МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

 
 

Кризис Русского Биллиарда

Что такое кризис развития? Это отставание, запаздывание в развитии относительно чего-то, развивающегося более динамично. Именно в этом смысле следует понимать кризис в развитии Русского Биллиарда, наступивший в 1870-ых годах. В то время, как в Европе и Америке с середины 19-го века наблюдается развитие бильярдной мысли, Россия погружается в застойный период, и, как следствие, распространение получают маргинальные, упрощенные вариации игры.      

Как упоминалось выше, в 1850-ых годах в Америке много экспериментировали с конструкцией бильярдного борта. Заметим, что на тот момент в Америке играли на классических лузных бильярдах английского образца и на недавно вошедших в моду карамбольных безлузных столах. Внешний вид луз того времени можно оценить по рисункам из патента Абрама Бассфорда 1848 г. на пневматические борта с надувным, трубчатым упругим элементом и механизмом накачивания. Применение трубчатых надувных элементов стало возможно из-за появления промышленного производства непромокаемых (пропитанных натуральным каучуком) тканей, изобретённых в Англии в 1823 г. 

B 1853 г. известный американский игрок того времени Майкл Фелан, издавший в 1850 г. первую американскую книгу о бильярде Billiards Without a Master, открыл небольшой бильярдный салон в бурлящем в золотой лихорадке Сан-Франциско. Бизнес был успешен; к тому же, в 1855 г. Фелан выиграл 500 $ в матче с французом M.Damon.

Там же он сблизился с Хью Коллендером совладельцем нью-йоркской бильярдной фабрики O'Connor & Collender, и в 1854 г. выдал за него замуж свою старшую дочь. Высказанные Феланом идеи по усовершенствованию бильярдного стола были поддержаны Коллендером. Вернувшись в Нью-Йорк в 1855 г. и открыв там небольшую бильярдную, Фелан запатентовал новую конструкцию упругого бортового профиля (1856 г.), состоящего из слоёв резины, пробки и кожи. Столы с таким профилем начала выпускать фабрика  O'Connor & Collender. В том же 1856 г. он опубликовал новую книгу о бильярде  The Game of Billiards.  

В 1858 г. Фелан запатентовал бильярдный стол с новой геометрией луз. В отличие от сильно скруглённых губ луз английского образца, Фелан предложил минимальные скругления, что делало лузы строже и приёмистей, так как шар мог попадать внутрь и рикошетом от внутренней стороны губы лузы. И как отмечает Фелан в тексте патента, такая форма створа луз наглядно показывает игроку ту точку створа лузы, при попадании в которую шар будет сыгран, в то время как на лузах с сильно скруглённым створом такой наглядности нет. На рисунке стола в его патенте верхние лузы изображены, как лузы нового образца, а нижние как старого. На рисунке также приведено и крупное изображение средних луз старого и нового, предлагаемого им, образца. Заметим, что патенты Фелана стали возможны из-за появления промышленного производства вулканизированной резины, изобретённой в США в 1839 г. 

Однако, вот что интересно: на рисунке стола патента 1856 г., поясняющем правильность отражения шара от нового профиля, уже изображены лузы с малыми скруглениями губ. То есть, изображена геометрия луз, которую он запатентует только через два года. Очевидно, что Фелан уже в 1855 г. видел такие столы. Но кто же их делал? Ответ напрашивается: такие столы, имеющие малые скругления губ луз, делали в России, а с 1850 г. такая форма в России уже была стандартизирована, и такие столы выпускались всеми бильярдными фабриками. Где же мог видеть Фелан такие столы в Америке в 1855 г.? Представляется, что узнать о русских столах фрейберговского стандарта, а возможно и поиграть на них, Фелан мог в Сан-Франциско, когда жил там в 1853-1855 гг. Среди понаехавших отовсюду золотоискателей, очевидно клиентов его развлекательного заведения, были и русские. К тому же, Калифорния была знакома и русским предпринимателям; в период 1812-1841 гг. в 80 км севернее Сан-Франциско существовала обширная русская колония Форт-Росс, организованная Русской Американской Компанией, осваивающей Аляску. Упоминание о торговле русских предпринимателей с Сан-Франциско можно найти в книге Краткое географическо-статистическое описание Калифорнии, изданной в 1850 г. в Санкт-Петербурге. О поставках в Америку строгих русских бильярдных столов фабрикантом А.И. Фрейбергом упоминает и историограф  Н.В. Ратозий  в очерке Патенты царские на игры барские .

Показательны иллюстрации из книг Фелана с изображением бильярдных столов.

 

Меньше всего они напоминают столы для современного лузного американского бильярда, а очевидная строгость луз и, особенно, количество и форма ножек столов вызывают стойкую ассоциацию с русскими столами фрейберговского образца. Можете их сравнить с изображениями русских столов в заголовке этого сайта или вот с этим более чётким изображением фрейберговского стола. Также любопытна деталь: на столах уже можно разглядеть "брильянты" на поручнях бортов, облегчающие прицеливание бортовых ударов. Это говорит о том, что Фелан (и художник) видели такие столы ещё до 1850 г., и авторство Фелана на изобретение "брильянтов" сомнительно, что косвенно подтверждает и то обстоятельство, что Фелан "брильянты" не запатентовал.

В 1859 г. Фелан заявил, что заканчивает карьеру игрока, и предложил любому сыграть матч, выставив 5 000 $ со своей стороны. Вызов был принят Джоном Сирейтером, и матч за рекордные по тому времени 15 000 $ состоялся в Детройте. Играли в "Four-ball Carom game" на шестилузном столе, Фелан одержал победу со счётом 2000 : 1904. Это позволило ему в 1860 г. выкупить долю O'Connor и стать совладельцем бильярдной фабрики, которая стала называться "Phelan & Collender".

Однако, перестав быть матчевым игроком, Фелан не покинул бильярдное сообщество. Напротив, он издавал первый спортивный ежемесячный бильярдный журнал "The Billiard Cue", вёл колонку о событиях бильярдной жизни в еженедельной газете. Фелан был одним из инициаторов проведения первых бильярдных турниров и иногда принимал в них участие. Первый турнир пяти известных игроков состоялся в октябре 1860 г.; в качестве призов за первые два места фабрика "Phelan & Collender" выставила два дорогих кия. В 1862 г. состоялся групповой матч, в котором шестеро игроков из Нью-Йорка (в том числе и Фелан) противостояли сборной команде остальной Америки. Нью-Йоркцы проиграли 890 : 1000. В 1863 г. состоялся турнир восьми лучших игроков, заявленный как Чемпионат Америки; призом за первое место был бильярдный стол стоимостью 750 $ и "золотой" кий, а за второе место 250 $ деньгами. Чемпионом стал Dudley Kavanagh из Нью-Йорка. В следующем году (1864) Фелан сыграл с ним неофициальный матч, по условиям которого проигравший должен был заплатить 100 $ профсоюзу работающих женщин. Фелан выиграл 1000 : 965. В том же году Фелан принял участие в чемпионате штата Коннектикут, но уже как главный судья.

В дальнейшем бильярдная жизнь в США становилась всё насыщенней проходили матчи отдельных игроков, турниры за звание чемпиона отдельных штатов, а в 1866 г. состоялся турнир чемпионов штатов. Подобные мероприятия стали проходить и в Канаде. В 1869 г. состоялся "Большой турнир профессионалов", на котором Фелан участвовал в качестве судьи, а призовой фонд в размере 2500 $ и "брильянтовый" кий обеспечивала компания "Phelan & Collender". Из семи участников турнира пятеро были награждены. В дальнейшем произошло деление игроков на профессионалов и любителей, стали проводиться и любительские турниры по бильярду, которые тем не менее освещались в прессе.

К 1870 г. фабрика "Phelan & Collender" располагалась в пятиэтажном здании на 10-ой авеню Нью-Йорка и была самой большой бильярдной мануфактурой в мире. Справа приведён рисунок стола, выпускаемого фабрикой "Phelan & Collender" в 1860-ых годах. 

Фелан умер в октябре 1871 г., и немного времени спустя его стали называть "отцом американского бильярда". Именно ему во многом обязана Америка нынешней популярностью бильярдной игры, он заложил фундамент бильярда, как спорта.

Бильярдная культура США складывалась под влиянием иммигрантов, которые увеличили население страны с 4 миллионов в 1790 г. до 31 миллиона в 1860 г. Больше всего в этой волне иммиграции было германоязычных выходцев из Пруссии и Австро-Венгрии, а также англоязычных – из Ирландии и Англии. По-видимому, именно германцы культивировали двухбитковую игру "Quarambole" с двумя красными "ничейными" шарами, которая в Америке стала называться "Four-ball game". В своей первой книге Фелан пишет, что это – самая распространённая игра в Америке в 1850 г. Тем не менее, он описывает игры: пятишаровую "Russian game" с карамболями, трёхшаровую с кеглями "Spanish game", а также – три вариации игры "Pool" для нескольких игроков: многобитковый вариант с игрой на предыдущего игрока; двухбитковый вариант с кеглями; и вариант с общим битком и пятнадцатью пронумерованными шарами, называемый "Fifteen-ball pool". Как видим, за исключением игр с кеглями, все остальные описаны ещё в книге Антона Баумана в 1795 г.

В 1860-ых Америку охватывает мода на новую безлузную карамбольную игру, чему немало способствуют столы фабрики "Фелан & Коллендер" с новым профилем по патенту Фелана, обеспечивающим "правильный" отскок шара от борта. В предисловии к 11-му (посмертному) изданию второй книги Фелана в 1873 г. его компаньон и одновременно зять Хью Коллендер пишет, что спроса на лузные столы практически нет, в то время как безлузные расходятся, как горячие пирожки. Причём, спросом пользуются столы уменьшенных размеров, а именно 10х5; 9х4.5; 8х4 и даже 7х3,5 футов. Столы малых размеров популярны не в бильярдных салонах, а в частных владениях, в каковых и проживало большинство американцев в 19-ом веке. Однако, Коллендер в своих прогнозах ошибся. Мода на карамбольную игру на безлузных бильярдах довольно быстро прошла, а продажи лузных столов, соответственно, возросли. Впрочем, продавались и лузные столы со съёмными заглушками для луз, превращающими их в безлузные.

Такие метаморфозы объясняются формированием двух трэндов в американском бильярде.

Первый – это традиционный, "благородный" карамбольный бильярд, в который играли обеспеченные, респектабельные люди. Организации таких игроков начали создаваться ещё при жизни Фелана. Серийная карамбольная игра требовала высокой техники. К 1880-м годам был разработан и освоен ведущими игроками приём "nursing", при котором карамболи выполняются на исключительно тихих ударах с использованием отражения одного из шаров от близко расположенного борта, что позволяет после удара опять собирать три шара в группу. Серии результативных ударов высокотехничных игроков стали быстро расти, а динамизм и зрелищность встреч мастеров, наоборот, стали падать. 
Второй
это ставший значительно более массовым лузный бильярд с набравшей популярностью игрой "Fifteen-ball pool" с одним, общим для игроков битком и пятнадцатью нумерованными "ничейными" шарами, в которой зачёт идёт не сыгранными шарами, а суммой их номеров. Быстротечная бескарамбольная игра с одной лишь кладкой прицельных шаров при нестрогих лузах и небольших столах была намного привлекательней для малотехничных игроков в частных владениях. Такой бильярд стали называть в Америке пулом. Именно в эту игру был проведён первый открытый чемпионат Америки в 1878 г. А уже в следующем 1879 г. правила игры были изменены, и Чемпионат проводился в "Fifteen-ball pool" счётом шарами; причём, пирамида разыгрывалась до последнего шара, а победитель определялся по достижению определённого суммарного количества шаров при розыгрыше нескольких игр подряд. В этом изменении правил отразилась трансформация игровой концепции американского лузного бильярда (пула) в связи с изменением инвентаря. Для высокотехничных игроков уже не представляло сложности сыгрывание прицельного шара в ставшую нестрогой лузу на столе уменьшенного размера. Поэтому, тактика охоты за крупными шарами стала менее выгодной по сравнению с тактикой построения  максимальной серии, для чего требовались игра по выходу и точные подбои кластеров (скоплений шаров). 

Такие чемпионаты проводились несколько лет, и возросшее мастерство игроков со временем выявило недостаток игры. Он заключается в том, что в начале каждого розыгрыша пирамиды игроки тактически отыгрывались битком, не желая подставлять позицию сопернику, и только после ошибки начиналась динамичная игра с серийной кладкой шаров. Чтобы ликвидировать такие тактические "покатушки" при розыгрыше каждой пирамиды, на чемпионате 1888 г. и в дальнейшем было применено правило установки новой неполной пирамиды (без верхнего шара) в момент, когда на столе остаётся только один шар от предыдущей пирамиды. Это позволило игрокам при сыгрывании последнего шара пирамиды подбивать битком новую пирамиду и продолжать серию. Соответственно, такая игра приобрела больший динамизм, серии стали расти. Такая игра стала называться "Continuous Pool"; сейчас её чаще называют "14.1" или "Straight Pool" (Стрейт-пул).

Менее массовый, но более техничный карамбольный бильярд в Америке также продолжал развиваться. Ставя заслон чрезмерным сериям приёмом "nursing", безлузные карамбольные столы стали расчерчивать линиями на зоны, в каждой из которых правилами разрешалось делать не более определённого числа карамболей. Такая игра стала называться "Зонным карамболем". Чуть позже была придумана версия игры с обязательным касанием шара не менее чем одного борта при каждом ударе. Такая игра стала называться "Однобортным карамболем". Однако, и для такой игры был разработан приём "cushion nurse", позволяющий выполнять весьма солидные, но довольно однообразные серии.

В 1870-ых в Америке была придумана и игра "Трёхбортный карамболь", в которой в каждом результативном ударе должно произойти касание битка не менее, чем с тремя бортами. Известен матч по этой игре 1878 года, в котором победитель показал среднюю результативность всего 0,75 очков за подход при максимальной серии в 6 очков. Запредельная сложность игры и, вследствие этого, низкая её результативность далеко не сразу снискала популярность среди ведущих карамболистов Америки. Потребовалось более 30 лет, прежде чем по игре "Трёхбортный карамболь" стали проводить чемпионаты мира. Первый такой чемпионат состоялся в 1909 году. При этом, несомненно, проявилась тенденция к повышению сложности и зрелищности игры в ущерб её результативности. В отличие от карамбольных игр с приёмом "nursing", в игре "Трёхбортный карамболь" нет серий однообразных ударов, игроки намного чаще сменяют друг друга у стола, что обеспечивает динамичную борьбу с демонстрацией исключительно сложных, и потому – зрелищных, ударов. 

 

В 1870-ых годах развитие получила и игра на английском лузном бильярде. Как говорилось в предыдущей части, в середине 19-го века в Англии росла популярность игры "Pyramid Poolс одним, общим для игроков битком и пятнадцатью "ничейными" шарами. Все популярней становилась также и усовершенствованная версия старой многобитковой игры "Pool" с применением серийного правила и чёрного "ничейного" шара, сыгрывать который разрешалось только после результативного удара перед этим, то есть – игра "Black Pool". Основным достоинством однобитковой игры "Pyramid Pool" была серийная кладка прицельных шаров с выходами и подбоями кластеров  точно так же, как и в американском "Fifteen-ball pool". Достоинством же многобитковой игры "Black Pool", помимо возможной серийной кладки, была и тактическая возможность ставить свой биток за маскирующий шар от битка следующего по очереди хода игрока, то есть ставить снукер. Совместить достоинства обеих игр удалось за счет применения в игре "Pyramid Poolпринципа "ничейного" чёрного шара из игры "Black Pool" и придания ему статуса "очередного". То есть, для построения серии после сыгрывания шара пирамиды необходимо сыгрывать чёрный шар, который возвращается на свою отметку, после чего опять нужно сыгрывать шар из пирамиды. В такой игре с одним чёрным шаром поставить снукер сопернику (спрятать общий с соперником биток за чёрный шар от видимости всех шаров пирамиды) намного сложнее, чем сделать ошибку и поставить снукер себе (спрятать биток за какой-либо шар пирамиды от видимости чёрного шара). Поэтому, в такой игре кладка прицельного шара с выходом проще, чем отыгрыш с постановкой снукера. Чтобы сбалансировать атакующие и оборонительные возможности игры, стали применять не один чёрный шар, а несколько шаров различных цветов, которые устанавливались на центральные точки стола и возвращались на них после их сыгрывания. Постепенно увеличивая число таких "цветных" шаров, со временем пришли к оптимальному количеству шаров, равному шести; причём, половина из этих шаров расположена с противоположной стороны стола относительно пирамиды, то есть  вдалеке, что облегчает возможность спрятать биток за "цветные" шары от видимости "бесцветных" шаров пирамиды. Для сохранения правила "очередного" шара после сыгрывания всех шаров пирамиды, игра была дополнена правилом последующего сыгрывания всех "цветных" шаров в определённом порядке, а именно по возрастанию их стоимости в очках.

Такая новая игра получила название "Снукер". Она далеко не сразу стала популярной у профессиональных английских бильярдистов, предпочитавших соревноваться в гораздо более результативной двухбитковой игре с "ничейным" красным шаром "Winning & Losing Carambole Game" с засчитыванием кладки своего и чужого шара, а также делания карамболей. В наши дни эта игра известна под названием "English Billiards" или "Кэннон". Чемпионаты мира среди профессионалов по этой игре проводились вплоть до 1983 года. А вот чемпионаты мира по "Снукеру" среди этих же профессиональных бильярдистов стали проводиться только с 1926 года, когда рекордные серии в Кэннон достигали нескольких сотен очков. Так же как и в карамбольном американском бильярде, в изменении предпочтений профессиональных английских бильярдистов с "Кэннона" на "Снукер" отразилась тенденция к повышению сложности и зрелищности игры в ущерб её результативности. Оценить это можно и из приведённых видео. Серия 100 очков в "Кэннон" Уолтера Линдрума 1930 г. имеет примерно такую же продолжительность по времени, как и максимальный брейк в "Снукер" Стива Дэвиса в 1982 г. Очевидно, что технический уровень игры "Снукер" заметно выше, чем игры "Кэннон", отчего зрелищность только выиграла.    

 

Кризис Русского Биллиарда (продолжение)

 

 
Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2017 Сделать бесплатный сайт с uCoz