Поводом для написание статьи послужил диалог в одной из популярных "бильярдных" групп ВКонтакте, который и вынесен в эпиграф.
Алексей Третьяков Посмотрел трансляцию снукерных матчей по ТВ и поразило высокое качество тв-подачи. Чистый экшн. Предлагаю дискуссию: зрелищные ли по вашему мнению ТВ трансляции бильярда или нет? Чего не хватает бильярду для высоких рейтингов и постоянного присутствия в сетке спортивных каналов? Есть ли у бильярда ТВ будущее? Почему, например, настольный теннис, фехтование транслируют по ТВ и рейтинги высокие, а бильярд, который как мне кажется более понятный зрителю, и кроме того более зрелищный и динамичный, не транслируют?
Стас Друшляков У нас нет спорт-культуры и культуры индустрии развлечений. Более массовые виды спорта не особо популярны, что говорить о русском бильярде? Опять же, это ментальная проблема наша. В той же Великобритании снукерные залы полные, телевидение, все дела... Популярность РБ не поднять сейчас, хорошо хоть так держимся. У нас на футболе полупустые стадионы, а вы говорите почему РБ нет на ТВ ? Вопрос смешной вообще.
Часть первая
Очевидно, что трансляции бильярда вообще - достаточно зрелищны. В противном случае не было бы платных трансляций Снукера, Пула, Карамболя, Итальянских фишек. Вопрос нужно ставить иначе: почему, в отличии от перечисленного, трансляции отечественного вида бильярда незрелищны и неспособны собрать кассу ?
Мне представляется, что ответ на поставленный вопрос не так и сложен, хотя в двух словах его и не сформулировать. Потому что зрелищность это сложное явление, относящееся к психоэмоциональному состоянию человека. А в контексте трансляции уже не к одному человеку, а к большой группе людей, то есть зрительской аудитории. Можно проанализировать составляющие зрелищности и на основе анализа сформулировать требования, которые необходимо выполнить для её достижения. Что я и попытаюсь сделать ниже.
Поразмыслив немного, приходишь к выводу, что в зрелищности есть составляющие как независящие от вида зрелища, так и зависящие от конкретного его вида. Возьмём для примера театральную постановку, кинофильм, цирковое представление, филармонический концерт, спортивную игру на стадионе, шахматный матч. Довольно разноплановые мероприятия, каждое из которых может быть зрелищным. Что же можно выделить такого, что объединяет эти зрелища, другими словами какие составляющие зрелищности не зависят от вида зрелища? Я бы выделил следующие :
Первое. Высочайший профессионализм ВСЕХ участников зрелища. То есть, в основной своей массе зритель хочет смотреть на то, что за гранью его собственных возможностей. Всех участников потому, что недостаточный уровень профессионализма некоторых сразу портит зрелищность. К примеру, на спортивном состязании хочется смотреть соревнование равных противников, а не "избиение младенца". И в театре важен высокий уровень игры всей труппы, а не только примы. Пожалуй, только в филармонии можно кайфовать от одного исполнителя, если только он экстра класса. Но и он не один, у него есть "соперник", то есть музыкальный инструмент, который тоже должен быть экстра класса.
Второе. Предвкушение удовольствия. Другими словами, пойти на зрелище зрителя побуждает не только любопытство но, и опыт полученного ранее удовольствия от подобного зрелища. Это обуславливает то, что зрительскую аудиторию необходимо выращивать, а выращивать её можно только скармливая ей высококачественный продукт. Демонстрация же низкопробного зрелища не только не приносит пользы для роста зрительской аудитории, а приносит конкретный вред для этого типа зрелища.
И третье. Само удовольствие. В том смысле, что обязательным условием зрелища должна быть способность принести зрителю удовольствие. То есть воспринимаемая зрителем информация должна быть ему приятна. Впрочем, в цирке или на бойцовских поединках иногда у зрителя может проскакивать страх, тревога, но это должно быть под жёстким контролем и не перебарщивать. Так сказать "пощекотать нервы", но не более того.
Исходя из вышесказанного для зрелищности бильярдной игры вообще, как и для любого другого зрелища, необходимо чтобы на публику соревновались (то есть трансляция показывала) только лучшие из лучших, и чтобы в их игре было нечто, что способно принести удовольствие зрителю. И помимо этого необходимо немало времени (читай много качественных трансляций/зрелищ), чтобы зрительская аудитория выросла. Собственно всё это подтверждается историей успешных видов бильярда, так как публичные соревнования по английскому бильярду (по Кэннону, потом по Снукеру), по американскому Пулу, по французскому (условно) Карамболю проходят более 100 лет. И миллионные аудитории зрителей там появились далеко не сразу.
Что же делать сейчас отечественному бильярду исходя из вышесказанного? Не надо изобретать велосипед. Нужно создавать и реализовывать разовые высококачественные зрелища/трансляции с участием самых лучших, харизматичных игроков, объединять эти мероприятия в продуманную систему. Гнаться не за массовостью просмотров, а за высоким качеством самого зрелища. К тому массовому детско-юношескому спорту, который пытается развивать ФБСР/МКП это не имеет никакого отношения.
От чего же зависит качество любой бильярдной игры с точки зрения её зрелищности ? Как было установлено выше, необходимым условием является высокий профессионализм обоих участников игры, способность их демонстрировать приёмы недоступные просвещённому большинству. Однако, очевидно и то, что сама игра (то есть её правила) должна вынуждать и стимулировать игроков проявлять свои неординарные способности. Это так же важно для зрелищности игры, как качественная пьеса для успеха театральной постановки или качественный сценарий для успеха кинофильма. Причём не только вынуждать и стимулировать, но и давать возможность это делать ОБОИМ игрокам. Это я к тому, что чем выше накал борьбы, чем чаще сменяют у стола друг-друга соперники, тем зрелищность поединка выше. К примеру трудно себе представить по-настоящему зрелищное кино или театр без диалогов актёров. Если же, один игрок будет проявлять свои способности, а второму игра такой возможности не предоставит, то зрелищность такого действия будет под сомнением. Зритель будет не удовлетворён, причём не столько игроками, сколько несовершенством самой игры, её правил. Что же, помимо интриги борьбы, приносит зрителю эстетическое удовольствие в бильярдной игре?
Проведём мысленный эксперимент. Представим себе стол с очень свободными лузами, скажем в два раза больше чем в пуле. Забить "холостой" биток в любую из луз довольно просто почти из любой позиции. Принесёт ли зрелище таких ударов удовольствие зрителю? Очевидно что нет, скорее это вызовет недоумение. А теперь представим, что игрок объявляет, что забьёт биток в любую лузу из любой позиции ровно от трёх бортов. Полагаю, что зрителю будет любопытно, и он задумается, какую бы позицию битка и какую лузу назначить, чтобы игроку было посложнее выполнить обещанное. Перебрав несколько исходных позиций, зритель поймёт, какая из позиций действительно трудная для исполнения заявленного игроком. Таких позиций немало, к примеру позиция. когда шар находится в створе назначенной лузы, или когда биток в створе противоположной от назначенной угловой лузы. Когда же игрок сможет выполнить обещанное и в сложных начальных позициях, зритель получит истинное удовольствие. Потому что, если в относительно простых позициях игроку нужен только хороший глазомер и естественное поведение битка при отскоке от борта, то в сложных позициях игроку нужен будет "неестественный" отскок битка от борта и чрезвычайно точный расчёт силы и точности удара. Зритель увидит демонстрацию действительно высокого профессионализма игрока.
Если мы теперь возьмём стол с не такими свободными лузами, то даже высокопрофессиональному игроку выполнить задание в сложных исходных позициях будет сложно. И если он перестанет справляться с заданием раз за разом, то удовольствия зритель не получит. Отсюда вывод, что для зрелищности бильярдной игры зрителю необходимо демонстрировать не менее некоторого определённого уровня результативности в сложных позициях, а результативность эта определяется как уровнем мастерства игрока, так и параметрами инвентаря.
Здесь напрашивается небольшой экскурс в историю бильярда. Если задаться вопросом, кто первый из игроков в бильярд стал зарабатывать деньги не выигрывая их у соперника, а демонстрируя за деньги своё мастерство зрителю? Другими словами, кто первый стал зарабатывать на зрелищности бильярдной игры? Оказывается, что это француз Francois Mingaud (тот самый капитан Манго из книги Лемана), которому совершенно необоснованно приписывается изобретение кожаной наклейки. Считается, что он в 1827г. написал книгу, которая сейчас является букинистической редкостью и самой дорогой в мире книгой бильярдной тематики. Вот английское издание книги 1831г. издателя Тёрстона (того самого бильярдного фабриканта, кто внедрил сланец на столешницы): http://ru-billiards.ucoz.ru/Books/1831_mengo_the_noble_game_of_billiards... . А это русский перевод книги: http://ru-billiards.ucoz.ru/Books/1827_Mingaud_rus.pdf
Так вот на поверку это не совсем книга, скорее это атлас, состоящий из 41 страницы с рисунками и парой-тройкой страниц вводного текста (на которых ни слова о кожаной наклейке). 41 рисунок представляют собой диаграммы позиций шаров на столе с указанием, что и каким образом может сыграть сам автор. Первые два малотиражных издания на французском языке изданные на средства автора использовались им как рекламные буклеты, с целью зазвать обеспеченного читателя на платные шоу, которые он устраивал в столичных городах Европы в 1820-ых годах, и где он демонстрировал описанные в книге трюковые удары. Шоу пользовались успехом и произвели фурор в бильярдном мире Европы и Англии. Известная книга Кориолиса написана под впечатлением от подобных шоу Francois Mingaud, о чём автор пишет в предисловии. Вот русский перевод книги Кориолиса : http://ru-billiards.ucoz.ru/Books/koriolis.pdf
Интересен такой нюанс. Оказывается, в книге на большинстве диаграмм показаны 5 шаров с указанием их цветов: белый с цифрой 1, белый с цифрой 2, жёлтый, синий и красный. То есть, именно то количество, и именно те цвета, которые использовались в игре Русского Биллиарда "Пятишаровая с карамболями", и с которой познакомили французов русские военные после разгрома Наполеона и взятия Парижа в 1814г. В Европе эту игру стали называть "Русской партией" или "Каролиной". И эта игра сохранилась в Англии до 1960-ых годов под названием ""Russian Pool", по ней в Англии были официальные спортивные правила наряду с Кэнноном и Снукером. Так вот, думаю совершенно неслучайно в книге Francois Mingaud диаграммы по сути из Русской партии, с игровыми заданиями замысловатого сыгрывания шаров и делания карамболей. Очевидно, что Francois Mingaud хорошо был знаком с русской игрой, и вполне вероятно даже обучался у русских игроков. Замечу, что русские войска были расквартированы на севере Франции с 1814 по 1818 гг. В войнах они не участвовали и офицеры без сомнения имели возможность играть в бильярд. Кстати, моей версии, что Francois Mingaud учился бильярду у русских, есть и весомое подтверждение. Во французской пьесе 1826г. есть диалог, где сводясь в игру на бильярде, один персонаж предлагает другому шесть очков форы и предлагает играть новомодным кием с кожаной наклейкой (queue a procede). На что второй персонаж бахвалится, что для него, побеждавшего Mingot a la Russe, фора неприлична и соглашается играть только на равных. А la Russe переводится как " типа русский" или "по прозвищу русский". Вот это место в пьесе:https://books.google.ru/books?id=3mJPAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru#...
Отсюда вывод, что к действительно зрелищной игре на бильярде Русский Биллиард имеет самое непосредственное отношение, он стоял у истоков такой игры.
Возвращаюсь к исследованию природы зрелищности бильярдной игры. Выше я аргументировал, что для зрелищности бильярдной игры зрителю необходимо демонстрировать не менее некоторого определённого уровня результативности в сложных позициях, а результативность эта определяется как уровнем мастерства игрока, так и параметрами инвентаря. Связка "параметры инвентаря - уровень мастерства", необходимая для зрелищности, не случайна, так как и параметры инвентаря и уровень мастерства лучших игроков изменялись во времени параллельно и влияли друг на друга. К примеру, использование на рубеже 18-19 веков кожи на наконечнике кия (наклейки) значительно расширило возможности игроков по управлению битком. Другой пример это использование с 1830-ых годов вулканизированной резины на бортах, позволившее игрокам более предсказуемо и результативно играть от борта. В качестве примера обратного влияния, то есть мастерства игроков на инвентарь, можно привести появление в 1840-ых годах безлузных (карамбольных) столов, обусловленное именно возросшим мастерством игроков по управлению битком связанным с появлением кожаной наклейки и резиновых бортов. Появление строгих столов в Русском Биллиарде в 1850-ых годах тоже было обусловлено ростом мастерства игроков. Дело в том, что при использовании серийного правила в игре, рост мастерства игроков привёл к значительному увеличению серий, а это неизбежно снизило динамизм борьбы, так как соперники стали реже менять друг друга у стола. В Европе, Англии и Америке стали проводить матчи лучших игроков до большого количества очков измеряемое сотнями, но это затягивало время проведения матчей, которые приходилось прерывать и проводить в несколько дней. Это не шло на пользу зрелищности игры. Появление строгих столов в Русском Биллиарде позволило уменьшить серийность и тем самым повысить динамизм борьбы, вернув его в прежние рамки, соответствующие максимальной зрелищности игры. На строгих столах ограничивающих серийность игры, достоверно определить лучшего из двух игроков стало возможно за вполне вменяемое время, измеряемое несколькими часами. Кстати, русские карамбольные игры, в отличии от европейских, также правилами ограничивают чрезмерную серийность. В простой «Пятишаровой» игре, где карамболи засчитываются сами по себе, правила устанавливают переход хода после двух карамболей подряд. А в игре «Пятишаровая с карамболями», они вообще засчитываются только при сыгрывании прицельного шара. То есть, сначала русские игроки ограничивали серийность в карамбольных играх с помощью правил, а затем вовсе отказались от карамболирования и ограничили серийность сыгрывания шаров в лузы изменив инвентарь, сделав его строгим.
Вслед за русскими, с целью сохранения динамизма борьбы ограничивать чрезмерную серийность стали и другие, только сделали это изменением не инвентаря, а правил игры. Так в безлузном карамболе, где серии мастеров исчислялись сотнями и даже тысячами очков, появился сначала зонный, затем однобортный, и наконец трёхбортный карамболь, в котором максимальные серии мастеров всего лишь десятки очков. В безлузном фишечном бильярде ограничили серийность просто перестав использовать серийное правило, то есть стали играть как в старину - строго по очереди. В английской трёхшаровой игре Кэннон ввели ограничения на количество подряд сделанных карамболей и на количество подряд сыгранных свояков с руки (из сектора D).
Итак, для зрелищности бильярдного состязания необходимо, помимо прочего, чтобы правила игры и параметры инвентаря стимулировали и вынуждали игроков экстра класса демонстрировать весь спектр своих исключительных способностей с оптимальным (для усреднённого зрителя) уровнем результативности, обеспечивающим динамичную борьбу соперников. Динамичную, как в плане частоты смены подходов соперников, так и в плане оптимальной длительности поединка. Полагаю, ни современные спортивные дисциплины Пирамиды (свободная, комбинированная, динамичная пирамиды), ни игры дореволюционного Русского Биллиарда (Большая и Малая русские пирамиды, Пятишаровая с карамболями, Алагер простой и Алагер с контрольным шаром), ни игры советского периода (Американка, Московская, Шведка), в полной мере заявленным требованиям не удовлетворяют.
Часть вторая
Для запуска самоокупаемого проекта, эксплуатирующего зрелищность игры на отечественном бильярде предпосылок на настоящий момент практически нет.
— Нет достаточно зрелищной игры, или, другими словами, практикуемые в отечественном бильярдном сообществе игры недостаточно зрелищны, чтобы увлечь зрителя их просмотром даже в исполнении наиболее техничных игроков.
— Нет харизматичных игроков, обладающих феноменальной разнообразной техникой, отчасти как раз потому, что практикуемые игры нетребовательны к высокому и разнообразному техническому мастерству. Можно назвать несколько исключений, то есть персон, вызывающих повышенный зрительский интерес; однако, в практикуемых играх потенциалу этих игроков негде раскрыться, ибо демонстрация исключительного мастерства в них большей частью нецелесообразна; как говорится, не по-игре.
— Отсутствие достаточной зрительской аудитории обуславливает отсутствие интереса к отечественному бильярду у телевидения. Бюджет развлекательных ТВ-программ напрямую завязан на поступления от рекламы, а интерес рекламодателя определяется рейтингом зрелищности программы, то есть интересом зрительской аудитории. В этой закольцованной причинно-следственной цепочке кроется механизм раскрутки зрелищности, то есть механизм роста зрительской аудитории, но двигателем этой раскрутки, первопричиной, является именно зрелищность самого контента, а никак не факт его демонстрации по ТВ.
— Мастеровые игроки не мотивированы играть зрелищно. И не только потому, что в практикуемых играх зрелищные технические приёмы большей частью не по-игре, но и потому, что нет никакой зависимости материального и спортивного результата игры от зрительского интереса к ней.
Что же необходимо сделать, чтобы сдвинуть вопрос с мёртвой точки? Представляется очевидным, что необходимо создавать предпосылки для такого проекта.
Необходимо создавать зрелищную игру, то есть игру удовлетворяющую требованиям выделенным выше. Причём критерием зрелищности должно быть не мнение самих игроков или авторов правил игры, а мнение непосредственных зрителей. А наилучшим показателем зрительского интереса является количество потраченных им на приобретение права просмотра денежных средств, приведённое к потраченному на просмотр времени.
Мотивацию игроков играть зрелищно необходимо обеспечить непосредственной связью материального вознаграждения за игру «на публику» от денежных средств, собранных за платный просмотр.
Поскольку, в настоящее время рассчитывать на интерес телевидения федерального (да и регионального тоже) уровня не приходится, запускать проект необходимо с уровня непосредственных зрителей в игровом зале и платной Интернет трансляции для отдалённых зрителей.
Хотя комфортные условия для просмотра игры на одном столе можно создать для сравнительно небольшого числа непосредственных зрителей, и при благоприятной перспективе доход от Интернет трансляции будет значительнее, тем не менее - непосредственные зрители на трибунах исключительно важны для успеха проекта. Они важны как для игроков, которые будут непосредственно ощущать зрительский интерес, и это будет стимулировать их к зрелищной игре, так и для зрителей трансляции в Интернет, так как наблюдение зрительской реакции в кадре делает трансляцию гораздо более живой – так же, как делает трансляцию более живой грамотный комментарий. Учитывая, что демонстрироваться будет широко не практикуемая, то есть экспериментальная игра, комментатор должен хорошо разбираться в правилах и игровых нюансах как широко известных игр, так и демонстрируемой экспериментальной игры.
Разумеется, труд игроков, представляющих публике экспериментальную, потенциально зрелищную, по мнению авторов правил, игру, должен быть оплачен независимо от финансового успеха мероприятия. Для обеспечения этого необходим заранее известный игрокам страховой денежный фонд, выставляемый организатором соревнования или автором предлагаемых правил игры (найденный ими спонсор). Все средства, полученные от продажи билетов зрителям в игровом зале и продажи прав просмотра платной интернет-трансляции, превышающие размер страхового фонда и затрат на проведение трансляции, идут бонусом в призовой фонд игры. То есть, в случае финансового успеха мероприятия, страховой фонд возвращается страховщику, а все собранные со зрителей средства (превышающие размер страхового фонда) распределяются между игроками, представляющими экспериментальную игру публике. Тем самым, создавая игрокам мотивацию играть зрелищно, на публику, так как если мероприятие оказалось для организаторов безубыточным, то ничто не помешает им организовать новое мероприятие именно с этими же игроками в ту же самую или другую экспериментальную игру.
Распределение призового фонда между победителем и проигравшим должно стимулировать бескомпромиссную борьбу, так как именно состязательность является важнейшим элементом зрелищности игры в целом. Полагаю, оптимальным будет соотношение 75% победителю к 25% проигравшему, так как более значительная разница будет способствовать соблазну игроков «попилить» призовой фонд до игры.
Платную трансляцию можно организовать с помощью ресурса https://boomstream.com. Организаторам трансляции необходимо заранее тщательно протестировать функционал ресурса, чтоб не проколоться во время эфира.
Сбор денежных средств за оплату права просмотра Интернет трансляции можно организовать посредством функционала блока «Интернет-магазин» на сайте организатора трансляции. Соответственно к этому блоку «прикрутить» функционал одного из существующих сертифицированных ресурсов, обеспечивающих провод платежей через разные платёжные инструменты, от вебмани, Интернет-банкинга до СМС – платежей. Полагаю, было бы естественным, если бы такая схема была осуществлена на сайте той региональной федерации бильярдного спорта, которая захочет провести подобное мероприятие в рамках своей уставной деятельности, то есть развития и популяризации бильярда в регионе. Впрочем, возможно и создание независимого частного ресурса, предназначенного специально для организации подобных экспериментальных платных трансляций, а также продажи товаров и услуг бильярдной тематики. Вполне вероятно и что кто-то из уже существующих Интернет-магазинов бильярдной тематики заинтересуется таким товаром.
Пример проекта.
