Где находится родина современного Карамболя?
| |
Сергей_Тихонов | Дата: Вторник, 23.01.2018, 07:58 | Сообщение # 1 |
Эстет
Группа: Администраторы
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Когда заходит речь о карамбольной игре, на ум сразу же приходит Франция конца восемнадцатого века. Действительно, именно тогда и именно там была на практике реализована идея о том, что в бильярде шары можно направлять не только в неподвижные лузы, но и в другие шары, положение которых в ходе игры меняется. Так, последовательное соударение битка с несколькими другими шарами, названное карамболем, стало приёмом ведения новой бильярдной игры, которую также стали именовать Карамболем. Но можно ли считать, что именно Франция является родиной современного Карамболя? Думаю – нет, ведь сейчас игре присущи ещё два знаковых признака. Во-первых, карамболем сейчас считается не любое последовательное соударение шаров, а только такое, при котором до второго контакта биток не менее трёх раз касается бортов стола. А во-вторых (что автоматически вытекает из первого признака), траектории битка стали длинными, опоясывающими весь стол. Так что, родиной современного – так называемого трёхбортного – Карамболя Францию считать неправильно. А где же и как такой Карамболь родился? Расскажу по порядку.
Так уж совпало, что в семидесятые годы девятнадцатого века и в Старом Свете и в Америке появились новые бильярдные игры, которым впоследствии было суждено на долгие годы войти в число самых популярных игр в мировом бильярдном спорте. И интересно то, что в обоих случаях произошло это по одинаковой причине – назревшей необходимости существенного повышения игровой зрелищности, которого существовавшие на тот момент игры никак не могли обеспечить. В Европе, и прежде всего – в Англии, в качестве основной игры до тех пор выступал Кэннон (ранее известный под названием «Карамбольной игры приобретений и потерь» – Winning and Losing Carambole Game и худо-бедно доживший до наших дней под названием «Английский бильярд» – English Billiards), который до поры до времени удовлетворял запросы зрительской аудитории. Однако, со временем уровень мастерства многих игроков вырос настолько, что серии с набором огромного количества очков стали обыденностью. Ну а когда игроки стали повсеместно включать в свой арсенал приёмы «няньчания» шаров (nurse), серийные рекорды стали расти просто как на дрожжах. Наиболее ушлые и технически подготовленные мастера игры стали просто пачками устанавливать рекорды серийной результативности, набирая сотни очков (позже – в двадцатом веке – дело вовсе дошло до абсурдных рекордов размером более сотни тысяч очков)! Естественно, обычные зрители, заплатившие свои «кровные», желающие наблюдать за «живым» противостоянием, и даже в некотором смысле – за контактной борьбой соперников, а получившие взамен монотонную, длительную и однообразную канитель набора очков, никак не могли этим удовлетвориться. Такое времяпрепровождение начало превращаться если не в каторгу, то уж в унылую тянучку времени – совершенно точно. В итоге, в 1875 году был найден выход – была придумана и стала потихоньку набирать обороты игра, получившая название Снукер.
