МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
 

Становление Русского Биллиарда

Распространено мнение, что игру на бильярде в Россию привёз молодой император Петр I из своего путешествия по Европе в составе Великого посольства 1697-1698 годов. Однако, утверждать, что до этого времени в Российской империи не была известна бильярдная игра, оснований нет. Во-первых, в России, особенно  в столичной Москве и портовом городе Архангельске, ещё с начала 1600-ых годов проживало довольно много иностранцев (особенно  голландцев, англичан), которым игра на бильярде была известна. Во-вторых, на европейской границе Российской империи не могли не знать об игре, распространённой к тому времени в Австрийской империи, Речи Посполитой (Польше), Лифляндии и Эстляндии (Прибалтике). В-третьих, общеизвестная ныне история допетровской Российской империи 17-го века писалась историками-немцами, приглашёнными в Россию при Екатерине II. И писалась она так, что русофил Ломоносов ломал таким "историкам" носы. Поэтому, говорить о достоверной истории бильярда в Российской империи до 1700-го года пока не приходится.

   

Как бы то ни было, можно утверждать, что с начала 1700-ых годов бильярд в России получил государственную поддержку, благодаря увлечению им молодого царя, а вслед за ним  придворных, знати, дворян-военных и т.д. Хотя, игра на бильярде в европейских странах на рубеже 1600-1700-ых была уже распространена, с точки зрения игрового содержания она ещё находилась в зачаточном состоянии. Это состояние можно оценить по выпущенным в то время в Европе печатным изданиям к примеру, французских альманахов игр 1665 г. La Maison des Jeux Academiques и 1696г. Divertissemens innocens   или английского альманаха игр 1725 г. The Compleat GamesterНа рисунках выше приведены фрагменты их обложек. Из картинок и текста книг следует, что игра велась на прямоугольном столе без строгого соотношения сторон 2:1, на котором устанавливались Арка и Столбик, выполняющие роль мишеней. У каждого игрока есть свой биток, удары выполняются строго по очереди, хотя при определённых нарушениях игрок в качестве наказания пропускает очередь хода. В качестве инструмента для удара используется бита с утолщённым ударным концом, которую держат одной рукой. Однако отмечается, что по бортовому шару в случае неудобства можно наносить удар тонким концом биты. На английском столе (более позднего описания) уже имеются шесть луз-отверстий (в углах столешницы и посредине длинных бортов) с приёмными сетками снизу, уберегающими сыгранные шары от падения на пол. Упоминаются также и столы с лузами в виде выемок в деревянных бортах (как изображено на рисунке), но их игровые качества критикуются.

Интересна  картина голландского художника Адриана ван де Венне, датируемая как ни странно 1626 г. В ней обращает на себя внимание конструкция луз, уже врезанных в борта и имеющих приёмные отверстия в столешнице с сетками практически совсем, как у современных луз. Эта прогрессивная конструкция станет общепризнанной только к 1750-ым годам. 

Итак, если считать, что молодой царь Пётр I насмотрелся бильярда в Голландии во время своего путешествия, учитывая также, что за время оного он, не побывав во Франции, побывал в Англии, Пруссии, Австрии, где он тоже мог видеть их варианты бильярдных столов, можно уверенно предположить, что в России времён Петра I начал развиваться шестилузный бильярд с Аркой и Столбиком. 

Именно такой стол описывается в новом издании английского альманаха The Compleat Gamester, изданного в 1734 г. В нём говорится о том, что в Англии, наряду с игрой битой (мазиком), употребительна и игра с помощью кия, и что такая манера игры пришла с материка (из Франции); также и описывается «французская» манера игры на лузном бильярдном столе без Арки и Столбика, с двумя шарами – более крупными, чем в Англии. О французской манере игры на лузном бильярдном столе того времени можно подробнее узнать из книги Académie universelle des jeux, изданной в Париже в 1730 г. В ней, помимо правил простой двухшаровой игры, в которой засчитывается только сыгрывание в лузу битка соперника, представлены более сложные вариации игры двумя битками. Это такие игры, как: «Bricolle» (засчитывается только биток соперника, сыгранный абриколем; то есть биток игрока должен сначала удариться в борт); «Doublet» (засчитывается только биток соперника, сыгранный от борта); игра наоборот «Qui perd gagne» (засчитывается свой сыгранный биток, а сыгранный биток соперника, наоборот, приводит к штрафу) и игра «De la Guerre» (игра для компании игроков до 9 человек, у каждого из которых имеется свой биток, помеченный разным количеством точек).

В очередном издании альманаха The Compleat Gamester, изданном в Лондоне в 1754 г., нет отличий от предыдущего издания 1734 г.; и только в лондонском журнале Covent Garden за январь 1773 г. уже не упоминается о таких элементах, как Арка и Столбик, а описываются уже знакомые нам «Winning game» (простая двухшаровая игра), «Losing game» (двухшаровая игра наоборот – то, что во Франции называют «Qui perd gagne»), «Bricole» (двухшаровая игра абриколями), «Hazard» (игра для компании игроков, каждый из которых наносит удары по своему битку с нанесённым на него номером – то, что во Франции называется «А la Guerre»). Там же описывается и игра «Winning and Losing game», являющаяся комбинацией «Winning game» и «Losing game» (двухшаровая игра, в которой засчитываются как сыгрывание в лузу битка соперника, так и своего битка). Также, в качестве новейшей игры, описывается якобы пришедшая из Франции игра «Carambole» с тремя шарами. Помимо двух битков соперников, в ней представлен третий – «ничейный» красный шар, который, в случае его сыгрывания в лузу, выставляется на центральную отметку стола. В этой игре, помимо сыгрывания в лузу битка соперника и красного шара, результативным считается и удар, приводящий к соударению битка игрока с двумя другими шарами (что и получило название «сarambole»). Отмечается и то, что играют в эту игру посредством кия, а не мазика. Кий описывается как тонкая палка с плоским наконечником в полдюйма диаметром (12,5мм), которой играют через большой палец левой (опорной) руки. Указывается, что игра кием модна в Италии и германоязычных странах (some of the Dutch), хотя в Англии обычно играют мазиком.

Возможно, такое детальное описание изменений бильярдного инвентаря и бильярдной игры в середине 18-го века покажется излишним; однако, в этом есть резон. Дело заключается в том, что первое упоминание о Русском Биллиарде в европейских печатных источниках относится к тому же 1773 году. Более того, Русский Бильярд упоминается в том же самом журнале Covent Garden, в котором впервые говорится о трёхшаровой карамбольной игре Carambole. А именно: в конце года (в декабрьском приложении к журналу) описана игра Russian Carambole, в которой при том же инвентаре есть принципиальное отличие от представленной в январе игры Carambole в ней применяется правило серийной игры. После сыгрывания красного "ничейного" шара в лузу и выставления его на свою точку, он вновь может быть сыгран битком игрока, и так далее сколь угодно раз. Такое принципиальное изменение правил подразумевает совершенно новую тактику игры, делает целесообразным выход битка под следующий удар. Эта прогрессивная идея в последующем стала применяться во всех разновидностях игр на бильярде и стала причиной дальнейших усовершенствований бильярдных правил, о которых пойдёт речь дальше.

Поразмыслив, можно прийти к заключению, что серийное правило в трёхшаровой игре Carambole не могло появиться сразу; сначала "изобретатель" должен был поиграть без этого правила и прийти к выводу о его необходимости. А необходимость эта в трёхшаровой игре без Арки и Столбика, но с красным "ничейным" шаром и требованием обязательного касания шаров при ударе, напрашивается. Дело в том, что при двухбитковой игре в случае сыгрывания битка соперника, на столе не остаётся мишени, так как вводить в игру биток соперника будет сам соперник. "Ничейный" же шар выставляется на свою точку сразу же после его сыгрывания; к тому же, кроме него есть и вторая мишень биток соперника. То есть создаются предпосылки для серийной игры. 

