МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

О концепции дореволюционного Русского Биллиарда

Чтобы лучше понять, что такое концепция вида бильярда, рассмотрим взаимосвязь между мастерством бильярдной игры, качеством инвентаря, отражающемся в совершенстве его параметров, и правилами бильярдной игры. Несомненно, что эти три вещи тесно связаны между собой и подталкивают развитие друг друга. Так, стоило игрокам вместо игры одной рукой мазиком попробовать перевернуть мазик и играть его тонким концом, опирая на кисть второй руки (мост), как мастерство (точность) бильярдной игры возросла, что привело к появлению нового инвентаря – кия. Появление же кия сразу отразилось на технике игры: изменилась игровая стойка и технические приёмы, появились такие элементы, как удар накатом и оттяжкой. Изобретение кожаной наклейки и бильярдного мела позволило ещё в большей степени развить мастерство бильярдной игры, что не преминуло отразиться в изменении правил игры, появлению новых, более сложных игр. Это же касается и другого инвентаря, то есть бильярдных шаров, столов, освещения. Совсем не случайно игра "Трёхбортный карамболь" была изобретена в конце 19-го века именно в США, где в середине этого века много экспериментировали с конструкцией бильярдных бортов и параметрами резинового профиля, а также придумали устанавливать на бильярдные борты "брильянты", облегчающие прицеливание бортовых ударов. С другой стороны, рост бильярдного мастерства и появление новых правил игры вызывает и изменение параметров инвентаря; так, например, изначально лузный карамбольный бильярд стал безлузным.

Всё это говорит о том, что мастерство бильярдной игры, параметры бильярдного инвентаря и правила игры на бильярде гармонично взаимосвязаны и совместно отражают концепцию того вида бильярда, к которому относятся. Концепция вида бильярда это – то понимание цели бильярдной игры, которое формировало то или иное бильярдное сообщество, давшее начало тому или иному виду бильярда. Поэтому, в немалой мере на развитие концепции вида бильярда влияет менталитет бильярдного сообщества.

Наиболее полно концепция дореволюционного Русского Биллиарда отражена в игре "Большая русская пирамида 300 очков", описанная в книге А.И.Лемана Теория бильярдной игры на стр.104.
Вот цитата: "Спросят, может быть, для чего усложнять таким образом простую пирамидку? Не лучше ли ограничиваться меньшим числом шаров на бильярде ? Все зависит от того, кто преследует какие цели в бильярдной игре. Кто играет исклю­чительно на деньги, с целью выигрыша, тот, разумеется, предпочтет партию в 2 шара, разыгрываемую в одну минуту. Кто же стремится уменьшить значение денежного интереса увеличением занимательности самой игры, тот, без сомнения, остановится на большой пирамидке. Другими словами, эти две партии - крайности, между которыми заключаются все остальные бильярдные игры."
То есть, Леман считает "Большую русскую пирамиду" наиболее занимательной, другими словами – зрелищной, из известных ему игр на Русском Бильярде.
Вот два видео-примера игры в "Большую русскую пирамиду" в любительском исполнении:

 

     

Посмотрев видео, можно сделать несколько выводов о самой игре, и опосредованно о концепции дореволюционного Русского Биллиарда.
1. В игре наглядна тактическая борьба за "дорогие" цветные шары, однако "стоимость" белых шаров не видна зрителю, поэтому не полностью воспринимается тактическая картина; зрителю зачастую трудно понять тот или иной выбор игрока при игре по белому шару. Поэтому, представляется очевидным, что Леман понимал зрелищность бильярдной игры в несколько узком смысле, то есть как зрелищность для находящихся рядом со столом, очевидно разбирающихся в тонкостях игры.
2. Игра стимулирует исполнение технически сложных и потому зрелищных ударов: дальних чужих, дуплетов, ударов третьим шаром, карамболем. Однако, в игре нет прицельного сыгрывания битка, поэтому по современным меркам игра кажется технически односторонней. Техническая односторонность игры имеется и не только в современном смысле, но и наоборот – в смысле предшествующих игр Русского Биллиарда начала-середины 19-го века, в которых использовался и оценивался технический приём карамболь, который в игре "Большая русская пирамида" не используется, также как и прицельное сыгрывание битка.
3. Заказная игра практически исключает влияние случайных событий – в первую очередь случайно сыгранных в лузу шаров, в пользу игрока. Напротив, предусмотренное правилами игры наказание за случайно сыгранный биток обусловливает влияние случайных событий во вред игроку, и тем самым стимулирует высокотехничную игру с точным контролем битка при выходе или отыгрыше.
4. Игра довольно богата тактическими возможностями, однако известный к тому времени зрелищный тактический приём постановки снукера она не использует.
5. Концепцию дореволюционного Русского Биллиарда, то есть цель игры на дореволюционном русском бильярде, можно сформулировать следующим образом:
Соревнование в мастерстве исключительно точного сыгрывания прицельных шаров при точном контроле битка в игре с умеренными тактическими возможностями. Необходимость исключительной точности обеспечивается как параметрами инвентаря (строгие лузы при большом размере стола), так и правилами игры (широкий диапазон "стоимости" разных шаров, стимулирующий игру дальних чужих, дуплетов, ударов шаром, карамболем). Умеренность тактических возможностей обусловливается неприменением тактического приёма постановки снукера.

Итак, при несомненных достоинствах игры "Большая русская пирамида", а вместе с ней и концепции дореволюционного Русского Бильярда, имеются и определённые недостатки. Попробуем объяснить их причину.

1. Почему не используется технический приём прицельного сыгрывания битка?
Технический приём прицельного сыгрывания битка известен с самых ранних двухбитковых игр на лузном бильярде 18-го века. В двухбитковой игре-наоборот «Qui per gagne» (Поддавки) сыгрывание своего битка приносит очки, в то время, как сыгрывание битка соперника приводит к штрафу. Уже тогда, хотя играли ещё мазиками и не использовали кожаные наклейки и бильярдный мел, было известно, что сыграть свой биток в лузу технически значительно проще, чем биток соперника. Это происходит потому, что при сыгрывании чужого шара накатом необходимо попасть в точную резку, а при сыгрывании своего шара приёмом "резка в полшара накатом" можно допустить некоторую ошибку в резке при условии соблюдения требуемой силы удара. "Сила в руке, а резка вдалеке" (с); поэтому, силу удара контролировать легче, чем точность удара (резку), и объективно в среднем сыгрывание свояка технически менее сложно, чем сыгрывание чужого. Это убедительно подтверждает тот факт, что в игре Кэннон, в которую английские профессиональные игроки соревновались в течение более 150 лет, сыгрывание битка и карамболь (по сути – тот же свояк, только не по лузе, а по третьему шару) значительно чаще используется для построения серии, чем сыгрывание прицельного шара.  
Однако, причина отсутствия прицельного сыгрывания битка в игре Большая русская пирамида заключается даже не в том, что легальность свояков технически упрощает игру, а значит идёт вразрез с дореволюционной концепцией Русского Биллиарда. Дело - в том, что прицельное сыгрывание битка противоречит прогрессивному правилу серийной игры. При сыгрывании прицельного шара, для продолжения серии игроку необходимо выйти битком под следующий удар, тем самым продемонстрировав точность управления как прицельным шаром (кладка), так и битком (выход). При сыгрывании же битка демонстрации выхода нет, да выход и не нужен, так как биток будет вводиться в игру с заранее известного обширного участка игрового поля. К тому же, легальность сыгрывания битка приводит к тому, что место для надёжного отыгрыша битка совпадает с местом для результативного удара, а именно – со створом лузы.
Эти обстоятельства обусловливают неизбежность скатывания игры с оцениваемым прицельно сыгранным битком преимущественно к тихим покатушкам битка в сторону лузы, что обедняет как техническую, так и тактическую составляющую бильярдной игры.

2. Почему не используется технический приём карамболь?
Технический приём карамболь, то есть последовательное соударение битка с двумя прицельными шарами, по сути является прицельным сыгрыванием битка не в лузу, а в третий шар. Поскольку ширина мишени при игре по шару равна двум диаметрам шара, а в строгую лузу лишь 0,1 диаметра шара, то средняя техническая сложность карамболяжа на порядок меньше, чем сложность прицельного сыгрывания битка в строгую лузу. А по сравнению со средней сложностью сыгрывания прицельного шара она ещё меньше. Таким образом, карамболяж сам по себе на Русском Биллиарде противоречит строгости луз и не способствует демонстрации исключительной точности ударов. Поэтому, на строгом Русском Биллиарде карамболяж битка использовался (оценивался) только при условии заказного сыгрывания прицельного шара. Это реализовано в двухбитковой игре "Пятишаровая с карамболями", известной ещё с начала 19-го века, а сейчас более известной как финская "Кайза". Однако, в однобитковой игре с большим количеством "ничейных" шаров применять правило, оценивающее карамболи битка при сыгрывании прицельного шара, было бессмысленно, так как шаров много, и карамболи происходят случайно – независимо от намерений игрока.

В конце 19-го века правила карамбольной игры на безлузном французском бильярде усложняются, придумывают игры: сначала однобортный, а затем и трёхбортный карамболь, в котором сложность карамболяжа в разы увеличена за счёт требования правил обязательного соударения битка не менее чем с тремя бортами до соударения с шаром-мишенью. Такой технический приём (3-б-каром) в среднем уже сравним по сложности с сыгрыванием прицельного шара в строгую лузу и вполне мог бы быть заимствованным Русским Биллиардом, так как не противоречил его концепции. Однако, его известность приходится уже на начало 20-го века, то есть на период кризиса Русского Биллиарда.

3. Почему не используется тактический приём постановки снукера?
Тактический приём постановки битка за "маску", позже получивший сочное название "снукер", был известен с самой ранней бильярдной игры "Port & King" 17-го века, когда ещё играли двумя шарами-битками на бильярдном столе без луз, на котором имелись арка и столбик, за которые и можно было "прятать" свой биток. Позже, в многобитковых играх 18-го века уже на лузных столах, но ещё без правила серийной игры, этот тактический приём был осуществим благодаря требованию правила игры, обязывающего игрока играть своим битком только по битку предыдущего по очереди игрока. Появление же прогрессивного правила серийной игры, способствующего демонстрации бильярдного мастерства, вызвало определённые проблемы с правилами многобитковой игры и привело к появлению однобитковой игры с большим количеством "ничейных шаров". В ней серийная игра была более гармоничной, но тактический приём постановки снукера стал неосуществим в связи с исчезновением вышеуказанного правила игры, обязывающего игрока играть своим битком только по битку предыдущего по очереди игрока. Таким образом, в дореволюционном Русском Биллиарде играли в прогрессивную однобитковую серийную игру с большим количеством "ничейных" шаров без тактической возможности постановки снукера. Устранить этот игровой недостаток удалось в игре английского лузного бильярда Снукер, в которой появилось разделение шаров на две группы (цветных и однотонных красных) с требованием правил сыгрывать шары обоих групп строго по очереди, что и позволило вернуть в игру тактический приём постановки битка за "маску" от шаров одной из групп за шары другой группы. Появившись примерно в 1878 г., игра Снукер набрала популярность только в начале 20-го века, то есть уже во время кризиса Русского Биллиарда.

О кризисе концепции Русского Биллиарда

 
Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz