МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
alexey-erofeev

 
 

Расцвет  Русского Бильярда (продолжение)

Вдумчивый читатель может возразить: дескать, если французы сделали столы безлузными, а бильярдную игру – только лишь с карамболями, то где же тут игра с выходом, для которой так необходим новый кий с кожаной наклейкой? Однако, никакого противоречия здесь нет, так как и в исключительно карамбольной игре на безлузном столе тоже есть своеобразные выходы, то есть игровые действия, требующие точного контроля движения обоих шаров после их соударения. В этом легко убедиться, посмотрев обучающие диаграммы "продвинутого" курса книги Principes Du Jeu De Billard, изданной в Париже в 1855 г. и целиком посвящённой карамбольной игре на безлузном бильярде. Диаграммы показывают, что высокое мастерство карамболяжа заключается не только в попадании своим битком от второго шара по третьему, но и в одновременном подкате второго шара к месту соударения битка с третьим шаром. Иными словами, мастерство состоит и в создании позиции, в которой все три шара расположены неподалёку друг от друга, что делает следующий результативный удар технически простым.

Здесь уместно будет упомянуть, что в первой половине 19-го века в континентальной Европе началась индустриальная революция; в Англии же она взяла свое начало ещё в последней трети 18-го века. Развитие промышленного производства способствовало увеличению благосостояния людей, давало, кроме прочего, и больше свободного времени для развлечений. Помимо роста популярности бильярдной игры, это привело к инновациям в бильярдном инвентаре. На бильярдных бортах вместо натурального каучука стали использовать вулканизированную резину, свойства которой уже не зависели от температуры окружающей среды. В качестве столешниц стали использовать каменный сланец – технологичный в обработке и позволяющий изготовить высококачественную игровую поверхность бильярда при относительно умеренных затратах. Новые ткацкие станки создавали высококачественное сукно, в том числе – применяемое и на бильярде.

Индустриальная революция сопровождалась активным развитием науки, научный подход отразился и на бильярдной игре. Как упоминалось выше, в 1835 г. известный учёный того времени Г. Кориолис написал трактат с довольно стройным физико-математическим описанием явлений, происходящих на бильярдном столе. В 1850-ых годах в Америке М. Феланом и др. проводилось много исследований, связанных с конструкцией и свойствами бильярдного бортового профиля; в результате, были созданы образцы с «правильным» отскоком шара. Помимо этого, Фелан предложил устанавливать в поручни бортов так называемые «брильянты», облегчая тем самым прицеливание при бортовых ударах. Улучшение в фабрикации бильярдного инвентаря, совместно с ростом мастерства игроков, не замедлили сказаться на росте уровня игры. Серии мастеров карамбольной игры на безлузном бильярде стали измеряться сотнями, а к концу 19-го столетия – даже тысячами ударов.

В Англии безлузный карамбольный бильярд повсеместно не прижился, но на лузном бильярде карамбольная игра стала самой популярной, и мастера выясняли отношения исключительно в игре Winning & Losing Carambole game игре, которая в наше время известна как Кэннон. Серии мастеров в такой игре к концу 19-го столетия тоже достигали сотен ударов.

Несмотря на всю привлекательность карамбольной игры, в ней есть существенный практический недостаток – в неё одновременно не могут играть несколько человек. Действительно, ведь если шаров на столе много, то карамболи битка практически неизбежны – стоит лишь ударить посильней. Вероятно, поэтому лузные столы исчезли только во Франции, а в остальных же странах, несмотря на увлечение карамбольной игрой для двоих игроков, оставалась популярной бескарамбольная игра на лузном бильярде для нескольких человек. Как было сказано выше, полюбившееся серийное правило в многобитковой игре создавало некоторые проблемы, что привело к появлению многошаровой игры «Пирамида» с общим для всех игроков битком. Другим решением проблемы серийности в многобитковой игре стало применение «ничейного» чёрного шара, устанавливаемого на центр стола и возвращаемого туда после его сыгрывания, как это делается в трёхшаровых карамбольных играх с «ничейным» красным шаром. В такой игре, родившейся в Англии и получившей название «Black-pool», чёрный шар разрешалось сыгрывать только после сыгрывания очередного шара (битка предыдущего по очереди соперника), или очередным шаром, или от него. Это вдвое удлиняло возможную серию и тем самым решало проблемы.

Пришла пора вновь вспомнить о России. После Отечественной войны 1812 г., то есть после возвращения русских войск из победного похода по Европе и стояния во Франции, в России некоторое время была весьма популярна безлузная трёхшаровая игра, для которой стали изготавливать безлузные столы. Тем не менее, мода эта быстро прошла, а давно известная русским карамбольная игра на лузном бильярде «Пятишаровая» – та, что в Европе именовалась «Русской партией», получила развитие. Русские игроки понимали лёгкость выполнения карамболя при наличии 5 шаров на столе, и в первоначальном варианте «Пятишаровой» в серии разрешалось делать только два карамболя подряд. В новой же вариации «Пятишаровой» игры карамболи битка стали засчитываться только при условии кладки прицельного шара. Это, несомненно, требует большего мастерства и увеличивает роль кладки в игре, так как без кладки продолжение серии уже невозможно. При этом у игрока есть стимул демонстрировать мастерство в управлении движением битка посредством выхода или карамболяжа. Позже, чтобы стимулировать бортовую игру, стали дополнительно начислять очки за кладку шара от борта. Такая игра стала называться «Пятишаровая с карамболями», и в наши дни с несколько изменённым счётом она известна, как финская игра «Кайза», которую сами финны считают игрой Русского Бильярда.

Получила развитие в России и многошаровая игра «Пирамидка» (А la Figaro) с общим для всех игроков битком. Русские играли в неё пятнадцатью пронумерованными шарами компанией не более 6 человек. Причём, для создания тонкой тактической интриги при игре в последних шарах, было установлено правило добавления 10 очков к последнему прицельному шару на столе независимо от его номера. В зависимости от количества играющих, для удобства счёта по 10 очков добавлялись также к шару № 1 (при двух игроках), и № 2 (при трёх игроках), … , и № 5 (при шести игроках). То есть, в вариации игры для двух человек сумма очков на столе равняется 140 и для победы достаточно набрать 71 очко. Эту игру стали называть «Малая русская пирамида»; в наши дни она известна как спортивная дисциплина ФБСР «Классическая пирамида».

В 1870-ых годах в России появилась новая однобитковая игра «Большая русская пирамида», являющаяся развитием «Малой русской пирамиды». Отличие новой игры состоит в том, что к 15-ти пронумерованным белым шарам добавляется ещё 5 ненумерованных шаров для игры «Пятишаровая с карамболями», которые оцениваются так: жёлтый (каролина) – 60 очков, красные – по 30 очков, белые – по 20 очков. Второе отличие заключается в том, что 10 очков добавляется только к последнему шару и к шару №1 независимо от количества играющих. Всего на столе 300 очков. «Дешёвые» шары №2, №3, №4, №5 всегда присутствуют в игре, поэтому разброс в стоимости сыгранного шара огромен (от 2 до 60 очков), а тактика игры приобретает ярко выраженный характер охоты за «дорогими» шарами. При этом игрок получает высокий стимул демонстрировать мастерство, сыгрывая «дорогие» шары от борта, шаром, от шара и т.п., при этом надёжно отыгрывая биток. Большое значение имеет также кладка шаров с выходом.

Как и в других странах, развитие бильярдной игры в России сопровождалось совершенствованием инвентаря.  Если для начала 19-го века было характерно разнообразие размеров бильярдных лузных столов, размеров луз на них, а также размера применяемых в игре шаров, то к 1850-му году сформировалось предпочтение мастеровых игроков к крупным шарам при относительно узких лузах на больших столах. 

Это представляется закономерным – с учётом возросшей популярности бескарамбольной игры "Малая русская пирамида", в которой тактическая "охота" за "дорогими" шарами требует демонстрации исключительно точного сыгрывания прицельных шаров. Строгие лузы как раз и призваны демонстрировать высокую точность удара, а относительно большой диаметр шаров при этом облегчает прицеливание: облегчает потому, что при большем диаметре поверхность шара менее искривлена, и, следовательно, при одной и той же угловой ошибке в прицеливании, отклонение крупного прицельного шара от намеченной траектории будет меньше, чем мелкого. Эту тенденцию к "строгим" столам в 1850 г. закрепил собственник ведущей российской бильярдной мануфактуры Арнольд Фрейберг. Он установил и опубликовал некий стандарт на строгие столы для Русского Бильярда, а также разработал лекала для контроля основных параметров луз и стал выпускать столы согласно этому стандарту. Другие производители, признавая авторитет Фрейберга как фабриканта и известного игрока, его стандарт приняли и стали использовать его лекала.  

Итак, подводя итог этой части повествования, можно констатировать, что Русский Бильярд к 1860-70-ым годам занимал лидирующие позиции в мировом бильярде. Его идеи были признаны в Старом и Новом Свете, а именно: правило серийной игры, ничейные прицельные шары, игра одним общим битком, применение номеров на шарах, счёт в игре номерами на шарах. Более того, ещё не известные Европе новые его игры "Пятишаровая с карамболями" и "Большая русская пирамида" дальше развивали как лузно-карамбольную игру для двоих игроков, так и бескарамбольную игру для нескольких игроков. Именно Русский Бильярд первым в мире унифицировал свой инвентарь и принял стандарт, закрепляющий его неповторимые черты и отражающий его игровую концепцию – концепцию Русского Бильярда, как соревнования в исключительной точности сыгрывания прицельных шаров в тактически сложной игре одним, общим для всех игроков, битком.

Кризис Русского Бильярда

 
Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz