Как я понимаю, с полной остановкой шаров на столе это не связано?
И еще вопрос, стоит ли штрафовать за вылетевшие со стола "чужие" шары? Много раз сталкивался с тем, что вылетают прицельные шары скорее из-за несовершенства оборудования (один борт чуть выше другого, например). И, кстати, не совсем понял из ваших правил, как вводится в игру после штрафа биток? Вроде нигде не сказано об этом. Стало быть, с руки из дома? с возможностью игры по лузе?
Хaбиб С полной остановкой шаров на столе не связано, ибо при чём тут другие шары? )) С момента застревания до момента падения в лузу. Выскочившие чужие штрафовать не нужно, собственно так в московскую и играют, поэтому в "новых" пунктах этого нет. Про правило ввода битка в игру, в том числе и после штрафа, в пунктах не сказано. Сказано в первом моём комментарии.))
Денис Мелёхин Спасибо за ответ! Вот, кстати, интересный нюанс. Получается, удар с вылетом "чужого" шара штрафным не является. А если этот удар результативный? Например, играл чужого, расположенного в группе шаров. Чужого забил, а один шар из группы вылетел со стола. Считать ли этот удар результативным?
Хaбиб Считать, разумеется. Не штрафовать в Игре за вылетевший чужой имеет очень старые корни. Дело в том, что в некоторых старых играх 18-19 веков, вылет со стола чужого шара (битка соперника или ничейного шара) приравнивался к сыгрыванию этого шара в лузу. Поэтому чужих выбивали со стола вполне сознательно, и это требовало некоторого мастерства, так как при этом нужно было удержать свой биток на столе.
leman Согласен, можно и нужно обкатывать данный вариант правил на пенсиках (к коим отношу и себя), кроме 8 пункта.
Комментарий: Виталий, почему идя на сложный чужой или свояк ради красоты, сложности или искусства, я могу быть наказан неконтролируемым падением свояка из-за сложности удара? Можно акромя Бухарского стиля, проповедовать другой?...)))
Хaбиб Какой бы красивый ни был чужой, с контролем битка он станет ещё красивее.)) А если Вы хотите играть свояка на сильном отскоке (неконтролируемом в случае промаха), то за ради Бога, но вы должны понимать чем рискуете. Однако и зритель будет понимать чем вы рискуете, и это придаст зрелищности удару в случае сыгрывания свояка. А если шарашить без риска, то и доблести в случае успеха немного. Собственно всё как в Алагере : никто не запрещает бить со всей дури, только рискованно это, потому и редкость. А редкость ценится вдвойне. А если без риска, то автоматически получается хлопушка.))
age Отчего ж. Я не пенсик, но за игру по таким правилам. Единственное, 3 секунды в лузе будут часто спорным моментом.
Smith Пункт 2 очень полезный. В Ульяновске в мае Глезденев "заигрывает" свой штраф Золотареву - молчит, а Серега в запарке забыл о штрафе соперника, но еще не ударил сам. Я в стороне "болею" за Сергея, и подсказываю ему о штрафе Глезденева. Так меня там чуть не съели. Остальные пункты вполне приемлемы, учитывая комментарии Виталия. Даже п8 - заставляет желающих "понырять" - рисковать осознанно, с контролем, или "ответить".
Хaбиб Добавлю, что пункт 8 совсем немного повлияет на игру, ведь в умелых руках биток падает дураком совсем не так часто, чаще падает чужой, который как правило движется быстрее битка, и поэтому его пробег и вероятность случайного падения в лузу выше чем у битка. Но психологически этот пункт важен, он заставит игроков больше думать о контроле шаров, а не о бездумной кладке на отъ$бись. И следовательно игроки будут чаще выбирать более сложные удары, но с контролем битка, чем простые и бесконтрольные. И это зрелищней, как по мне.
apivovar А как вы считаете, должен ли штраф при счёте, скажем, 8 : -1 переносится на следующую партию? просто любопытно услышать ваше мнение... спс
Хaбиб С какого перепугу ? )) Можно, конечно, играть матч не до договорённого числа побед, а до достижения определённого суммарного количества шаров в сыгранных партиях, и тогда Ваши "-1" будут влиять, но я о подобных условиях реальных сводок не слышал.
AnatolyFilippov Пункт 5. Очень сложная система объявления шара. Пункт 7. Правило трех секунд приведет к спорам. Есть же правило, если подошел к удару соперник и шар упал, он не засчитывается, а выставляется.
Хaбиб Ну уж нет. Три секунды это обоснованное время, которое вполне точно оценивается, во всяком случае гораздо точнее чем 10 или 20 секунд. Как говорилось в правилах 19-го века, если соперник успел сосчитать до трёх , то упавший застрявший шар не засчитывается. А вот если в правилах не будет точного указания интервала времени, вот тогда и возникает почва для споров. При трёх секундах почва для споров будет только тогда, когда шар будет падать в интервале от 2 до 4 секунд. Но таких случаев по сравнению со всеми остальными будет единицы процентов.
Что сложного в объявлении заказа и в движении руки указывающей кием в направлении назначенной лузы ? В большинстве случаев для заказа понадобится всего два слова, к примеру : дуплет в середину, абриколь в угол, свой к себе, и т.д. Даже в случае удара системой по застрявшему в углу при скоплении там шаров, достаточно будет сказать шаром или от шара будет играться щёчка и показать на два шара помимо застрявшего. Или, что то же самое, карамболем или рокамболем. Заодно народ бильярдные термины подучит и не будет в них путаться. ))
litavrin62 Сегодня играл по предложенным мной правилам:
1 Разбой любой.
2 Любой прямой шар (свой или чужой) не требует заказа и считается правильным законченным ударом.
3 Требуется заказ, если играете шаром или через шар, абриколь, француз, круазет, дуплет, триплет.
4 Если падает не правильно сыгранный чужой, то его выставляют на середину короткого борта за пирамидой и продолжает партнёр.
5 Если падает не правильно сыгранный свой, то его выставляют в район лузы куда он упал и продолжает партнёр.
6 Все шары упавшие с прицельным - считаются.
7 Штраф с полки
8 все остальные не оговоренные мной моменты - по действующим правилам ФБСР.
Добавил :9 после забития "своего" шара - партнёр снимает любой шар, а я продолжаю игру из лузы куда упал "свой" шар
Плюсы : пропадает серийность сыгрывания "свояка" с руки, тем самым шансы у игроков равные - выигрывает тот у кого лучше кладка ну и тактика конечно. За час с Камо сыграли 5 партий.
Хaбиб Ввод битка в игру из створа лузы это уже фактически не с руки, так как нет свободы выбора местоположения битка. Разумеется скатка битка улетучивается как дым, и московская теряет свой главный признак и одновременно недостаток. То что получается (и это уже не московская), становится лучше московской и много лучше невской, где биток вводится в игру не из лузы, а с любого места поляны с ограничением сыгрывания только чужих. Однако, на мой взгляд, есть и лучшая альтернатива правилу ввода битка в игру после его сыгрывания, чем ввод из створа лузы. Об этом я напишу в пункте 10 блога.))
Коврижкин Именно, что это уже не московская. Нет желания ввязываться в обсуждение достоинств/недостатков, пусть это делают те, кто живет бильярдом или, хотя бы, очень много играет, но вопрос терминологии очень важен. Это другая игра, придумать ей название Вы в полном праве. Но это не Москва и точка. Тогда те, кто таких правил не приемлет продолжают играть по старым и нимало всем этим не интересуются, а те, кто считает новые правила лучшими каким-то образом развивают ее. Одна из бед нынешнего РБ в нечеткости. Названия, правила и проч.
Хaбиб Добавил пункт 9 : моё видение наилучшего правила отыгрыша для Московской. С влиянием на игру случайности это правило как бы не связано, однако оно связано с широтой применяемого в игре технического и тактического арсенала, поэтому тоже будет способствовать повышению профессионализма игры, становлению её более спортивной.
salen Мне видятся рациональными следующие поправки к варианту Геннадия:
п.3.4.7 исключить и определить что "Любой удар выполняется по строгому заказу" не понимаю, что трудного или зазорного в объявлении четкого заказа.
п.9 - После сыгрывания заказанного битка игрок продолжает игру ударом из дома - с точки . Если точка занята то из точки рядом с стоящим на точке шаром. Либо вариант - из сектора ( как в снукере - например - но меньшего размера) Все же свояк на скатке - красивый удар и совсем исключать его нецелесообразно.
Хaбиб Как можно исключить свояк на скатке ? Это сделать невозможно, по той простой причине, что это букварь, от него растут ноги у всех остальных свояков. Исключить можно только свободу выбора места для битка при вводе его в игру после сыгрывания, а следовательно и ОДНООБРАЗНУЮ СЕРИЙНУЮ скатку. А скатка битка ВООБЩЕ в подходящих для неё позициях останется, куда ж без неё при легальности сыгрывания битка? ))
Sterserg Прочитал всё внимательно. Это уже большой ПЛЮС, что игроки проявляют заинтересованность в изменении "лошаковских" правил. Многое из "нового" напрашивалось само собой, многое уже применяется в турнирах разного уровня, но самое главное, на мой взгляд, не переборщить, как это сделал великий реформатор Лошаков! По порядку :
1. Вопрос с заказом, думаю, излишне полемизирован и в редакции Литаврина звучит оптимальнее (Хабиб пишет, что сложность удара выгодна более мастеровому игроку, а значит способствует более точному и быстрому определению объективно более сильного из соперников, что и требует спортивный принцип, но в данную игру предлагается играть не только очень мастеровитым игрокам! Например в дуплеты новичок не станет играть, т.к. не понимает сути этой игры, она для него - высшая математика, в то время как он находится на уровне 5 класса. А вот в эту игру скорее всего захотят играть все - от мала до велика, т.к. она понятна всем и главное - это исключить влияние случайностей на итоговый результат!). Повторяю - не перегнуть палку со всеми очень профессиональными требованиями к ведению игры. Поэтому джентельменский заказ уместнее. Прямоидущие не требуют заказа. Всё от шара, шаром или от борта заказывать.
2. Вопрос 3 сек с застрявшим и упавшим шаром приведёт к излишним спорам, т.к. довольно неточное определение момента начала отсчёта и падения, в то время как окончание удара - точное определение и снимет все вопросы, хотя на самом деле разница очень невелика. Попробуйте ударить со всей дури и засеките время до полной остановки!
3. И главный вопрос - сыгрывание после свояка. Если выбрать правило из створа лузы, то надо обязательно на столе рисовать сектор возле угловых и средних луз - иначе опять же "колхоз" или разночтение. В снукере - где луза не строгая балка имеет огромные размеры, а в нашем случае 1 см разницы в расположении шара имеет очень большое значение. Если вариант Архипова выбирать с запретом в таких случаях играть прямые шары, то это опять же очень сложно - своего рода перегиб. Поэтому вариант Салена п.9 мне кажется наиболее приемлимым в сегодняшних условиях!
Всё зависит от цели - зачем изменять правила и для кого эта игра предназначена!
Хaбиб Вот именно, если ориентироваться на любителя не желающего играть по правилам для профессионалов, то зачем вообще менять правила?
Улыбнула внимательность Вашего чтения. ) Из текста блога ясно, что я не против джентльменского заказа (точнее джентльменского дополнения к строгому заказу). Я против "дураков", в том числе сопутствующих исполненому заказу. Что говорится, почувствуйте разницу. ))
Насчёт дилеммы трёх секунд и полной остановки шаров. Представим что игра в последнем шаре. Чужой играется в угловую лузу на клапштоссе, то есть биток останавливается ещё до того как чужой застревает в лузе. Но застрявший в лузе чужой НЕ останавливается (!!), а незаметно для глаз катится к точке падения и падает в лузу через 2, 5 секунды после застревания. Так как по Вашему, засчитывать чужой или нет ? А теперь то же самое, только если чужой падает спустя 20 секунд после застревания. Так как ?? ))
sterserg Я и не утверждал, что нужно ориентироваться на любителя не желающего играть по правилам для профессионалов. Имел ввиду, что излишне усложнять эти моменты не стоит. Лошаков тоже свято верил, что он улучшает игру, а на деле оказалось в точности до наоборот!
Я и не утверждал, что Вы против джентельменского заказа. Но только высказал свою точку зрения, что заказ по-литаврински ближе к моему пониманию "против дураков". Строгий заказ, думаю уместен в 71 или большую русскую пирамиду. Тут же невелика доля вероятности назвать дураком, к примеру, чужого при заказанном свояке в позиции "штанов". Ну и конечно я за засчитывание всех упавших шаров при забитом заказном.
Насчёт дилемы трёх секунд моё видение состоит в том, что существующее правило очень чётко даёт возможность трактовать правило однозначно и 3 сек. - по-моему излишне крючкотворно. Привожу выдержку из правил МКП
23. Шар на краю лузы
23.1. Если зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром и если это не повлияло на конечный результат начавшегося удара, то его восстанавливают на прежнее место и игра продолжается.
23.2. Если же зависший над лузой шар самопроизвольно падает в лузу, без соударения с другим шаром, и если это повлияло на конечный результат начавшегося удара (то есть в том случае, если самопроизвольно упавший в лузу шар был бы неизбежно задет одним из приведенных в движение шаров), то все шары устанавливаются с максимально возможной точностью на свои прежние позиции и удар повторяется.
23.3. Если движущийся шар приостанавливается на краю лузы в положении не устойчивого равновесия, а затем падает в лузу, то он считается упавшим в лузу вследствие произведенного удара.
Кто-то считает раз, два, три, кто-то смотрит по остановившимся шарам, кто-то по окончанию удара или подходу партнёра. Но всё это не соответствует правилам. Так что правила рулят! Любой здравомыслящий игрок, не говоря уже о судье, в состоянии принять правильное решение, а не "нужное"!
Хaбиб Похоже Вы к здравомыслящим не относитесь, если учесть, что хуля деятельность Лошакова Вы признаёте написанные им правила. А если здравомыслящий, так сообщите Ваше правильное решение в ситуациях, смоделированных мной в предыдущем посте, где контрольный шар сыгрывается в лузу на клапштоссе.
Mikhail При предложенном способе ввода битка в игру (запрет прямого сыгрывания шара) игроки не станут пытаться изучать какие-то изысканные способы атаки от бортов, а пойдут по более простому пути: отыгрыша. При наличии на поляне достаточно большого количества шаров пристроить с руки петлю не составит труда. Фактически вместо возможности забить шар сыгрывание битка точно так же премируется, но теперь - возможностью "намертво" отыграться. Когда шаров на столе мало, естественно, и хорошо отыграться сложнее. Но, во-первых, с руки это сделать в любом случае проще, чем в обычном ходе игры, а во-вторых, таким макаром партия может до поздней стадии и не дожить :)
Зависшему в лузе шару можно дать и 5 секунд времени на падение. Ущерба никакого (5 все ж таки не 10), зато споров меньше. Не то сосчитает соперник до трех, уложившись в 2,25 сек, и доказывай, что он не прав. А если такой до 5 станет считать, то быстрее трех реальных секунд навряд ли управится :))
Хaбиб Совершенно верно, играть с руки по лузе комбинированным ударом вовсе необязательно, можно и примазать биток, накатив при этом чужого к лузе. Но практика игры (а я играл по таким правилам ещё в 2010г., в том числе с КМС и МС) показывает, что чаще всё же играют комбинации (дуплет, шаром или от шара), а петли ставят уже при малом количестве шаров.
Можно и 5 секунд, это не принципиально. Принципиально то, что точная норма должна быть, и она должна иметь причинно-следственную логику, то есть от момента застревания до момента падения. Именно три секунды я предложил только исходя из традиций Русского Биллиарда, ибо не считаю, что наши предки были глупее нас.
superturbo63 Раньше при забитии свояка не играли из дома в среднюю лузу, если опять убрать , то игра изменится, так же как выход при игре из дома за линию длинного борта, и скат усложнится и подставки в среднюю лузу заставят играть по другому.
Хaбиб Эти ограничения на удар при вводе битка с рук из дома были скопированы создателем Московской из Малой русской пирамиды 71 очко. Но в Малой русской это правило ввода имеет совсем другой смысл, так как ввод битка с рук идёт только после штрафа соперника. И чтоб для соперника не было двойного наказания (за штраф он уже был наказан 10 очками разницы в счёте), игроку и усложняется возможность результативного удара с рук из дома (причём только чужого). В московской же удар с рук играется не в наказание за случайное сыгрывание битка, а в награду за его сознательное сыгрывание. Однако сознательное сыгрывание битка наиболее простой приём из возможных и вознаграждать его ещё и возможностью играть с рук неоправданно. Грубо говоря, за сыгрывание простого награждаем возможностью сыграть ещё более простого. Такой подход неизбежно ведёт к примитивизму игры в целом, что и демонстрирует московская в исполнении высокотехничных игроков. Поэтому возврат к старым ограничением на удар по вводу битка в игру это неестественно выглядящая полумера. Типа, даём тебе право играть с любой точки дома, только корпусом за борта не выходи. Тогда уж лучше играть из сектора D без дополнительных условий, это более естественно.
sterserg А к чему уж так мелочиться? Было бы неплохо ввести ещё пункт 12
12. Сыгрывание заказного прямо-летящего чужого не приносит очков, то есть тот выставляется на стол на общих основаниях, однако сохраняет у игрока право продолжить серию, пока не сложится ситуация, когда игрок начнёт сыгрывать более сложных - непрямолетящих шаров !!!
И смело на ЧМ приглашать только десяток игроков - мастеровитых настолько, что будут делать результативные удары хотя бы однажды в 15 минутный интервал!!! И смело утверждать, в том числе и здесь, что все остальные правила, которые используются для проведения различных турниров - для слабаков и вообще, они - г...но !!! Представляю себе лицо Ронни или палец у его виска, выражающий его отношение к предложению сыгрывать шары от бортов или кластером и только после такого результативного удара искать трикшот на цветных...Да уж! Совсем уныло...
Хaбиб Идея не засчитывать в игре не только прямо-летящих свояков, но и прямо-летящих чужих не нова. Уже в 18-ом веке, когда не было ещё разделения мирового бильярда на различные виды, существовала двухбитковая игра "дуплеты". И сейчас существует игра "дуплеты" (с 16-тью шарами) на пуле, и общеизвестно, что соревнуются в неё не любители, а мастеровые игроки. Однако в правилах и старой вариации игры "дуплеты", и современной её пуловской вариации нет возможности совершить тактический удар сыгрывая прямо-летящего шара, который бы сохранял очередь хода.
Объяснение этому представляется вполне очевидным. И бильярд 18-го века, и нынешний пул не являются строгим бильярдом, и сыграть прямо-летящего шара (как своего, так и чужого) в лузу на таком бильярде в целом не представляет серьёзного труда для мастерового игрока. Поэтому использование тактического сыгрывания битка (чтобы получить возможность играть дуплет с рук), так же как и использование тактического чужого (чтобы сделать выход битком под удобный дуплет) значительно упрощает задачу ведения серийной результативной игры. В то время как сами эти игры появились именно для того, чтобы усложнить игрокам ведение серийной результативной игры на нестрогом бильярде, сделать игру интересной именно для мастеровитых игроков. Поэтому нет никакого смысла одним правилом усложнять игру, и тут же другим правилом её упрощать.
Совсем другое дело строгий бильярд, на котором сыгрывание прямо-летящего шара (как своего, так и чужого) в лузу в среднем уже не такая простая задача. А сыгрывание дуплета ударом с рук (или с игры после хорошего выхода битком под удобный дуплет) является ещё более сложной задачей. Здесь использование тактического сыгрывания прямо-летящего шара уже имеет смысл. Причём смысла в тактическом свояке больше чем в тактическом чужом, потому что сыграть свояк, не заморачиваясь контролем чужого, на строгом бильярде гораздо проще, чем сыграть чужого с точным контролем своего, то есть с выходом. Другими словами, если в игре будет возможность тактического и свояка, и чужого, то использовать будут именно свояка, в то время как вместо тактического чужого скорее будут играть сразу дуплет с игры. Тактический свояк будут предпочитать ещё и потому, что его можно играть по-отыгрышу, то есть не давая лёгкой игры сопернику в случае промаха. Играть же тактический чужой по отыгрышу бессмыслено.
Поэтому сыгрывание в лузу прямо-летящего чужого шара на строгом бильярде вполне обоснованно лучше оставить результативным ударом, а не тактическим. В этом случае игра уже не будет игрой в "дуплеты", и в основном очки будут зарабатываться именно сыгрыванием прямо-летящих чужих шаров, что будет роднить такую игру со "шведкой". Использование же тактического прямо-летящего свояка, как и признаваемое результативным сыгрывание свояка от борта (-ов), будет роднить эту игру с "московской". А дополнительный колорит игре придаст нечастое заказное сыгрывание с руки комбинированных ударов (дуплетов, шаром, от шара) и "штанов".
Совсем не уныло, на мой взгляд, а довольно-таки профессионально.
Хaбиб Предложенные мной в блоге 11 пунктов правил "игры без дураков" направлены на обеспечение влияния на результат игры именно мастерства игроков, а не проявления случайности или примитивных технических и тактических приёмов. Считаю нелишним дополнить этот перечень пунктом 12, описывающим запрещённые, "грязные" технические приёмы, которые вообщем-то несовместимы с бильярдным мастерством. Подобные требования в действующих правилах Пирамиды описаны невнятно или не описаны совсем, что является причиной невежественного судейства, стимулирующего "грязный" стиль игры многих топ-игроков Пирамиды.
sansan А то, что уже предложил- есть повод для пересмотра действующих правил Пирамиды с двойным дном , только этого не надо федерации! Эта публикация пусть будет маленькой надеждой!
Mikhail << Также разрешается наносить удар вразрез между поверхностью стола и битком, при этом, во избежание кикса, наклейка кия при ударе должна скользить по сукну. Такой удар приводит к подскоку битка, что может быть использовано в игре. >> Такой удар до поры был разрешен в снукере, до тех пор, пока версия правил 1996 года не исключила перескоки полностью, приравняв их к штрафным ударам. Говорят, якобы это было сделано, чтобы избежать нанесения вреда оборудованию (видимо, сукну). Но, наверное, не только поэтому. Сомнительный такой себе ударчик.
Хaбиб Ничего сомнительного, двойной удар сделать на таком ударе практически нереально. А с точки зрения игры удар сложный, контролировать направление, высоту и дальность прыжка битка совсем не просто. Но можно! Тренировать удар нужно, как к примеру и удар массэ с необходимой кривизной дуги. Мы ж не говорим, что массэ сомнительный ударчик? Напротив, умелое применение ударов массе позволяет сыгрывать шары в "замазанных" позициях, что сразу выдаёт мастерский уровень игрока.
Mikhail Массе (или, если угодно, массэ) действительно требует немалого мастерства, чего не скажешь о перескоке в общем (а об ударе "от плиты" в особенности). Сделать такой перескок может абсолютный неофит игры, тогда как о массе в его исполнении и речи быть не может. Попадание по замазанному шару от бортов вообще куда более зрелищно и сложно (понимающий зритель может это оценить).
Хaбиб Так а кто запрещает играть по замазанному шару от борта? За ради Бога.)) А если думаете, что точно скакануть битком "от плиты" куда более просто, попробуйте повторить решение мазы в этом видео и сообщите сколько попыток Вам потребовалось.)) https://www.youtube.com/watch?v=J9fPeljJU8E
age Тут, скорее всего, шафтом второй раз задеваете шар, просто не чувствуете и не замечаете, в отличии от удара от плиты. Где-то видео в замедленном от Сорокина было , с перескоком под шар, если не ошибаюсь там тоже было. Вам ли не знать.
Хaбиб Зачем писать очевидную чушь, не понимаю.)) Двойной удар при киксе визуализируется поперечным движением битка после удара, как я и написал в блоге. Чтобы киксануть при таком "скользящем " перескоке, нужно ударить наклейкой "мимо" шара. Учитывая, что диаметр наклейки 12-13 мм, то для кикса промахнуться в сторону от точки касания битка с сукном нужно миллиметров на 20-25. То есть это нужно делать специально, случайно Вы так не промахнётесь.)) Чтобы это понять вовсе не нужно даже пробовать это сделать на столе.
У Сорокина на видео есть двойной удар при киксе на нижнем винте. Но это совершенно другой удар, так как наклейка при этом не скользит по сукну и у неё есть возможность отклониться вниз и соскользнуть с шара. При скользящем перескоке у наклейки такой возможности нет, в момент удара она сжимается с двух сторон (плитой и шаром), после чего сила упругости сжатой наклейки отталкивает плиту и шар в разные стороны. Плита, разумеется, не поддаётся, поэтому всё усилие приложено к битку, который и подпрыгивает. Это Элементарно, Ватсон.))
age Производители сукна будут обеими руками за этот удар голосовать)
|