В представленном рассказе Ивана Ивановича Панаева, вошедшем в сборник "Очерки из петербургской жизни нового поэта" (1860 год; Санкт-Петербург; типография К.Вульфа), уделено немало внимания событиям, происходящим вокруг бильярдных катал того времени. Написано легко, читается с удовольствием. Не сомневаюсь, что для расширения кругозора будет весьма полезно ознакомиться.
Этот французский альманах игр, изданный в 1721 г., показывает, что в начале 18-го века (то есть, когда Пётр I, якобы, стал внедрять бильярд на Руси), во Франции, да и во всей Европе, бильярд находился в зачаточном состоянии. Как и в Англии, во Франции играли на шестилузном столе утолщёнными битами в двухшаровую игру с Аркой и Столбиком (Port & King).
Также имелась игра "A la guerre" для компании игроков (как правило, не более девяти), у каждого из которых был свой собственный биток, помечаемый для отличия от других битков точками, как на костях домино.
Собственно, это сказано к тому, что в России середины 18-го века бильярдная мысль ничуть не отставала от европейской, а скорее опережала её.
Эта книга образец того, что не следует всецело доверять старым документальным источникам, не поверяя их уже имеющимися, признанными достоверными источниками. Обложка этой книги датирует её 1588 годом, однако изображение вполне современного кия и мазика образца не ранее середины 1700-ых годов вызывает недоумение. Когда же в примечании после XXXII строфы мы читаем о пятишаровом русском карамболе, не остаётся никаких сомнений, что книга в действительности издана никак не ранее последней четверти 1700-ых годов. Кому же понадобилось фальсифицировать год издания книги, ведь даже без приведённых явных несуразиц качество издания и применяемый шрифт явно не соответствует 16-ому веку? Представляется, что лучший ответ на это даёт теория альтернативной истории Фоменко-Носовского.
Английское издание 1831 г. книги того самого "капитана Менго", которому приписывается изобретение кожаной наклейки кия. Собственно это даже скорее не книга, а сборник иллюстраций с изображениями позиций шаров на бильярдном столе и кратких пояснений трюковых ударов. Этакий рекламный буклет, призванный побудить читателя посетить публичные показательные выступления автора - виртуозного бильярдиста, организовываемые переводчиком и издателем буклета, известным бильярдным фабрикантом и держателем салона Джоном Тьюрстоном.
Обращает внимание тот факт, что о самой кожаной наклейке в текстовой части книги скромно умалчивается, хотя демонстрируемые на диаграммах удары невозможно сделать кием не оборудованным кожаной наклейкой. Отмечу также, что на первой-же диаграме, как и на многих последующих изображены 5 шаров : два белых пронумерованных цифрами 1 и 2, красный, синий, и жёлтый. То есть именно тот набор шаров, который используется в игре "Русская пятишаровая", получившая известность в Европе под названиями "Russian game" или "Caroline" после поражения Наполеона и оккупации Франции в 1814г. войсками анти-наполеоновской коалиции, в том числе русскими войсками.
Перевод книги на русский язык также представлен на сайте.
В этом английском журнале, изданном в Лондоне в 1870 г., была опубликована история происхождения и развития бильярда глазами английского писателя Генри Джонса (Henry Jones), скрывавшегося под псевдонимом Кавендиш (Cavendish; переводится как "плиточный табак").
Это одна из самых старых книг описывающих бильярдную игру, она издана в Париже в 1665 г. Бильярдная игра в ней презентуется как новое, ранее нераспространённое развлечение. Описана игра на лузном столе с двумя шарами - битками соперников, с неподвижно закреплённой Аркой (passe) и незакреплённым Столбиком (butte). Удары по шарам наносятся утолщёнными концами бит, впрочем упоминается и возможность играть тонким концом биты, то есть "хвостом". От французского слова "queue" (хвост) позже произойдёт английское слово "cue", а уже от него и русское "кий".
Переводить со старофранцузского с помощью гугла занятие неблагодарное, поэтому неплохо бы услышать перевод книги носителем французского языка.
Журнал Ковент-Гарден, издаваемый в Лондоне в 1773 г. и приложение к этому выпуску журнала, выпущенное в начале 1774г.
Именно в этом журнале появилось первое упоминание трёхшаровой игры "Карамболь" с третьим красным шаром. Одноимённое название получил и новый, оцениваемый технический приём - соударение битка игрока с остальными двумя шарами: битком соперника и "ничейным" красным шаром. Сказано, что игра пришла из Франции, хотя в самой Франции существующие бильярдные источники этого времени о трёхшаровой игре ещё не упоминают.
В приложении к журналу говорится о пришедшей из-за границы трёхшаровой игре "Русский Карамболь". Главное отличие её от уже упомянутой версии трёхшаровой игры в том, что в русской версии применяется серийное правило, позволяющее сыгрывать повторно выставляемый на центральную отметку стола сыгранный красный шар. Это самое первое упоминание о правиле серийной игры в бильярде, которое стало позже применяться практически во всех играх и послужило причиной развития правил игры и появления новых игр.