Определённые выводы можно сделать и из короткого промежутка времени между появлением в Англии известий о самой трёхшаровой игре и известий о применении правила серийной игры в ней. Очевидно, что в то время для распространения новостей из Франции в Англию требовалось гораздо меньше времени, чем из Франции в Россию. Поэтому, более вероятным представляется распространение известий о появлении трёхшаровой игры, и через некоторый промежуток времени о появлении правила серийной игры в такой трёхшаровой игре, из России во Францию и Англию, чем распространение за короткий промежуток времени известия о трёхшаровой игре из Франции в Россию с последующим распространением известия о правиле серийной игры из России в Англию. 

Учитывая эти соображения, можно обоснованно предположить, что и сама трёхшаровая игра была изобретена и завезена во Францию, а затем в Англию из России. Косвенно это подтверждает и то, что во Франции, откуда якобы пришла в Англию карамбольная трёхшаровая игра, описание такой игры впервые встречается значительно позже. Во французских альманахах игр, к примеру в Académie universelle des jeux, изданных в Амстердаме в 1789 г., в Лионе в 1802г. трёхшаровая игра Carambole не описана. Причём, встречается употребление слова "carambole" в описании двухбитковой игры на бильярде в пьесе Le paysan perverti, изданной в 1776 г. в Париже. Лишь в книге Nouvelle académie des jeux, изданной в Париже в 1814 г., появляется описание игры под названием «Partie ordinaire» с тремя шарами и засчитыванием карамболей, помимо кладки битка соперника. 

Само же слово "carambole" во французском языке заимствовано из испанского, в котором оно обозначает, помимо соударения трёх шаров, ещё и характеристику человека мошенник, ловкач, хитрец. Так же называли во Франции и Фландрии (нынешней Бельгии) монету (серебряный экю) французского короля Людовика XIV, выпущенную ещё в конце 1600-ых годов. Бильярдное происхождение (этимология) слова "карамбола" от испанского языка не просматривается. "Кара" по-испански означает лицо, "бола" шар, мяч. А вот как обозначение круглой монеты с изображением лица короля, с учётом "хитрости" появления этой монеты вполне очевидно. И это действительно так, потому что для испанского языка бильярдный смысл этого термина тоже был заимствованием. Его происхождение будет объяснено ниже.

Итак, можно констатировать, что Русский Биллиард заявил о себе, как о самостоятельном явлении, в середине 18-го века, во времена правления Елизаветы Петровны. Очевидно, что развитие Русского Биллиарда за эти полвека (со времени популяризации его Петром I) ничуть не отставало от европейского, и даже опережало его.

Изобретение "ничейного" красного шара и результативного удара (карамболя) посредством касания этого шара своим битком от битка соперника представляется вполне логичным после удаления с лузного стола Арки и Столбика. Дело в том, что Столбик изображал короля (в Англии он так и назывался King), и если в игре шар слегка касался "короля", то начислялись очки; однако, если "король" (столбик) падал, то это приводило к штрафу, а "король" затем устанавливался на месте падения, то есть  в процессе игры это место менялось. Игровая функция Арки, которая закреплена на столе и не падает, была подобна назначению луз (разумеется, также неподвижных); хотя, начисление или списание очков зависело не только от того, свой или чужой биток проходил через Арку, но и от того, в каком направлении и последовательности это происходило. С исчезновением Арки и Столбика со стола, в игре не стало подвижной мишени, роль которой выполнял "король" (столбик), в то время как неподвижные мишени (лузы) остались. Замена Столбика на "ничейный" красный шар возвращает подвижную мишень в игру и снимает необходимость поднимать упавшего "короля". Если при этом учесть, что популяризатором бильярда в России был именно царь, то удаление из игры игрового элемента, ассоциирующегося с "падением короля", выглядит очень даже закономерно. Таким образом, результативный карамболь в трёхшаровой игре с красным "ничейным" шаром это ничто иное, как касание Столбика своим битком в игре "Port & King". При этом, игровой элемент, ассоциирующийся с милостью, получаемой от короля, остаётся, а ассоциирующийся с падением короля ликвидируется.

Расцвет Русского Биллиарда

 
Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz