Продолжение
4. В книге встретился целый ряд любопытных и даже красочных терминов:
Карета для поездок по стране – длинный кий.
Костыль,
кочерга,
козелок – машинка.
Рисунок – удар через шары.
Вилка или
нос,
клюв – передняя часть кия, выступающая с кистевого упора и направленная на биток.
Пресс – удар, при котором биток направляется в другой шар, стоящий рядом с бортом или вплотную к нему. В результате, прицельный шар ударяется в борт, отражается от него, а затем вновь прижимается к борту битком.
Королевство – игра, в которой один человек (король) соперничает с двумя игроками, составляющими команду.
Шиворот-навыворот – означает то, что игрок, вместо успешного сыгрывания последнего шара: теряет биток или отправляет его за борт; или отправляет шар на борт или через него; или даже забивает шар, но при этом роняет биток в лузу или отправляет его за борт.
5. При переводе книги выяснилось, что уже в конце восемнадцатого века на каждом борту стола (между всеми смежными лузами) имелись хорошо различимые издалека элементы (полоски, прибитые гвоздиками), которые использовались в качестве ориентиров – чтобы понимать, вышел ли шар из дома, не приблизился ли он излишне близко к длинному борту при выставке и пр. Но эти элементы вполне можно было применять и для прицеливания при выполнении бортовых ударов. Иными словами, эти элементы – прототип современных брильянтов, которые появились лишь в середине девятнадцатого века. И если судить по количеству полосок, то этот прототип являлся более продвинутым элементом конструкции стола, чем его последователь – бриллиантовая отметка.
6. Большинство материала из этой книги перекочевало в
книгу, выпущенную в России в 1851 году.
7. Любопытно, что в те времена если шар вылетал за борт, ударялся в стену или иной предмет, а затем возвращался на стол, то считалось, что после удара шар просто остановился на столе. В наше время это правило переиначено.
8. Еще один пример правила, которое в наше время может вызвать улыбку: «Если попавший в лузу или вылетевший за борт шар должен быть возвращён на свое место, но оно занято, то шар всё же устанавливается на «законное» место, а стоявший там шар смещается тихим и аккуратным ударом; место остановки и определит его новую позицию».
9. Нельзя не отметить весьма своеобразный способ выхода из замазанных позиций: «Когда игроку нельзя играть ни по какому иному шару, помимо конкретного, путь к которому заграждает другой шар, разрешается сдвинуть мешающий шар в сторону, а после удара возвратить на исходное место». При этом дополнительно отмечается, что мешающий шар, располагающийся в позиции «китайского снукера», так сдвигать запрещено.
10. Рассказано о том, как расставляются шары, образующие начальную пирамиду (обычно о таких сведениях в книгах о бильярде умалчивают): «Шары размещаются в верхней половине бильярда … в виде пирамиды; они ставятся в арифметической прогрессии или так, как этого пожелает игрок».
11. В книге имеется (если я что-то не путаю) первое встретившееся мне упоминание о выставлении шара по-современному – на середину короткого борта: «Если был сделан или отправлен за борт нелегальный шар … игрок дополнительно лишается ранее сыгранного им шара, который выставляется у верхнего короткого борта – рядом с его точкой, помеченной четырьмя гвоздиками».