МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2015 » Октябрь » 10 » Размышления о серийном правиле
09:01
Размышления о серийном правиле

Впервые серийное правило применительно к бильярдной игре упоминается в 1773 г. в английском журнале Covent_Garden при описании игры с названием "Russian Сarambole". Это делает возможным вполне обоснованно предположить, что серийное правило в бильярде придумано в Российской Империи, проще говоря - русскими. С тех пор прошло два с половиной столетия, и мы уже не мыслим себе бильярд без применения серийного правила, дающего игроку в случае результативного удара право на следующий удар.

С появлением серийного правила, мастерство бильярдной игры стали оценивать по количеству безошибочных результативных ударов, выполненных игроком, то есть серии. Стали устанавливать всё новые и новые рекорды серийности. Однако, с ростом серийности вдруг выяснилось, что чрезмерно большие серии, затянутые по времени, теряют в зрелищности, так как утомляют зрителя и снижают накал борьбы. Это привело к тому, что некогда популярные игры, в которых устанавливались рекорды серийности, уступили место новым играм - технически и тактически более сложным, в которых серийность резко упала, в то время как зрелищность их, в сравнении с играми предшественниками, возросла. Так, на смену простому карамболю пришёл трёхбортный карамболь, а на смену трёхшаровому кэннону пришёл снукер.

Существует распространённое мнение, подпитываемое коммерческими успехами мирового снукера, что зрелищность современного отечественного бильярда (Пирамиды) также заключается в серийной кладке по выходам. Собственно, в угоду повышения серийности и связанной с ней динамичности игры, в своё время были произведены изменения правил пирамидных игр, а именно: активный разбой, штраф с поля на полку. И была даже придумана новая игра «невка», построение серий в которой облегчено до предела. Однако, при этом не принимается во внимание, что унаследованная Пирамидой от Русского Биллиарда строгость луз противоречит серийной кладке по выходам. Противоречит потому, что строгость луз призвана демонстрировать исключительно точные удары, а всё исключительное не может быть серийным, в противном случае оно перестаёт быть исключительным. При размышлениях над этим противоречием и выискивании убедительных аргументов, опровергающих необходимость серийной кладки для зрелищности отечественного бильярда, мне пришла в голову мысль посмотреть, как изменятся существующие на бильярде игры, если из них убрать серийное правило, то есть если игроки будут делать удары строго по очереди, независимо от результата удара. Собственно, так и играли до 18-го века, правда игры тогда были другими.

Итак, посмотрим как изменится логика и зрелищность игр, если из них убрать серийное правило.

В снукере сначала игроками по одному будут разыграны красные шары. При этом удары по красным шарам будут делаться по-отыгрышу, скорей всего - с целью заснукерить биток за цветные шары. После того как все красные шары будут сыграны игроками, они начнут таким же образом по-очереди сыгрывать цветные шары по порядку номеров, стремясь при сыгрывании очередного шара спрятать биток от «следующего» шара за другой шар. При равенстве сил игроков, игра дойдёт до последних шаров, то есть в игре будет напряжённая борьба, демонстрирующая как кладку чужих, так и тактические проводки битка. Полагаю, игра станет менее зрелищной, так как характер её серьёзно изменится, а течение станет затяжным.

В пуловской девятке характер игры изменится кардинально. У игрока будет несколько рациональных возможностей: Если очередной шар «виден», то - попытаться сыграть девятку комбинацией; - если комбинация не просматривается, то отыграться от очередного шара, попытавшись заснукерить биток от очередного шара за другие шары, - если комбинация не просматривается, то сыграть очередной шар с отыгрышем битка, то есть спрятав от следующего очередного шара за другие шары. Если очередной шар «не виден», то - пытаться попасть по очередному шару от борта (-ов), - преднамеренно совершить штраф ударом битка по внеочередному шару с целью затруднить сопернику сыгрывание девятки комбинацией очередным шаром ударом с рук. При такой игре в исполнении техничных игроков, девятка будет сыграна очень не скоро, то есть игра будет нести выраженный тактический характер. Полагаю, такая игра не будет зрелищной.

В трёхбортном карамболе игра практически не изменится. Возможно, появится некоторая тактика, то есть в сложных позициях, когда вероятность промаха при исполнении 3-б-карома высока, отстающий в счёте игрок будет предпочитать атакующему удару тактический удар, создающий сопернику подобную, трудную для исполнения 3-б-карома позицию. Скорее, это даже украсит игру, не слишком удлиннив её течение. При равенстве сил соперников будет идти равная борьба, которая разрешится с минимальным перевесом в очках. Полагаю, зрелищность трёхбортного карамболя сохранится примерно на том же уровне.

Рассмотрим игры Пирамиды.

В невской (динамичной пирамиде) сыгрывать свояка практически перестанут, так как следующий чужой будет делать ударом с рук соперник, что будет для него подарком. Также перестанут отыгрываться битком к лузе. Значит, будут стремиться сыгрывать чужих по отыгрышу битка к борту или примазывая его к шарам. Чужих станут атаковать не только прямыми, но и от борта, шаром/от шара. По сути, игра превратится в шведку (малую русскую пирамиду 71 очко со счётом шарами). Единственно, что восьмой шар игрок скорее всего будет сыгрывать свояком по отыгрышу (в том числе от борта или французом), а значит изменится игра в последнем шаре. Очевидно, что невская станет намного более требовательна к техническому арсеналу игрока, а характер её станет более затяжным, как в шведке. На мой взгляд, это всё же зрелищней, чем примитивная невская с серийным правилом, и одновременно немного зрелищнее шведки за счёт разнообразия её редкими свояками.

Похожая картина произойдёт и в московской (комбинированной пирамиде). Сыгрывать свояка с игры станет не так выгодно, так как следующий свояк соперник будет делать с руки из дома, что просто. С другой стороны, если соперник с рук свояка сыграет, то следующий свояк с рук будет делать опять игрок. Возможно, так и будет продолжаться дальше, но скорее всего, отстающий в счёте предпочтёт с руки играть не свояка, а чужого по отыгрышу. То есть, сыгрываний свояков в московской резко поубавится, а сыгрываний чужих по отыгрышу, в том числе от борта, шаром/от шара станет больше. Тактическая борьба не будет такой нудной, как это бывает в обычной московской, так как оправданный риск становится больше, ибо соперник не может наказать за ошибку более чем одним шаром. Полагаю, такая московская станет более сбалансированной и динамичной, зрелищность её прибавится.

И наконец американка (свободная пирамида). Как и в обычной американке, разбивая пирамиду игрок будет стремиться сыграть биток, однако делать это он будет аккуратно, чтобы оставить как можно меньше лёгких вариантов для следующего удара соперника. В начале партии игроки будут по очереди сыгрывать самые простые шары чужими или свояками, пытаясь отыграть второй шар в неигровую позицию. Впрочем, в некоторых позициях игроки будут пытаться сыграть сразу оба шара - штанами или оба в одну лузу. После ряда ударов часть шаров будет сыграна, позиция упростится, и лёгких вариантов игры не останется. Начнётся тактика, то есть - отыгрыши. При ошибках по отыгрышу будут периодические атаки луз ударами либо по отыгрышу второго шара, либо без отыгрыша на две лузы. Очевидно, что при игре равных соперников игра будет идти до последних шаров, выиграть «в сухую» в такой игре практически невероятно. Заметим, что если в обыкновенной американке зачастую серии строятся на автовыходе, то есть без особой демонстрации контроля движения двух шаров, то в американке без серийного правила стимула для игры с контролем двух шаров больше. Ещё один положительный момент: это то, что падение случайного шара «дураком» становится не таким критичным, так как воспользоваться этой случайностью и развить успех игрок не сможет. На мой взгляд, такая игра будет и зрелищнее, и технически требовательнее, что впрочем взаимосвязано. Вначале будут простые варианты, а концовка будет сложная - в последних шарах. А если играть со строгим заказом с джентльменским дополнением, то есть без «дураков», а также без требования активного разбоя, то игра становится вполне достойной, чтобы называться Бильярдом, несмотря на то, что ведётся любым шаром.

Когда в своих размышлениях я дошёл до этого момента, я опешил. )) Как же так, откуда в игре любым шаром мог взяться Бильярд? Размышляя дальше, я понял причину. Дело в том, что слишком часто звучит фраза «бильярд это шахматы в движении». А эта игра, как никакая другая игра на бильярде, ассоциируется с шахматами. Судите сами: - как и в шахматах, где игрок может ходить любой своей фигурой на выбор, в этой игре игрок может кием двигать любой шар;
- как и в шахматах, где игроки ходят фигурами строго по очереди, в этой игре также ходят поочерёдно;
- как и в шахматах, где зачастую после бурных разменов в миттельшпиле наступает относительно спокойный тактический эндшпиль, в этой игре также вначале часть шаров «разменивается», после чего начинается тактическая игра (отыгрыши) с редкими атакующими действиями;
- как и в шахматах, где существуют различные дебюты, от агрессивных гамбитов до относительно спокойных закрытых начал, в этой игре можно разбить пирамиду как агрессивно, практически вынуждая противника на серию «разменов», так и аккуратно, предлагая сопернику относительно размеренное состязание.

Можно найти и другие, более мелкие аналогии. Например, сыгрывание двух шаров («штанами» или в одну лузу) сравнить с двойным шахом или шахматной «вилкой»; преднамеренный подбой кластера нерезультативным ударом, с целью создания нескольких лёгких продолжений игры, сравнить с комбинационной жертвой фигуры;

К достоинствам такой игры, полагаю, можно отнести более высокий (по сравнению с обычной американкой) процент оправданного риска в закрытых позициях, так как наказание соперника за ошибку будет оцениваться всего лишь одним шаром, что в большинстве случаев не фатально. Это будет стимулировать игроков в закрытых позициях второй половины партии сыгрывать свой или чужой шар от борта, и даже сыгрывать свояка «французом», что в обычной американке практически не увидишь, так как «не по игре».

Посмотрим, какие недостатки имеются в такой игре и попробуем их исправить. В этой игре невозможно поставить сопернику снукер, что обедняет тактику. Исправить этот недостаток можно посредством введения в игру контрольного шара, по которому кием бить запрещено, и касание которого другим шаром будет приводить к штрафу. Удобно для этого использовать цветной шар (биток) в обычной белой пирамиде шаров. То есть, цветной шар ставим на центр поля, а пирамиду белых шаров без верхнего шара разбиваем белым шаром. После каждого штрафного касания контрольный цветной шар возвращается на свою (центральную) отметку. Если игра доходит до последнего белого шара, то есть счёт стал 7:7, то разыгрывают сам контрольный шар; в этом случае белый шар выступает для игроков в роли общего битка.

Разумеется, главный недостаток игры, а именно - возможность игрока выбрать самое простое продолжение из массы возможных, демонстрирующий неуверенность его в собственных возможностях, устранить невозможно, так как он обусловлен правилом игры любым шаром. Однако и этот недостаток не так рельефен, так как логика игры стимулирует игрока выбирать не самый простой вариант, а вариант посложнее, но убирающий с игры два шара, участвующих в наибольшем количестве простых продолжений. Назову такую игру «Хабибка». )) Вот её примеры на видео :

   

А ниже компактные правила игры :

Правила игры "Хабибка"

 Инвентарь

1. Игра ведётся обыкновенным набором из 16 шаров, в который входит пятнадцать нумерованных белых шаров и один цветной шар. Любой белый шар может являться битком, то есть по нему можно наносить удар кием. Бить кием по цветному шару запрещается.

Начало игры

2. В начале игры цветной шар устанавливается на центр стола (вторую отметку), а пирамида белых шаров устанавливается своей вершиной на третью отметку. После этого белый шар из вершины пирамиды убирается, и игрок, выигравший раскат, вводит его в игру ударом с рук из дома. При этом достаточно выполнить правило отыгрыша (два борта или борт с перекатом любым белым шаром). Случайно упавший (не заказанный) в лузу при начальном ударе шар не засчитывается и выставляется на короткий борт за пирамидой, как можно ближе к его центру, но не касаясь других шаров. Таким же образом в игре выставляется шар, выскочивший со стола, или шар, возвращаемый игроком с полки за штраф. Исключение составляет сыгранный в лузу или выскочивший цветной шар, который выставляется на центральную отметку стола.

Отсутствие серийности игры

3. Игра ведётся поочерёдно, без применения серийного правила; то есть независимо от результата удара очередь хода переходит к сопернику.

Цель игры

4. Цель игры - одержать победу над соперником, которая фиксируется, когда на полке у игрока-победителя будет накоплено восемь шаров.

Заказ

5. Игра ведётся со строгим заказом сыгрываемого шара; то есть обязательно проговаривание: какой именно шар, каким образом и в какую лузу планируется сыграть. Если белый шар сыгран без заказа или не в соответствии с заказом, то он не засчитывается и выставляется плотно к короткому борту за пирамидой, как можно ближе к его середине, но не касаясь при этом других шаров. Если, помимо сыгранного заказного шара, в лузу случайно упал ещё какой-либо белый шар, то случайный шар не засчитывается и выставляется на стол; при этом очередь хода остаётся у игрока.
6. В игре применяется джентльменское дополнение к строгому заказу; то есть сыгранный в лузу без объявления заказа прямо-летящий шар (свой или чужой) считается сыгранным по заказу; однако, если прямо-летящий шар сыгран не в соответствии с объявленным заказом, то он не засчитывается и выставляется на стол. 
7. В игре допускается двойной заказ, однако он обязателен к исполнению полностью; то есть, если сыгран только один из заказанных шаров, то он не засчитывается и выставляется на стол. 

Цветной (контрольный)  шар

8. Касание цветного (контрольного) шара любым шаром приводит к штрафу. После остановки всех шаров цветной шар возвращается на своё место (центральную отметку стола). Если центральная отметка оказалась занята другим шаром, то цветной шар остаётся там, где он остановился после его сбития, до тех пор пока центральная отметка стола не освободится (в том числе в лузе или за бортом).
9. Если на столе остался последний белый шар, то есть счёт по шарам 7:7, то правило п.8 перестаёт действовать, и игроки разыгрывают решающий шар, используя последний белый шар в качестве общего битка; при этом можно сыгрывать как белый шар (свояком), так и цветной (чужим) . Однако, если при игре в последнем шаре был допущен штраф и на стол выставлен второй белый шар, то цветной шар устанавливается на центральную отметку стола и п.8 правил вновь начинает действовать.

Штрафы

10. За допущенный игроком штраф, с его полки на стол выставляется один из шаров. Если на полке игрока нет шаров, то за штраф выставляется первый правильно сыгранный им шар.
11. Штраф взыскивается за: удар кием по цветному шару; касание цветного шара другим шаром; туш шара; промах по шарам; нарушение требований отыгрыша; выскакивание любого шара за борт; запрещённый удар (двойной удар, пропих, нажим). 

 

Просмотров: 749 | Добавил: plutarch | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1 Сергей_Тихонов  
Несколько неожиданный, но, как оказалось на поверку, интересный подход – призадуматься над тем, что будет, если взять да и изъять из игры правило, которое до сих пор казалось незыблемым. Не сказал бы, что сразу же открываются доселе невиданные горизонты, но точно, что игра начинает «играть» совсем иными красками. В общем, респект за нетрадиционный ход мысли.

Но вот, что хотелось бы еще добавить. Сразу же после прочтения полез в действующие правила (чтобы чуток освежить память) и что же – не обнаружил в них четких и однозначных указаний на принцип серийности, который заложен в пирамидные игры. Видимо, эти деятели, которые ваяли правила, просто об этом позабыли! А принцип-то – важнейший. И вот по таким правилам уже почти десяток лет и «сражаются» бойцы-пирамидчики.

Вот что в правилах удалось выудить про то, что после забитого шара право удара не переходит к сопернику:

Свободная пирамида.
5.2.Если в результате правильного удара в лузу забит шар, то игрок производит следующий удар с возобновлением права выбора битка.

Комбинированная пирамида.
5.2.Взамен забитого битка играющий снимает со стола один из прицельных шаров по своему выбору и получает право на премиальный удар битком с руки из дома в соответствии с п. 21 «Общих правил Пирамиды».

Динамичная пирамида.
5.2.Взамен забитого битка играющий снимает со стола один из прицельных шаров по своему выбору, кладет его на свою полку и получает право на премиальный удар битком с руки с любого места стола. При этом забивать в лузу можно только прицельный шар. (Упавший в лузу биток не засчитывается. При этом штраф не налагается. Соперник продолжает игру ударом с руки с любого места стола.)

Кстати, из приведенного пункта правил Динамичной пирамиды следует, что если игрок забьет биток, то при изъятии серийного противник вовсе не будет играть премиальным ударом с руки, как в своем анализе отметил Plutarch.

0
2 plutarch  
Ещё вот какое замечание.  Не раз я писал и аргументировал, что серийное правило выгодно более мастеровому игроку, именно поэтому оно в своё время было принято во всех бильярдных играх. Однако на поверку оказывается что для американки, то есть для "небильярдной" игры любым шаром это не так. В ней игра любым шаром без серийного правила более выгодна мастеровому игроку, потому что в этом случае  в игре больше тактики, и  и игра более требовательна в техническом плане. Этот кажущийся парадокс объясняется просто : произведение минуса на минус даёт плюс. )) Другими словами, как учит диалектика, отрицание отрицания суть развитие объекта в новом качестве.  Сами по себе игра любым шаром и поочерёдная игра менее выгодны мастеровому игроку, чем игра битком и  серийная игра. Но их комбинация  становится выгодной.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Архив новостей

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2019 Сделать бесплатный сайт с uCoz