Встреча известных екатеринбуржских игроков А и B в игру Троица (Алагер с контрольным шаром, свояками и трёхбортовыми карамболями и рокамболями) до 10 очков. Ориентировочная продолжительность трансляции 2 часа – наиболее подходящий временной формат для зрелища. Страховой фонд 10 000 рублей выставляет автор правил Виталий (Хабиб) Архипов. Гарантированная оплата из страхового фонда: победителю 7500 рублей, проигравшему 2500 рублей.
За неделю до встречи, которую предпочтительно организовать в праймтайм (предположим в субботу в 17-00) разместить анонс на сайте ЛЛБ в блоге Хабиба, сайте ростовской ФРБ и других ФБС, профильных группах ВКонтакте, ОК. В анонсе представить игроков как непримиримых соперников, указать их достижения. Указать время и место проведения трансляции, цену платного входа, скажем 100 рублей, и цену платной трансляции, скажем 50 рублей; объяснить - как заранее приобрести право онлайн просмотра в сети. Дать ссылку на информацию о цели проекта, правилах предстоящей игры и регламенте встречи. Предусмотреть для каждого из игроков по одному 5-минутному перерыву и ещё один перерыв перед контрольным очком в случае счёта 9 : 9.
Всё это мероприятие лучше сделать от лица Свердловской ФБС, сформулировав как инициативу по созданию зрелищной спортивной игры и обкатке нового источника дохода для топовых спортсменов, в перспективе сделающих их профессиональными спортсменами.
Продумать детали: форма игроков, чем заполнить паузы в трансляции во время 5-минутных перерывов игроков, предматчевое и послематчевое интервью игроков. Оборудование игровой зоны, освещения, вебкамеры (лучше двух, boomstream позволяет) и зрительских мест.
В анонсе заявить об авторских правах организатора (Свердловской ФБС) на видео предстоящей игры и о том, что оно будет выложено в сеть только для платного скачивания, скажем по цене 10 руб. Разумеется, у оплативших трансляцию будет техническая возможность сохранить доступный им стрим и потом анонимно выложить его в сеть для свободного доступа, но это не так уж элементарно сделать, и вряд ли кто этим будет заниматься зная, что можно будет скачать видео без проблем всего за 10 руб. А если и выложат спустя несколько дней, то не беда. ))
______________
Зри в корень! (с)
Хaбиб Как приложение к статье, прилагаю несколько фотографий более чем столетней давности, иллюстрирующие с чего начиналась зрелищность современного английского бильярда, то есть снукера. Попробуйте найти отличия от последнего современного фото с КК-2016, оно же в в заголовке статьи. ))
age Можно глянуть игру Сталев-Онищенко. Там забиты 2 этажа было с лестницами между ними.
Хaбиб Хороший пример. Осталось понять, почему так было, и почему так нет сейчас. Ну и вообще-то, там много было случайных "левых" зевак, ибо гроши за посмотреть платить не надо было.
leman Виталий, а фамилии игроков на 1и 4 фото не знаете?
Сергей Тихонов Если даже и не знает, то это нетрудно выяснить.
1) Джон Робертс младший и Эдвард Диггл (John Roberts Jr. & Edward Diggle)
4) Том Ньюман и Уолтер Линдрум (Tom Newman & Walter Lindrum)
Все они - известнейшие бильярдисты прошлого (пожалуй, за исключением Диггла; хотя, и он был очень известным коммерческим игроком своего времени):
https://en.wikipedia.org/wiki/John_Roberts_Jr._(billiards_player)
https://en.wikipedia.org/wiki/Edward_Diggle
https://en.wikipedia.org/wiki/Tom_Newman_(billiards_player)
https://en.wikipedia.org/wiki/Walter_Lindrum
Странно, что вопроса по третьему фото не последовало. Вот там-то играют, как раз, в Снукер, а не в Английский бильярд. И играют просто глыбы Снукера: братья Джо и Фред Дэвис (Joe and Fred Davis).
Хaбиб Кстати, да. Сравнивая количество зрителей на фотографиях виден рост зрелищности английского бильярда при введении в обиход профессионалов игры "снукер". Как я и пишу в блоге : зрелищность нужно выращивать, и процесс этот не такой и быстрый. Примечательно и место проведения - концертный зал дворца Святого Георгия в Ливерпуле, вместимостью более 500 человек. Вот как он выглядит в наши дни :
|