МЕНЮ САЙТА

ЧАТ
200

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

О кризисе концепции Русского Биллиарда

Как было показано в предыдущей главе, концепция вида бильярда это  то понимание цели бильярдной игры, которое формирует бильярдное сообщество, и поэтому концепция вида бильярда немало зависит от менталитета бильярдного сообщества. В начале 20-го века Российская империя распалась, революции и последующая гражданская война изменили общественно-политический строй России. Членами дореволюционного бильярдного сообщества и носителями бильярдной культуры были как правило представители тех классов общества, которые подверглись гонениям после революции. Поэтому, состав бильярдного сообщества после революции в целом достаточно быстро поменялся, в него влилось большое количество простонародья, что изменило менталитет бильярдного сообщества и не могло не отразиться в изменениях концепции бильярдной игры. Среди этой части нового бильярдного сообщества возникла и стала популярной примитивная игра любым шаром по любому со счётом шарами, в которой заказ не использовался и засчитывались любые случайно упавшие в лузу шары. Такая игра получила название "Американка". Известна версия происхождения названия от "пари на американку", то есть безбашенного спора, по условиям которого проигравший должен выполнить любое желание победителя. Выскажу и своё предположение о возникновении названия игры от сверх-популярной, во время социальных потрясений начала 20-го века,  песни "Шарабан мой американка".

.

Однако, признаки деградации дореволюционного Русского Биллиарда можно найти и в самом начале 20-го века. Так в книге А.И. Лемана Теория бильярдной игры упоминается (на стр. 80) пока ещё мало распространённая игра в пирамидку "на шары", то есть счётом не очками, а сыгранными шарами, для победы в которой нужно сыграть битком 8 прицельных шаров. Сейчас такая игра известна как "Шведка". Очевидно, что и по тактике, и в техническом плане такая игра значительно уступает пирамидке, то есть "Малой русской пирамиде". В такой игре уже нет стимула играть "дорогих" шаров дуплетом, третьим шаром, дальним чужим, потому что "цена" всех шаров одинакова и рационально выбирать наиболее простой по технике удар. Также у Лемана впервые описана (на стр. 112-114) и игра любым шаром по любому "Колбаса", появившаяся в 1883 г. Хотя в ней ещё, как в пирамидке, штрафуется падение в лузу своего шара, и счёт ведётся номерами шаров, но возможность выбирать каким шаром бить значительно облегчает кладку шаров и делание выхода. Эта игра игралась как конкурс в режиме "solo", известным сейчас как режим "биллия". То есть, после разбоя начальной позиции игрок продолжает до первого промаха, после чего начальная позиция устанавливается заново, свой подход делает следующий игрок, и так далее. Представляется не случайным выбор сольного режима игры, потому что в таком режиме нет смысла использовать отыгрыш, а при игре любым шаром по любому сделать отыгрыш, то есть убрать все шары с игры, практически невозможно. 

Есть в книге и прямые критические оценки  А.И. Лемана современного ему состояния Русского Биллиарда. Так, во второй редакции, вышедшей в 1906 г., на стр. 16 и 21 он пишет: Ограничение часов игры на бильярде, воспрещение игры на денежные ставки, запрещение маркерам играть с посетителями, штрафы за шум в бильярдных и прочие порядки обычного  полицейского надзора до последнего времени силь­но стесняли развитие бильярдной игры. Благодаря этому в Петербурге, например, совершенно перевелись маркеры, умеющие хорошо играть на бильярде. Насильственное закрытие знаменитой бильярдной Доминика и других больших заведений с запрещением продажи питей в трактирах довели бильярдный культ в России до кри­зиса, в котором он остается и до сих пор.  

В настоящее время даже почти невозможно встретить строгого бильярда, на котором шар шел бы по борту. Теперь таких бильярдов не умеют делать. Бильярды наследников А.Фрейберга  часто так строги, что партию хорошие игроки играют около часу. Значит, на этих бильярдах  уничтожены все разнообразные элементы игры, и всё принесено в жертву только  одной точности прицела. Эту игру следует назвать грубой. Такой бильярд по своей односторонности приближается  к кегельбану.

В тоже время из первой редакции книги 1885 г. сохранены и превосходные оценки бильярда времён А. Фрейберга, то есть после середины 19-го века. Так на стр. 155, 22, 23 и  автор пишет:  

Но А. Фрейберг повел дело иначе. Я знал его лично. Прежде всего он обладал большим талантом: он понимал интуитивно, к чему надо стремиться, чтобы возвысить игру на шестилузном бильярде. Он определил ширину устья лузы (76 мм), наилучший размер шара (70 мм). По его лекалам  режутся  лузы  на современных  фабри­ках. ...

Вырезка луз, по Фрейбергу, если произведена правильно, не оставляет желать ничего лучшего.  

На таких  основаниях А. Фрейберг построил много сотен бильярдов, и русские игроки были ими вполне довольны. Эти бильярды очень тщательно приготовлены, довольно правильны и довольно строги. Между ними изредка встречаются великолепные экземпляры.

Когда являлся в Варшаву игрок из Петербурга или Мос­квы, воспитанный  в игре на фрейберговском бильярде, он бил всех, как хотел. Это был общеизвестный факт. Про такого игрока заранее говорили, что он должен давать большие форы. Иначе с ним и играть не хотели.

В начале 20-го века А.И. Леман ещё верил что начавшийся кризис можно преодолеть, и в конце книги он писал (стр. 156): 

Но русский шестилузный бильярд далеко еще не доведен до совершенства. По мере того как он улучшается и будет улучшаться, будет возвышаться и техника русских бильярдных игроков. Что могло бы улучшить, однако, русские бильярды? Вот что. Во-первых, бильярдные фабриканты должны согласиться делать лузы только одного размера, а не трех (бильярды трудные, средние и легкие). Затем фабриканты должны остановиться только на одном диаметре шара. Я предлагаю 71 мм диаметр шара и лузу в 75 миллиметров. Тогда для всех русских бильярдов будут шары только одного диаметра. Это тотчас улучшит фабрикацию бильярдов и возвысит игру. Затем бильярдные фабриканты должны признать то, о чем я твержу с давних пор. Бильярд не кегельбан. Чем он строже, тем он лучше и тем хуже. Лучше потому что такой бильярд требует лучшей техники, т.е. тотчас разделяет игроков на хороших и плохих. Хуже потому что такой строгий бильярд в большинстве случаев принимает только прямые шары в угловые лузы и крайне туго и неохотно берет все остальные шары. Когда игра сводится к деланию только прямых шаров, она груба, кегельбанна. Я терпеть не могу кегельбанной игры на бильярдах с узенькими крошечными лузочками и огромными шарами. Бильярдная игра должна быть в возможно высокой степени разнообразна. Сделайте узкие лузы, крупные шары, но пусть обязательно правильно и резко взятые на сильном ударе бортовые шары падают. Я требую только, чтобы лузы имели бы более короткое устье, нежели это делается теперь. Поверьте, такой бильярд вовсе не будет легким. Он будет требовать и верности глаза, и силы удара. Отыгрыш на нем будет превосходен. Когда будет выработан окончательно диаметр лузы и шара, тогда решится спорный вопрос о силе упругости борта. Я стою за среднюю упругость борта. Играть на бильярде с жесткими бортами отвратительно. Играть на бильярде с слишком упругими бортами, тоже неприятно: они мешают силе удара.

Ввиду той тесной связи, в какой находится искусство играющих с конструкцией бильярдов, и того важного значения, которое имеет совершенство фабрикации на высоту бильярдной игры - этим вопросом следует серьезно заняться. В наше время профессиональных съездов пусть соберутся бильярдные фабриканты.  Это для них давно пора.

Небольшое пояснение по поводу требования А.И. Лемана к изготовителям бильярдов о том, чтобы "правильно и резко взятые на сильном ударе  бортовые шары падали" (заметьте выделение А.И. Лемана). Может показаться, что требование противоречит требованию строгости Русского Биллиарда, но это не так. Это качество лузы относится к её приёмистости, обеспечиваемой не относительными размерами створа лузы и шара, а геометрией губки лузы и свойствами её материала. Причём, чем массивнее и твёрже губа лузы, тем приёмистей будет луза для бортовых шаров, взятых на правильном ударе, техника которого не так очевидна. На некоторых современных строгих столах, губки луз которых подбиты твёрдой резиной, такие удары возможны, хотя и чересчур сложны. Если бы резиновый профиль борта был не такой "острый" и упругий, бортовые шары сыгрывались бы легче.

 

Деградация или парадоксальное развитие ?

 
Поиск по сайту

Последние коментарии
Последнее на форуме
Copyright Habib © 2018 Сделать бесплатный сайт с uCoz