Откуда пошла эта байка, что кожаную наклейку кия изобрёл некий французский капитан Менго, сидя в Бастилии и поигрывая в бильярд с комендантом тюрьмы? )) Вот уж воистину, чем нелепее вымысел, тем охотнее люди готовы в него поверить.
Леман в своей книге пишет, что "в 1827 году француз Манго изобрел наклейку из кожи" и в дальнейшем обосновывает эту версию цитатой неизвестного французского автора, написавшего «La Physiologie du joueur de billard», изданную в 1846 г. Сам же неизвестный автор пишет не столько об изобретении наклейки французом, сколько о том фуроре, который вызвал появившийся в бильярдных кругах капитан со своим новым кием. То есть, Менго в то время уже в совершенстве владел кием, оборудованным кожаной наклейкой. О применении мела (извести) для придания кончику кия лучшего сцепления с шаром было известно и ранее, также как и то, что форму наконечника шафта выгодно делать не плоскую, а слегка округлую. К 1827 г. относится и первое (французское) издание книги Francois Mingaud "Noble Jeu de Billard" - собственно, не книги даже, а набора из 40 диаграмм с изображениями позиций шаров на бильярдном лузном столе и краткими текстовыми пояснениями трюковых ударов. Впрочем, и в более позднем английском издании 1831 г., где есть несколько страниц предваряющего диаграммы текста, об изобретении автором книги кожаной наклейки кия нет ни слова. Удивительная скромность.))
Тщательное изучение французских источников находит упоминание Mingot, как изобретателя кия с кожаной наклейкой (queue a procede), в пьесах 1823 и 1826 гг. Персонаж первой
пьесы возмущается, что до появления киев с кожаными наклейками он выигрывал во всех пульках (колхоз по-современному), но всё разрушилось в один день, как только появилось дьявольское изобретение Минго. А вот реплика во второй
пьесе намного любопытнее. В ней, сводясь в игру на бильярде, один персонаж предлагает другому шесть очков форы и предлагает играть новомодным кием с кожаной наклейкой (queue a procede). На что второй персонаж бахвалится, что для него, побеждавшего Mingot a la Russe, фора неприлична и соглашается играть только на равных.
"A la Russe" по французски значит "типа русский", "похожий на русского". На первый взгляд, это кажется странным. Однако, если учесть, что на большинстве диаграмм в
книге Mingaud изображено пять шаров: два белых, пронумерованных цифрами 1 и 2, красный, синий, и жёлтый, то есть точно такой же набор, как и в ставшей известной во Франции после поражения Наполеона в 1814 г. игре "Русская пятишаровая", то это уже не кажется странным, а становится закономерным. Закономерным, если предположить, что Mingaud долго общался с русскими и от них набрался бильярдного мастерства, русских бильярдных игр и особенностей бильярдного инвентаря.
Когда же Капитан Менго мог стать "а ля рюс"? Вообще, есть варианты. К примеру, он мог попасть в плен к русским во время Отечественной войны 1812 г. Ведь он был пехотным капитаном армии Наполеона. Из 200 000 пленённых в России французов, после разгрома Наполеона в 1815 году из России домой во Францию выехало около 30 000 человек. Ещё часть выехала после восстания декабристов 1825 года, когда началась реакция и отношение к иностранцам-республиканцам со стороны российских властей ожесточилось. Пережившие войну французы в России, часто были гувернантами, учителями в помещичьих домах; к примеру, у Лермонтова учителем был пленный француз. Так что, поиграть на русском бильярде некоторые из пленных французов очень даже могли. Эта версия мне представляется более правдоподобной, чем изучение капитаном Менго бильярда в Бастилии.
Другой вариант, это - общение капитана Менго с русскими офицерами, как носителями русской бильярдной традиции, во время оккупации Франции войсками антинаполеоновской коалиции в 1815 - 1818 гг. Четыре года оккупационный Корпус Воронцова численностью 45 000 человек стоял на севере Франции рядом с подобными корпусами англичан, пруссаков, австрийцев. Военные действия не велись, а межнациональные контакты офицеров были обыкновенным делом. Недаром, в 1818 г. во Франции вышел альманах с описанием целого ряда бильярдных игр иностранного происхождения. Именно в нём
впервые во Франции появилось описание трёхшаровой игры Карамболь, пятишаровой игры Каролина (Русская пятишаровая) и некоторых других.