Практически всем любителям бильярда известно, что француз, которому многие настойчиво приписывают авторство изобретения кожаной наклейки, в свое время написал книгу о бильярдной игре. Слышать-то слышали почти все, а вот прочитать эту самую книгу почти никто так и не удосужился. Спроси их в лоб о причине этого – ответят, что не знают французского языка. Только, вот что-то мне не приходилось встречать тех, кому посчастливилось увидеть «родной» французский текст. Исходная книжка числится среди библиографических редкостей, а по Сети свободно «гуляет» pdf-вариант перевода на английский язык. Скажи об этом – тут же поправятся: дескать, ошиблись, не очень разумеют именно по-английски. Но на самом деле, как мне это видится, будь в свободном доступе эта книга в переводе на наш родной русский язык, все равно не прочитали бы. Не знаю как кого, а меня такая дремучесть, леность и одеревенелость угнетает.
И все-таки, несмотря на то, что было сказано выше, я решился сделать перевод на язык, понятный тем, кто живет в нашей стране. Все же найдутся те, кто пролистает, а может даже и проштудирует. И основная моя надёга – на тех, кто интересуется историей Русского Биллиарда и (или) поигрывает в пирамидные игры.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что книга, «о которой так настойчиво говорили большевики», оказалась скорее не книгой, а сборником задач или, как я их нарёк, бильярдных этюдов. Все этюды (а их – сорок штук) можно тематически сгруппировать. Оказалось, что большее количество этюдов (1, 2, 9, 10, 22, 27, 28, 30, 37) построено на эффектах отражения от упругого борта при наличии у шара различных вращений – боковых и продольных. Эффект оттяжки использован при построении этюдов 4, 7 и 39. Немалое количество задач «завлекают» читателя тем, что в них в лузы отправляется два шара (или один шар, но с сопутствующим карамболем); при этом используются схемы, использующие контакты с бортами, нижнее вращение и пр. – см. этюды 12, 14, 21, 23, 24, 25, 29. Нашлось место и проявлению эффекта контр-туша и буксующего верхнего вращения – 11, 15, 16, 17, 26. Перескок шара использован в задачах 5, 6, 34, 39, а эффект криволинейного удара (массé) – в 8, 18, 32. В некоторых этюдах (2, 6, 9, 10) читателя знакомят с частностями бильярдной игры – использованием тонкой резки, абриколя, ограниченного проката шара.
Отдельно отмечу те этюды, которые произвели на меня самое положительное впечатление. Во-первых, это – простой по замыслу, но широчайший по возможностям исполнения этюд 13, который учит игрока искусству управления битком. Во-вторых, не могу не упомянуть задачу 20, для решения которой требуется экстра-уровень способностей к бильярдной игре; здесь – необходимая высочайшая точность исполнения; игра на тончайшей резке, использование упругих свойств борта, гашение поступательной скорости соударением «в лоб», применение избыточного верхнего вращения. Наконец, понравились мне и этюды 19, 33, 35, развивающие у игрока навыки контроля размера удара.
|