|
|
| |
Сергей_Тихонов | Дата: Вторник, 23.01.2018, 08:00 | Сообщение # 2 |
Эстет
Группа: Администраторы
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Продолжение 1
На протяжении третьей четверти XIX века в Соединённых Штатах доминировал «Четырёхшаровый Бильярд» ( Four-Ball Billiards), в который играли на специфичном столе, имевшем лишь четыре угловые лузы. В шестидесятые годы эта игра стала постепенно себя исчерпывать, и в результате дала импульс для образования двух самостоятельных направлений американского бильярда – лузного и карамбольного. Лузная «ветвь», в конце концов, привела к ряду игр, которые мы сейчас относим к Пулу. А вот в карамбольном направлении сначала прижилась игра «Стрейт-рейл бильярд» ( Straight-Rail Billiards), являвшаяся ничем иным как уже распространённой по миру французской карамбольной игрой. Это была простая карамбольная игра на столе без луз, в которой игроку не ставились никакие препоны для выполнения карамболей с помощью трёх шаров. И итог не заставил себя долго ждать – очки, серийно набранные с помощью «няньчающих» карамболей ( nursing caroms), стали расти не по дням, а по часам. Естественно, это не нравилось не только зрителям, но наводило скуку и на самих игроков. Какое-то время они по инерции ещё продолжали проявлять интерес к такому рафинированному Карамболю, но после того как в 1890 году Якоб Шэфер ( Jacob Schaefer) выполнил феноменальную серию из 2996 карамболей подряд, профессиональные игроки перестали принимать участие в матчах по «Стрейт-рейл бильярду». За ними последовали и наиболее продвинутые любители, у которых за плечами уже были серии по несколько сотен очков. В общем, эта разновидность карамбольного бильярда так и отмерла. Но свято место пусто не бывает, и освободившуюся нишу практически синхронно попытались занять сразу три разновидности карамболя, в которых были реализованы разные идеи для борьбы с изрядно набившим оскомину «няньчанием». Первая разновидность называлась Cushion Caroms – это была игра, в которой выполненный карамболь считался результативным, если до момента соударения со вторым (по очерёдности) прицельным шаром биток хотя бы один раз входил в контакт с бортом. Однако, как очень быстро показала жизнь, этот так называемый «Однобортный Карамболь» вовсе не стал серьёзным препятствием для апологетов крупносерийной игры за счёт няньчания шаров. И как результат – к концу века подобная карамбольная игра канула в лету. Вторая разновидность удостоилась явно нескромного названия « Игра Чемпионов» ( Champion’s Game). Основной замысел противодействия построению крупных серий заключался в том, что у углов стола были выделены (с помощью разметки) треугольные области, в которых действовало особое условие выполнения карамболей: если оба прицельных шара располагались в области, то внутри её можно было сделать лишь два результативных карамболя подряд, после чего хотя бы один из шаров должен был выйти за обозначенные пределы. Подобно «Однобортному Карамболю», и эта разновидность игры не нашла долгого и доброго приюта в бильярдной среде: как будто оправдывая аванс, выданный названием, игра с истинно чемпионской быстротой исчезла из турнирной практики, просуществовав при этом немногим более пяти лет.
|
|
| |
Сергей_Тихонов | Дата: Вторник, 23.01.2018, 08:01 | Сообщение # 3 |
Эстет
Группа: Администраторы
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Продолжение 2
Третья разновидность, названная «Трёхбортным Карамболем», предлагала игрокам и зрителям совершенно новый подход: в ней карамболь засчитывался лишь, если биток касался второго прицельного шара после трёх или более соударений с бортом (бортами) стола. Такое нововведение исключало возможность построения серий за счёт нанесения слабых ударов и соударений рядом расположенных трёх шаров. Видимо, эта разновидность карамбольной игры несколько опередила своё время, так как лучшие бильярдные игроки поначалу оказались ментально не готовы её принять и, соответственно, не собирались заниматься популяризацией. Тем не менее, «Трёхбортный Карамболь» выжил, хотя и существовал где-то на задворках – так он просто переживал нелёгкие времена, ожидая своего звёздного часа. Ну а тем временем шли уже восьмидесятые годы века, и почитателям карамбольного бильярда была просто необходима достойная игра, которую приняли бы и профессионалы и многочисленная армия зрителей. И такая игра вскоре нашлась – в 1883 году зрителям впервые был представлен «Зонный Карамболь» ( Balkline Billiards). Идея борьбы с «няньчанием» в данном случае была несколько схожа с той, что ранее реализовали в «Игре Чемпионов» – только здесь игровая поверхность делилась на большое количество прямоугольных зон, и игроку не давалось права копить очки за счёт спаренных ударов в любой из зон. Новая игра сразу же пришлась по душе практически всем известным в то время мастерам бильярдной игры; в последовавших многочисленных турнирах и матчах принимали участие, в частности: Джозеф Дион ( Joseph Dion), Уильям Секстон ( William Sexton), Морис Дэли ( Maurice Daly), Джордж Слоссон ( George F. Slosson), упоминавшийся выше Якоб Шэфер старший, Фрэнк Айвз ( Frank C. Ives), француз Морис Виньё ( Maurice Vignaux). Таким образом, на смену обычному карамболю пришёл не «Трёхбортный Карамболь», как это многие полагают, а «Зонный Карамболь». Именно эта игра долгие годы была основной как в США, так и в Европе. Она уступила своё место «Трёхбортному Карамболю» лишь в 1930х годах. Ну а как «Трёхбортный Карамболь» – что же с ним-то происходило до упомянутых тридцатых годов двадцатого века? Известно, что эта игра появилась в те же семидесятые годы девятнадцатого века, и придумал её чрезвычайно разносторонний человек – игрок-любитель Уэйман МакКрири ( Wayman McCreery). Если бы не усилия, которые он вплоть до смерти в 1901 году направлял на популяризацию своего детища, то, может быть, игра и не стала бы настолько популярной, как сейчас. Но прежде чем занять в умах поклонников бильярда такое положение, «Трёхбортный Карамболь» прошёл через непростые периоды развития. Весь начальный период его становления можно условно разделить на три этапа: 1 - этап «бедного родственника» – с 1878 по 1907 год; 2 - этап вовлечения ведущих мастеров бильярда и массовой зрительской аудитории – с 1907 по 1935 год; 3 - этап единовластия в безлузном бильярде – с 1935 года.
|
|
| |
Сергей_Тихонов | Дата: Вторник, 23.01.2018, 08:02 | Сообщение # 4 |
Эстет
Группа: Администраторы
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Продолжение 3
На первом из этих этапов «Трёхбортный Карамболь» скромно пребывал в тени своего временно гораздо более успешного родственника – «Зонного Карамболя». В трёхбортной разновидности игры свои силы пробовали, в основном, игроки-любители и профессионалы, не входившие в авангард мирового карамбольного бильярда. (Информацию о матчах, прошедших в этот период, можно найти на стр. 329-336 книги Бенджамина Гарно ( Benjamin Garno) Modern Billiards (издание 1908 года), а ещё полнее – на сайте Чарьлза Урситти ( Charles Ursitti)). В числе таких профессиональных игроков можно назвать Юджина Картера ( Eugene Carter), Джона Дэли ( John Daly), Ллойда Евне ( Lloyd Jevne), Томаса Галлахера ( Thomas Gallagher), Фреда Имза ( Fred Eames). Помимо них, за игрой в «Трёхбортный Карамболь» несколько раз были замечены и упомянутые выше два мастера, чьи имена были на слуху в бильярдном мире – Якоб Шэфер и Фрэнк Айвз. Справедливо будет спросить, – «А почему же ведущие профессионалы не проявляли интереса к этой игре»? В Википедии утверждается: до 1907 года неприятие было основано на заявлениях многих топовых игроков о том, что игра им не нравится. Однако, никаких дополнительных данных или ссылок, подтверждающих такую информацию, не приведено. Да и вообще, непонятно – как следует правильно понимать слова «игра не нравится»? Ведь, не самими же правилами игры были недовольны игроки?! Мне представляется, во-первых, что дистанцирование от игры вполне могло объясняться не вполне достаточной квалифицированностью большинства игроков в этой сложной разновидности бильярда. В качестве примера расскажу об «успехах» Якоба Шэфера, который трижды пытался бороться за звание чемпиона мира по «Трёхбортному Карамболю»: в 1898 году он занял третье место в турнире, сыгранном восемью участниками; в 1900 году – последнее место в турнире шести игроков (проиграв все встречи!); в 1901 году – второе место в турнире пяти участников. И напомню, что это – тот самый великий Якоб Шэфер, ошеломительные успехи которого в «Стрейт-рейл бильярде» и «Зонном бильярде» были известны по всему миру. А во-вторых, серьёзным движущим фактором для ведущих игроков всегда была и будет материальная заинтересованность. И в этом смысле, совсем уж крохотный размер призовых денежных средств на турнирах и в челлендж-матчах никак не способствовал тому, чтобы лучшие игроки вдруг полюбили новую разновидность игры и срочно бросились на её освоение. Так, на самом первом турнире 1878 года, который обладал статусом Чемпионата Мира, призовые выплачивались игрокам, занявшим первые три места; эти выплаты составили всего лишь 75, 50 и 25 долларов, соответственно. Как оказалось – чтобы пробудить интерес к «Трёхбортному Карамболю», вполне достаточно было назначить награду тому, кто становится Чемпионом мира. В 1907 году такой приз учредил миллионер Джордан Ламберт, который сам был не прочь побаловаться игрой в бильярд. (В выше указанных статистических источниках размер приза Ламберта не указан; однако, в периодической печати тех лет мне удалось найти заметку, из которой следует, что стоимость такого бриллиантового приза в 1914 году составляла 1100$). Помимо этого, на Чемпионате Мира 1907 года награждались игроки, вошедшие в первую четвёрку; эти призовые составляли 300, 225, 150 и 75 долларов, соответственно. Вот такой суммарный приз уже рассматривался в качестве лакомого куска для тех, кто его оспаривал.
|
|
| |
Сергей_Тихонов | Дата: Вторник, 23.01.2018, 08:02 | Сообщение # 5 |
Эстет
Группа: Администраторы
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Продолжение 4
В результате, в число соискателей впервые вошёл известнейший игрок, многократный обладатель высших титулов по Стрейт Пулу Альфредо де Оро ( Alfredo de Oro) – кубинец, занимающий четвёртую строчку в списке величайших бильярдных игроков 20-го века, и в числе первых удостоенный чести быть увековеченным в зале славы BCA. Однако, первая проба кия не позволила де Оро сразу же стать чемпионом и в новой для него разновидности бильярда – он занял всего лишь четвёртое место, но при этом ощутил «шелест» вожделенных призовых купюр. Впервые Альфреду де Оро удалось забраться на чемпионский олимп в следующем 1908 году – благо, для этого появились регулярные возможности оспаривать титул у действующего Чемпиона, вызывая его на челлендж-матч. Например, в 1908 году было сыграно четыре таких матча-вызова, в 1909 – три, а в 1910 – пять матчей. Подобный формат с частыми розыгрышами мировой короны был по душе и самим претендентам – ведь при этом каждый раз победитель получал немалые призовые (включая трофей Ламберта). Очередной же турнир, на котором в рамках круговой системы разыгрывался титул Чемпиона Мира, состоялся в 1915 году. Тогда настало время, когда интерес мастеров бильярда и зрителей к «Трёхбортному Карамболю» неуклонно рос, и уже вряд ли кому-то приходило на ум отводить полюбившейся игре положение Золушки, ещё не побывавшей на балу. Чтобы избежать путаницы, нужно отметить, что с 1928 года под эгидой UMB ( Union Mondiale de Billard) стали проводиться Чемпионаты Мира среди любителей – и победителей этих первенств не следует смешивать с Чемпионами-профессионалами. Окончание второго этапа становления трёхбортной игры будет логично связать с 1935 годом – ведь именно с этого времени перестали проводиться мировые Чемпионаты по «Зонному Карамболю», и «Трёхбортный Карамболь» стал по праву единолично владычествовать в безлузном направлении бильярдных игр. (Кстати: уже задолго до 1935 года ведущие профессионалы начали заявлять о своих претензиях к зонной игре; например, об этом вещала газета Нью-Йорк Таймс в сентябре 1900 года). Почему же трёхбортная разновидность игры так безжалостно вытеснила зонную – в своё время приглянувшуюся мастерам? Думается, что причина лежит в исключительной простоте правил трёхбортной игры: происходящее не столе при такой игре вполне доступно не только для зрителей-эстетов с немалым стажем, но даже и для всех тех, кому посчастливилось увидеть игру впервые. Недаром же говорят, что всё гениальное – просто! И напротив, «Зонный Карамболь» в этом смысле был неудобен для наблюдения и понимания (и это ещё очень мягко сказано!) обычным зрителям, не владеющим тонкостями игры. В подтверждение этих слов сошлюсь на газетную статью, напечатанную в мае 1885 года; в ней подчёркивается, что зрители всегда могут понять – коснулся ли шар борта или нет, а вот определить – находится ли шар внутри определённой области стола или нет – возможно не каждый раз.
|
|
| |
Сергей_Тихонов | Дата: Вторник, 23.01.2018, 08:03 | Сообщение # 6 |
Эстет
Группа: Администраторы
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Окончание
Искать в литературе и периодической печати конца XIX века – начала XX века информацию, указывающую на исторически предопределённую необходимость перехода карамбольной игры к трёхбортному варианту – дело, в общем-то, не очень благодарное. Действительно, ведь только время расставляет правильные акценты, только оно в состоянии указать на истинные причины и следствия в свершившейся истории. Поэтому, не претендуя на многое, упомяну лишь о нескольких печатных источниках, выходивших в свет в период становления «Трёхбортного Карамболя». 1 - В выпуске газеты The New York Times от 14 ноября 1878 года напечатана статья « Бильярд тогда и теперь», в которой обсуждается проблема бильярдных залов, пустующих из-за значительного снижения популярности игры. При этом в качестве одной из причин проблемного состояния бильярдной игры называется процветание «няньчания» шаров. 2 - В выпуск газеты The New York Times от 30 января 1879 года вошла аналитическая статья « Научный бильярд», в которой подробно и аргументированно объяснено – почему «няньчание» наносит вред бильярду. 3 - Уже в конце 1909 года на «Трёхбортный Карамболь» обратил пристальное внимание великий Уилли Хоппе ( Willie Hoppe) – и не просто обратил, а поставил трёхбортную игру на один уровень с зонной. После завоевания чемпионских титулов по двум разновидностям «Зонного бильярда», он объявил о желании стать неоспоримым Чемпионом Мира, для чего нужно ещё выиграть и чемпионат по «Трёхбортному Карамболю». 4 - В 1914 году Чемпион Мира по Кэннону Мельбурн Инман ( Melbourne Inman) предложил создать новую бильярдную игру и проводить по ней международные чемпионаты. Эту игру предполагалось строить на основе Кэннона и «Зонного Карамболя», в то время уже начинавших сдавать свои позиции Снукеру в Англии и «Трёхбортному Карамболю» в США. С заокеанской стороны это предложение поддержал американский Чемпион Уилли Хоппе. Правда, он сразу же высказал сомнение в том, что удастся найти окончательное согласие при объединении игр. Если бы была возможность создать «доску славы» для игроков, внесших на втором и третьем этапах становления наибольший вклад в развитие «Трёхбортного Карамболя», то я бы увековечил на этой доске портреты многократных Чемпионов Мира Альфредо де Оро, Огеста Кикхефера ( August Kieckhefer), Джонни Лэйтона ( Johnny Layton) и Уилли Хоппе.
|
|
| |
plutarch | Дата: Суббота, 27.01.2018, 23:35 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 53
Статус: Offline
| Длительность перехода с зонного карамболя на трёхбортный объясняется в первую очередь тем, что, несмотря на одинаковый инвентарь, идеология этих игр разительно отличается. В зонном карамболе, как и в предыдущих его версиях, игра является соревнованием в построении серий, поэтому основная задача это сделать выход при выполнении относительно несложного результативного удара. В трёхбортном же карамболе задача выхода практически не стоит, а сам же результативный удар исключительно сложен. То есть такая игра является соревнованием в исключительном техническом мастерстве. По сути, если в трёхбортный карамболь играть без серийного правила, то он ничего не потеряет и будет смотреться почти также. А зонный карамболь (и предыдущие) без серийного правила теряют всякий смысл.
Зри в Корень ! (с) Козьма Прутков
|
|
| |
Сергей_Тихонов | Дата: Воскресенье, 28.01.2018, 06:29 | Сообщение # 8 |
Эстет
Группа: Администраторы
Сообщений: 78
Статус: Offline
| Трудно не согласиться с тем, что идеологии зонного и трёхбортного Карамболей существенно различны. По большому счёту, соглашусь и с логикой предыдущего сообщения. Но при этом, справедливости ради, постараюсь чуть-чуть защитить трёхбортную игру - ведь она всё же не такая простая по сути, как это могло показаться выше при ближайшем рассмотрении. На самом деле, КАЖДЫЙ удар в трёхбортном Карамболе можно выполнить результативно далеко НЕ ОДНИМ единственным способом. А это значит, что при выборе удара учитываются дополнительные критерии - сложность его выполнения и возможность реализации удобного выхода для продолжения серии. И второй из указанных критериев превалирует при принятии решения. Во многом благодаря этому, игра всё-таки носит чувствительно серийный характер.
|
|
| |
|