При размышлениях над игрой Колобок, использующей минимальный набор бильярдного инвентаря (стол, кий и всего один шар), возникло желание ещё раз проанализировать малые формы на лузном бильярде.
Как известно, игры на лузном бильярде начались с двух-шаровой игры, в которой у каждого из соперников имеется свой биток. На Русском Биллиарде такая игра была известна под французским названием «Алагер» («a la guerre» по-французски означает «война»). В ней результативным ударом признавалось только сыгрывание в лузу битка соперника, случайное же сыгрывание в лузу своего битка признавалось штрафом. В отличие от европейского бильярда, где существовала версия двух-битковой игры с легальностью сыгрывания как битка соперника, так и своего битка, в России такая версия двух-битковой игры популярности не снискала.
Почему? Мне представляется, что в этом проявилась тяга русских игроков к демонстрации исключительно точных ударов, которая позже привела к появлению строгого «фрейберговского» стандарта бильярдного стола и к увлечению русских игроков игрой «Малая русская пирамида 71 очко», в которой сыгрываются только прицельные шары. Причём, выигрывает не тот, кто сыграет больше шаров, а тот, кто наберёт больше очков, соответствующих номерам на шарах. Эта игра стимулирует сложные удары, такие как дуплеты, третьим шаром/от шара, чужие на тонких резках, дальние чужие, то есть как раз те удары, которые вкупе со строгостью луз демонстрируют исключительную точность, выражая тем самым концепцию Русского Биллиарда.
И действительно, при легальности сыгрывания в двух-битковой игре как своего шара, так и чужого, преимущественно будет сыгрываться свой биток, так как сыгрывание свояка и технически проще, и вариантов сыгрывания свояка всегда больше, чем вариантов сыгрывания чужого. Если чужого можно сыграть по резке под углом от минус около 90 до плюс около 90 градусов к линии центров шаров, то свояк можно сыграть практически под любым углом, то есть от 0 до 360 градусов, что более чем в два раза больше.
Есть и другое соображение о том, почему русскими в двух-битковой игре, ориентированной на демонстрацию исключительной точности ударов, не применялось сыгрывание битка. Дело в том, что если при сыгрывании битка будет допущена ошибка, и шар застрянет в лузе или останется около неё, для соперника это будет подставкой, и он сыграет биток игрока своим битком, не демонстрируя при этом исключительной точности удара. Это приведёт к тому, что свояков будут сыгрывать только самых простых и не на тихих ударах, исключающих застревание шара в лузе.
Тем не менее, отсутствие в игре «Алагер» легального сыгрывания битка технически ограничивает её, особенно по меркам настоящего времени, когда русскими игроками освоены разнообразные приёмы сыгрывания своего шара.
Посмотрим, можно ли привить игре «Алагер» легальность сыгрывания битка, не привнося при этом в игру технического и тактического примитивизма? Представляется, что решение - довольно простое, сформулированное мною ранее для других много-шаровых игр. А именно: признавая легальность заказного сыгрывания битка, не признавать его приносящим очки ударом, но давать право игроку на следующий (премиальный) удар, то есть на ввод битка в игру ударом с рук. Для противодействия примитивизму при вводе битка ударом с рук, установить правило ввода битка в игру с любой точки игрового поля, но разрешая сыгрывать биток соперника только ударом от борта (-ов), не прилегающего к играемой лузе.
Как сказано выше, в режиме двух-битковой игры легальность сыгрывания битка грозит подставкой сопернику в случае его застревания. Если же перейти в режим одно-битковой игры (с общим битком соперников и вторым «ничейным» шаром), то подставкой будет грозить застревание уже не битка, а «ничейного» шара. Представляется, что одно-битковый режим игры всё-таки лучше сочетается с легальностью сыгрывания битка, так как в этом случае будет оправдано применение всего спектра приёмов сыгрывания битка (в том числе - свой от борта в лузу, «француз», свой «через лоб», свой тихой скаткой), в то время как неоправданно будет только сыгрывание чужого на тихом ударе.
Появление в игре выигрышной комбинации «свояк - дуплет ударом с-рук» ставит в неравноправное положение не менее сложный удар с игры "свой от борта", который не оценивается. Для устранения этого нюанса можно подкорректировать правило, не признающее результативным любой свояк, и сделать нерезультативным только прямо-летящий свояк, в то время как заказной свой о борта (-ов) считать результативным ударом, приносящим победу.
Хорошо известна игра «Алагер с контрольным шаром», отличающаяся от обычного двух-биткового «Алагера» наличием третьего шара на центральной точке поля, касание битком которого приводит к штрафу игрока. В этой версии в обычный «Алагер» привносится тема постановки маски (снукера), поэтому трёх-шаровая версия игры более разнообразна, более изощрённа технически и тактически.
Точно так же и в предлагаемый усовершенствованный одно-битковый «Алагер со свояками» можно играть с третьим контрольным шаром на центре поля. В этом случае, помимо технического разнообразия, привносимого легальностью свояка и связанной с ним бортовой игрой с рук и с игры, появится и тактическое разнообразие, связанное с появлением темы постановки снукера и выхода из него. Одновременно станет оправданно и сыгрывание чужого на тихом ударе, правда - с одновременной постановкой битка за маску (контрольный шар), что несомненно также демонстрирует исключительную точность удара.
Поскольку отличий от «Алагера» в описанной игре достаточно, необходимо придумать ей аутентичное название. Учитывая, что игра ведётся тремя шарами различных цветов, можно использовать шары цветов российского флага (белый, синий, красный) и назвать игру «Россиянка». )) Но мы не будем уподобляться Грищенко с его бредовыми идеями внедрения олимпийской символики в инвентарь и правила игры Пирамиды, а будем использовать общедоступные белый, жёлтый и бордовый цвет шаров и назовём игру не на французский, а на русский манер - «Троица».
Ниже приведено видео игры "Троица" до пяти побед в любительском исполнении. Каждую последующую игру начинает тот, кто выиграл предыдущую. По сути только в этом условии проявляется аналог серийного правила, однако реализовать его преимущества очень сложно, так как сделать выигрышный удар в начальной позиции совсем не просто.
Добавлено 27 июня 2016 г. :
Дополнение от 1 июля 2016 г. В игру добавлены ещё два заказных результативных удара : биток свояком от белого и ровно от трёх бортов по красному и белый чужим ровно от трёх бортов по красному. То есть Карамболь и Рокамболь. Когда красный на центре стола, сделать такие удары совсем не просто. Впрочем иногда красный откатывается к борту и его место занято другим шаром, тогда эти удары могут быть попроще. Видео такой игры будет добавлено позже.
Выше ничего не было сказано об условиях так называемого "правильного завершения удара", которые по-старинке и с некоторым нарушением логики частенько называют "правилом отыгрыша". Я имею ввиду условия типа "борт с перекатом", "два борта" и пр. И в обсуждаемой игре "Троица", на мой взгляд, такие условия правильного завершения удара - лишние, достаточно лишь касания битка с прицельным шаром. При таком простейшем "правиле отыгрыша" и раскроются во всей красе тонкости постановок снукеров и выходов из них. А этого так не хватает в играх Русского Биллиарда ...
Разумеется в полных правилах игры "Троица" правило отыгрыша необходимо будет определить. Трудно сразу сказать какое правило отыгрыша будет наилучшим - "один борт или перекат" или "два борта или борт с перекатом". Первое даёт больше простора для замыслов игрока, второе более требовательно при выходе из снукера и более привычно современникам. Правило же отыгрыша просто касанием шара полагаю чрезмерно пассивным, демонстрирующим неуверенность игрока в собственном мастерстве.
По поводу того, что правило отыгрыша касанием демонстрирует неуверенность игрока в собственном мастерстве, не соглашусь. Вот, в Снукере правильным окончанием удара считается именно такое, при котором первым произошло соприкосновение битка с легальным (замысленным; а в случае цветного прицельного шара - даже и с назначаемым) прицельным шаром, но, тем не менее, таких довольно примитивных (по замыслу, но отнюдь не по исполнению!) отыгрышей - мизерное количество. И мало их потому, что при стремлении обеспечить лишь соприкосновение, биток и прицельный шар, в большинстве случаев, останавливаются рядом - а за это соперник нешуточно наказывает. Поэтому, если уж и выполняется отыгрыш лишь касанием (без дальнейшего увода одного из шаров - проводки или "угона" прицельного шара), то делается это не с неуверенностью в своих способностях, а наоборот - с проявлением высочайшей точности и (или) с тончайшим соблюдением размера удара. Таким образом, думаю, что именно в этой игре (и в иных играх, допускающих постановку масок) условие правильного окончания удара, состоящие лишь в наличии касания, прогрессивнее более "суровых" условий: при этом, с одной стороны, создаются предпосылки для более быстрого роста мастерства "игровых" людей, а с другой - требования не являются такими уж и "убийственными " для неходячек при выходе из снукерной позиции.
И если уж получается так, что есть как минимум два разных мнения, не следует решать этот вопрос авторитарно: типа - игра ведь от Хабиба, значит и правильное требование отыгрыша - от Хабиба. Изучать этот вопрос нужно, пробовать в игре.
Скажу ещё и несколько слов о названии игры; мне кажется, что оно не совсем удачное. Действительно, "Троица" - один из известнейших богословских терминов. А ещё так иногда называют компанию из трёх человек. Но обе эти трактовки вовсе не вяжутся с названием биллиардной игры. Поэтому, можно было бы использовать название "Тройка", подразумевая при этом не "удовлетворительную" оценку в учебных заведениях, а скажем - несущуюся вперёд грациозную тройку лошадей.
Разумеется при выборе правила отыгрыша исходить нужно из критерия максимальной зрелищности. А зрелищность субъективна, зависит от менталитета зрителей и непостоянна во времени. То, что казалось зрелищным 50 лет назад, может не быть таковым сейчас. Вне всяких сомнений демонстрация мастерства является весомой составляющей зрелищности. Очевидно, что выбор правила отыгрыша определяет минимально допустимый размер удара. В позициях без контрольного шара отыгрыш "касанием" расширяет возможности игрока по сравнению с отыгрышем "борт или перекат" добавляя удары "нищенского" размера, не требующие предвидения траекторий шаров при их отражении от бортов, что на мой взгляд облегчает игроку задачу не подставиться и не демонстрирует мастерства в полном объёме. При наличии же контрольного шара в позициях снукера, отыгрыш "касанием" ещё больше облегчает задачу игроку, так как уменьшается вероятность неудовлетворительных вариантов исхода удара, таких как : незаказное падение битка в лузу, постановка прицельного шара в зону лузы на подставку, невыполнение требования правила отыгрыша "борт или перекат", штрафное касание битком контрольного шара. Учитывая, что сама постановка снукера является сложным техническим приёмом, выход из него не должен быть технически проще, иначе применение этого приёма в игре будет неоправданно. Поэтому считаю, что отыгрыш "касанием" не будет способствовать как тактическому разнообразию игры, так и динамике изменения счёта. А динамика борьбы соперников является не менее весомой составляющей зрелищности, чем демонстрация мастерства игры.
Ну, получается подобие разговора слепого с глухим. Или напоминает перетягивание каната ... И всё же, у меня, конечно же, есть конкретные возражения на последние доводы; считаю, что они затрагивают лишь часть проблемы, упуская из виду важные детали. Но не буду, пожалуй, продолжать здесь словесную перепалку - ведь, вполне могу сделать это тет а тет. ))
Два раза посмотрел видео с записью игры. Мне показалось, что игроки редко пытаются сыграть своего шара. Как мне кажется, это объясняется тем, что уж очень непросто реализовать последующий после сыгрывания свояка премиальный удар: дуплет в центр не очень труден, но грозит подставкой, а дуплет в угол много сложнее из-за строгости лузы. Для поощрения игры свояков (сам автор игры признаёт, что они прочно вошли в обиход Русского Биллиарда) не следует ли ввести второй возможный премиальный удар - из любой точки "дома" (если белый шар в "доме" - из "глубины"), но для того чтобы сделать невозможным простое сыгрывание белого шара в среднюю лузу на прямом ударе, ввести дополнительно правило, существовавшее ранее - игрок при нанесении удара из дома не может выходить за продолжения длинных бортов стола. Тут даже появиться возможность построить небольшую тактическую серию - при сыгрывании свояка на скате выставить белый шар на более удобную позицию с последующим сыгрыванием белого следующим премиальным ударом из дома.
Выложенное видео низкого игрового качества, всего лишь для ознакомления с правилами игры. В ближайшее время выложу поинтересней, пока нарабатывается опыт игры, а он нетривиален. )) Считаю, что второй тип премиального удара не нужен. Дело в том, что после свояка не обязательно бить дуплет, хотя при сыгрывании свояка целесообразно планировать выход чужим шаром поближе к средним лузам, чтобы появился лёгкий дуплет в середину ударом с рук. Который совсем не грозит подставкой, так как никто не мешает поставить биток на нужную резку и при игре дуплета в середину увести биток в какой нибудь угол или на центр короткого борта. Ударом с рук выгодно также ставить сопернику снукер, в расчёте на высокие шансы ошибки соперника при выходе из него. Когда биток в руке, легче выполнить удар с точным контролем двух шаров, разводя их по бортам диаметрально относительно контрольного шара. А если при сыгрывании свояка и выходе прицельным шаром в центр белый шар оказался рядом с контрольным (красным), то на клапштоссе можно поставить сопернику снукер с битком в центре стола рядом с контрольным шаром. В таком случае зона маски намного больше и сложность выхода из снукера возрастает в разы.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]