МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2017 » Октябрь » 7 » Пополнение библиотеки сайта
20:42
Пополнение библиотеки сайта

Библиотека сайта пополнилась сборником статей 1966-1968 годов В.Н.Борахвостова и 1989-1990 годов В.С.Симонича. 

Статьи эти, вкупе с книгой  Гофмейстера В.И. 1947 года, книгами 1991 года  Кокорина С.Я., Балина И.В. и Капралова В.А., достойны глубокого анализа, ведь это - практически всё, что было издано о бильярде в послевоенный период до конца 1980-ых годов, когда горбачёвская перестройка дала импульс к возрождению бильярдного спорта  в СССР. Анализируя эти источники, можно составить представление о том, каким воспринимался  тогда отечественный бильярд немногочисленными его поклонниками. Это представление необходимо, чтобы увидеть как изменилась идеология отечественного бильярда за последние 25 лет, после стремительного численного увеличения бильярдного сообщества и благодаря деятельности его спортивного руководства. 
В комментариях к этой новости я буду выкладывать соображения на эту тему.

Просмотров: 792 | Добавил: plutarch | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 6
1 plutarch  
0
1. Оказывается, что Журнал "Наука и Жизнь" публиковал не только статьи Борахвостова В.Н., о чём частенько упоминают в интернетах, но и статьи Симонича В.С., который более известен (и горячо любим) своим обучающим фильмом, снятым совместно с Левитиным В.Ф. и его сыном Марком.

Будучи членом президиума полгода как организованной Московской федерации бильярдного спорта, Симонич в журнале описывает правила и некоторые особенности игр "Малая русская пирамида" (до 71 очка, со строгим заказом), "Московская пирамида" (с заказом шар-луза), "5 фишек" (на лузном столе с одним битком и двумя "ничейными" шарами, без серийного правила) и "Алагер с контрольным шаром". Симонич не упоманает об игре "Американка" или любой другой игре, где можно бить любым шаром по любому. Полагаю потому, что такие игры не относились им к спортивным, подходящим для выяснения отношений профессиональных спортсменов.

Где сейчас "Симоничи" в руководстве МФБС? да и в руководстве ФБСР в целом?

2 plutarch  
0
2. Борахвостов в статье 1966 года утверждает, что в стране массово распространены только две игры: "Русская пирамидка" и "Американка". Учитывая, что он был бывалым игроком со стажем, можно уверенно сказать, что в "Московскую пирамиду" в конце 1960-ых не играли. И тогда версия о том, что "московская пирамида" была придумана ещё в 30-ых годах, становится весьма шаткой и должна быть отброшена. Также, помимо нескольких тренировочных игр, Борахвостов упоминает и об игре "Пирамидка счётом шарами" (то, что в наши дни называется "Шведкой"). Полагаю это отражает имеющуюся тенденцию замены в игровом обиходе однобитковой игры со счётом очками (номерами на шарах) на игру со счётом шарами, как в американке. Учитывая, что Симонич через 20 лет уже не упоминает "Пирамидку счётом шарами", а впервые описывает "Московскую пирамиду", можно предположить, что появление "Московской пирамиды" и есть итог этой тенденции. То есть, игру одним шаром сначала тактически упростили, введя счёт шарами, а затем технически разнообразили, введя в игру приём легального сыгрывания битка (свояком), который был разработан в "Американке" и полюбился игрокам. Это косвенно подтверждается тем, что приём сыгрывания битка "французом по борту" Борахвостов описывает как применяющийся в "Американке".

Мог ли Симонич в 1989 году представить себе, что со временем свояк выхолостит однобитковую игру, сведёт её к стремлению игроков в совершенстве овладеть приёмом скатки битка ударом с рук, которым можно сделать партию с кия. Что через 15 лет появится спортивная версия "Московской пирамиды", в которой шара с поля за сыгранного свояка будет снимать сам игрок, и игроки будут снимать стоящие у луз прицельные шары, предпочитая их элементарному сыгрыванию с выходом  скатку в лузу битка, не заботясь о судьбе прицельного шара.

3 plutarch  
0
3. Любопытны рассуждения Борахвостова о том, как вырезается створ строгой лузы. По его описанию губки луз наклонены друг к другу и  ширина створа вверху (в самом узком месте) такова, что если шар в створе лузы приподнять над сукном, то он своим диаметром застрянет между губками и повиснет в воздухе. Это значит, что для 70 мм шара и высоты борта в 2/3 диаметра шара (как указывает Борахвостов) ширина створа строгой лузы на высоте радиуса шара от сукна  должна быть не более чем 72 мм. Замечу, что Борахвостов не конкретизирует, какую именно лузу он рассматривает, что косвенно подтверждает, что требования к створу лузы одинаковы и для угловой, и для средней луз.

Также цепляет глаз фраза Борахвостова "Шар-эталон имеет вес от 350 до 450 граммов". Впрочем, первая цифра соответствует действительности для шара из слоновой кости диаметром 71мм.

4 plutarch  
0
4. Анализируя рисунки, фотографии и текст книг Балина, Кокорина и Капралова 1991 года, мы увидим, что бильярдный стол, который они описывали, ничем не отличается от описанного Гофмейстером в его книге "Биллиардный спорт" 1946 года. Можно, конечно, небезосновательно упрекнуть авторов 1991 г. в том, что они заимствовали тексты и рисунки Гофмейстера, но  полагаю, они не стали бы дружно его переписывать, если бы реальные столы, на которых они играли в 1991 году, разительно отличались от стола описанного Гофмейстером. Это же подтверждают и фотографии столов в книгах 1991г.

Основным отличием "стола Гофмейстера" от современных столов Пирамиды является геометрия средней лузы, которая по Гофмейстеру имеет устье лузы (коридор) не меньшей длины, чем угловая луза, скругления губ луз с большим радиусом 50мм, и ширину створа лузы, одинаковую с шириной створа для угловой лузы.

Сегодня  такая средняя луза покажется необычной, но именно такая луза и является "фрейберговской" средней лузой строгого Русского Биллиарда.

В своё время в статье, отталкиваясь от тезиса "одинаковости" луз русского бильярда времён Лемана (поэтому Леман и не упоминает в своей, достаточно дотошной книге о различии средней и угловой луз), я реконструировал геометрию луз и получил среднюю лузу, удивительно похожую на описанную Гофмейстером. Теперь мне очевидно, что такой, "фрейберговский" строгий бильярд сохранился и до конца 1980-ых годов. Это говорит о том, что несмотря на отсутствие поддержки бильярда государством в послевоенное время, его традиции бережно сохранялись.

5 plutarch  
0
5. Почему же, несмотря на сохранённые старожилами традиции,  при возрождении бильярдного спорта и бильярда как массового развлечения в последнем десятилетии прошлого века стали в массовом порядке производиться бильярдные столы с грубыми отклонениями от фрейберговских стандартов строгого Русского Биллиарда? Почему эти отклонения были узаконены Федерацией бильярдного спорта Россиии и зафиксированы в изданных ФБСР Технических требованиях к спортивному инвентарю, которые фактически вынуждены были соблюдать все крупные производители бильярдных столов на постсоветском пространстве ? 

Ответы незамысловаты, и отчасти прокомментированы в предисловии книги Капралова. Одними из основных задач по возрождению отечественного бильярда в начале "лихих девяностых" руководство спортивных организаций считало вовлечение масс любителей, для чего требовалось массовое открытие бильярдных клубов и наполнение их бильярдным инвентарём. Причём задачи эти нужно было решать в условиях появившейся  в стране возможности законной предпринимательской деятельности (после Закона "О кооперации в СССР" 1988г.). Наиболее простое и экономически выгодное решение проблемы инвентаря  в условиях отсутствия отечественной бильярдной промышленности было в использовании при изготовлении русских столов импортных комплектующих, в том числе и бывших в употреблении на Западе. Вначале в страну завозились и переделывались под русские  снукерные б/у-шные столы, чему способствовал кризис снукера в Европе 1990-ых. Затем стали ввозить новые комплектующие и собирать столы из них. Итальянские снукерные плиты и кии, бельгийские шары и сукно, немецкая фурнитура и бортовой резиновый профиль. Ещё позже большая часть комплектующих стала завозиться из Китая. 

Знали ли изготовители русских столов в начале 1990-ых, что они отступают от классических фрейберговских традиций? Разумеется знали. Но они пошли по самому простому пути. 
Стали использовать снукерные плиты, вырезы средних луз которых отличаются от вырезов русских плит. И поэтому длина устья (коридор) средней лузы  на таких столах стал равен нулю. 
Стали использовать мягкий и острый карамбольный резиновый профиль U-118, вместо более массивного и тупого фрейберговского профиля. И поэтому острые губы луз таких столов стали легко проминаться шаром на сильном ударе на 5-8 мм в обе стороны. Хотя играть по битку у борта стало удобнее, так как борт стал немного ниже. Сомнительное приобретение, учитывая что оно выгодно менее мастеровому из соперников. 
Стали использовать бельгийские шары диаметром 68 мм, хотя фрейберговский стандарт для профессиональной игры 70-71мм, который объективно лучше подходит для демонстрации исключительной точности ударов на строгом бильярде. 
Стали использовать бельгийское "быстрое" карамбольное сукно с минимальным ворсом, хотя для русского стола с его тяжёлыми шарами более подходит медленное ворсистое сукно, которое облегчает контроль движения шаров во всём диапазоне скоростей удара кием по битку. И поэтому игра на таких столах стала более непредсказуема.

Но была ли у тех первых производителей русских столов альтернатива? Могли ли они, к примеру, заказывать в Италии плиты по чертежам русских образцов? Могли ли заказать в Бельгии арамитовые шары диаметром не 68 мм, а 70 мм?  Могли ли заказать в Бельгии более ворсистое сукно, к примеру как снукерное? Могли ли разместить в Германии заказ на изготовление резинового бортового профиля по "фрейберговскому" чертежу?  В принципе, могли конечно, но это неизбежно повлекло бы удорожание комплектующих и уменьшение оборачиваемости средств, то есть коммерчески это было невыгодно. 

Вот здесь бы самое время было проявиться централизующей и аналитической роли спортивного руководства страны. Однако этого не случилось, в том числе и потому, что голоса понимающих старожилов утонули в гигантской массе новых поклонников бильярда, мало понимающих что к чему, которых производимые НЕстандартные русские столы вполне устраивали. ФБСР был взят курс на маргинализацию отечественного бильярда, культивирование его упрощенных форм как в инвентаре, так и в правилах игр, ориентированный на массовость в ущерб профессионализму. Именно поэтому основной спортивной игрой 1990-ых была американка. Впрочем и в наши дни она только-только начала утрачивать свои позиции в иерархии спортивных игр.

6 plutarch  
0
6. Справедливости ради следует уточнить, что курс на выхолащивание отечественного бильярда, подгонку его под западный образец (Пула в основном) был взят не той ФБСР, что мы имеем сегодня, а её предшественниками. Попробуем вкратце воссоздать историю событий конца 1980-ых, начала 1990-ых годов по информации из эссе Кадышева В.Д. книги "Бильярд - игра, спорт, искусство" Матвеева Д.М и Сараева Н.А,  журнала "Спортивные игры"  выпуска тех лет.

... не окончено ...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Архив новостей

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz